ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООБЛАДАНИЯ И ВЫДЕРЖКИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЛЬПИНИЗМОМ И СКАЛОЛАЗАНИЕМ

Кандидат психологических наук, доцент В.И. Енин
Ставропольский технологический институт сервиса, филиал ЮРГУЭС, Ставрополь

Кандидат педагогических наук, доцент Р.Р. Магомедов
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Волевая организация личности чаще всего изучается на основе трех ведущих групп методов. Во-первых, опросного типа, где испытуемые отвечают на предлагаемые им вопросы или суждения, тем самым давая самооценку развитию волевых свойств. Во-вторых, - по мнению экспертов, которые хорошо знают испытуемых или наблюдают за их поведением в определенных ситуациях и дают экспертную оценку проявлению волевых качеств. В третьей группе методов определяется уровень демонстрации волевого усилия при выполнении специальных заданий (задержка дыхания, статические или динамические мышечные напряжения и т.п.). Степень проявления волевого усилия в этих случаях определяется объективной оценкой, основу которой составляют секунды, метры и другие единицы измерения.

Каждая из групп методов имеет свои недостатки. Те из них, в основе которых лежит самооценка, - страдают субъективизмом. Экспертную оценку не всегда можно получить, так как достаточно сложно выявить компетентных и объективных экспертов, хорошо знающих испытуемых. Ситуации проявления воли не всегда отражают спортивно важные качества. Неспециализированной направленностью отличаются и большинство методик по изучению волевых усилий, которые имеют объективную оценку при выполнении конкретных заданий. Вместе с тем в спортивно -педагогической практике подчеркивается важность исследования специализированных волевых качеств, проявляющихся и реализующихся в конкретном виде спорта, поскольку именно их высокий уровень развития определяет успех выступления на соревнованиях.

Таким образом, особую актуальность приобретает проблема разработки комплексных методов исследования
волевых качеств в специализированных условиях спортивной деятельности.

Настоящая методика создана и апробирована в работе с подростками 14-15-летнего возраста, занимающимися альпинизмом и скалолазанием. Возрастной диапазон может быть расширен с 10 до 17 лет, относительным ограничением является лишь высокий уровень спортивной квалификации (до I взрослого разряда по скалолазанию). Рекомендуется применять с занимающимися 1-2-го годов обучения.

Основу признаков волевого свойства составили определения А. Ц. Пуни (1979). Основным критерием уровня проявления самообладания-выдержки является умение управлять своими действиями.

Диагностика проводится в условиях обычного учебно-тренировочного занятия на естественном или искусственном скалодроме. Подбирается вертикальная стенка высотой 12-20 м, имеющая в нижней и верхней частях полки или зацепки, на которых можно легко стоять, придерживаясь руками за скалу. Нижняя полка находится на высоте 1,5 м и расположена на 2,5 м в сторону от места закрепления страховочной веревки вверху. Верхняя полка на 2 м ниже точки закрепления страховочной веревки по линии "падения воды".

Таблица 1. Шкала С - В, С. О.

Суждения

Наоборот

Нет

Как будто так

Верно

Совершенно верно

1. В течение всей работы был сосредоточен, хорошо понимал все указания

 

 

 

 

 

2. Четко контролировал свои действия, состояние

 

 

 

 

 

3. При выполнении задания ясно мыслил, использовал нужные зацепки на стене

 

 

 

 

 

4. Был спокоен, выдержан, дисциплинирован

 

 

 

 

 

5. Поставленную задачу выполнил правильно

 

 

 

 

 

Инструкция: внимательно прочти суждения и отметь крестиком на оценочной шкале тот ответ, который характеризует твои действия во время выполнения задания.

Перед участниками исследования ставится задача (инструкция) - пристегнувшись к страховочной веревке, подняться на нижнюю полку, подать голосом сигнал готовности и по команде быстро спрыгнуть вниз, зависнув на страховке. Повторить упражнение с верхней полки. При этом необходимо выполнять три требования:

1. Не очень сильно и не очень слабо отталкиваться от стенки при спрыгиваниях.

