ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНВЕНТАРЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ ФУТБОЛИСТОК РАЗЛИЧных соматических типов Кандидат
педагогических наук А.А.
Зайцев Проблема. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса возможно лишь при доскональном учете всех его сторон, к которым в равной мере можно отнести и инвентарь, адекватный силовым возможностям и психическим особенностям спортсменок групп начальной подготовки. В этом вопросе мы солидарны с некоторыми зарубежными специалистами [5 - 8], которые считают, что положительная динамика освоения технических элементов в женском футболе будет иметь место только при условии учета ряда составляющих, среди которых были выделены профессионализм детских тренеров, наличие тренировочных программ, разработанных и апробированных на основе современных методических представлений о спортивной тренировке как педагогическом процессе, качество специализированного инвентаря и его умелое использование с учетом возрастных особенностей индивидуального развития юных спортсменок. Анализ графика рис. 1 показал, что если в 9 лет вес мяча на 1 кг веса спортсменки составил 1,65%, то в 20 лет аналогичный показатель находился в пределах 0,73%, то есть вес мячей, которыми тренировались и играли футболистки групп начальной подготовки , более чем в два раза превышал допустимый для вышеуказанной возрастной группы. Этой особенностью объяснялись существенные ошибки при выполнении ряда технических элементов. Вес мяча неадекватен силовым возможностям спортсменок групп начальной подготовки, и освоение технических приемов в ходе учебно-тренировочного процесса изначально неверно. В играх неправильные действия закреплялись и со временем доводились до автоматизма, и исправить это в будущем не представлялось возможным. Методика исследования. Пространственные особенности тела дают большой фактический материал для понимания энергетических процессов, силовых возможностей, а также для оценки соматического типа [2]. Для выделения соматического типа использовалась метрическая схема трехуровневого соматотипирования Р.Н. Дорохова [1], официально признанная как наиболее приемлемая для оценки растущего организма [4]. Для определения оптимального веса мяча в группах начальной подготовки юных футболисток был проведен ротационный педагогический эксперимент с использованием видоизмененного "латинского квадрата" [3], то есть четыре экспериментальных воздействия последовательно применялись к четырем группам, составленным по типу телосложения. В каждой экспериментальной серии все подгруппы пользовались одинаковым спортивным инвентарем. Ротационный эксперимент можно представить в виде схемы: Продолжительность эксперимента - три года. Контингент исследуемых - группы начальной подготовки