2. Не хвататься руками за страховочную веревку.

3. Сохранять правильную позу после прыжка во время зависания на веревке, до встречи со стенкой.

Дополнительными трудностями являются:

а) "маятник" на 2,5 м в сторону при спрыгивании с нижней полки;

б) большая высота второй полки.

При нарушении 1, 2-го или 3-го требований снимается соответственно 1, 2 или 3 балла при каждом спрыгивании, при правильном выполнении двух прыжков максимальная объективная оценка равна 6 баллам, минимальная - 0.

В целом уровень проявления (развития) самообладания - выдержки определяется по трем параметрам:

- самооценка - по опроснику;

- экспертная оценка - по поведенческим компонентам;

- объективная оценка - по количеству набранных баллов.

Самооценку получают путем заполнения участником шкалы С-В, С.О. (табл. 1), сразу после выполнения упражнения (в течение первых 3 мин). Каждое суждение на шкале имеет качественное определение со следующей стоимостью в баллах: наоборот - 2, нет - 1, как будто так - 0, верно + 1, совершенно верно + 2. В результате последующей обработки шкалы каждому участнику выставляется балл самооценки проявления самообладания -выдержки в диапазоне от - 10 до + 10.

Критерием экспертной оценки проявления самообладания-выдержки являются следующие поведенческие компоненты:

1. Рациональность прижимания туловища к стене во время лазанья и во время стояния на полках.

2. Оптимальность силы отталкивания от скалы при спрыгивании.

3. Подавление непроизвольного желания схватиться за страховочную веревку при потере опоры.

4. Правильное положение рук при зависании на веревке (согнуты в локтях перед собой, ладони вперед - готовность смягчить встречу со стеной после спрыгивания).

5. Правильное положение ног при зависании на веревке (на ширине плеч, согнуты в тазобедренном и коленном суставах, стопы вверх на себя - готовность смягчить встречу со стеной после спрыгивания).

В качестве экспертов могут привлекаться более опытные спортсмены или тренеры. Эксперт получает оценочный лист (табл. 2) и выставляет участнику баллы за проявление поведенческих компонентов - от -2 до +2. В сумме экспертных оценок каждый юный спортсмен получает среднеарифметическую оценку в диапазоне от - 10 до + 10 баллов.

Процедура диагностики. После ознакомления участников с предстоящим заданием и требованиями демонстратор (опытный спортсмен) выполняет спрыгивания, обращая внимание на три требования и полную надежность страховки. Очередность определяется жеребьевкой. Желательно, чтобы участники не видели выполнения упражнения другими. Первый и каждый следующий участник обеспечиваются страховкой (согласно "Правилам соревнований по скалолазанию"), получают последнюю краткую инструкцию по четкости и правильности выполнения требований при спрыгивании и выполняют упражнение.

Необходимое количество людей, обеспечивающих процедуру диагностики:

- судья на страховке - 1 человек (он же дает команду на спрыгивание, после сигнала участника о готовности);

- педагог, дающий последнюю инструкцию и фиксирующий объективные баллы (1 человек).

- эксперт, оценивающий поведенческие компоненты (1-3 человека).

Методика может быть использована как для диагностики, так и для развития самообладания-выдержки на скальном рельефе при многократном применении.

Таблица 2. Оценочный лист проявления самообладания - выдержки по поведенческим компонентам

Поведенческие компоненты и варианты их оценок 
в баллах (-2, -1, 0, +1,+2)

Фамилии участников или номера по жребию

 

 

 

 

 

 

1. Рациональность прижимания туловища

 

 

 

 

 

 

2. Оптимальность силы отталкивания

 

 

 

 

 

 

3. Отсутствие хватаний за веревку

 

 

 

 

 

 

4. Правильное положение рук

 

 

 

 

 

 

5. Правильное положение ног

 

 

 

 

 

 

Среднеарифметическая оценка

 

 

 

 

 

 


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: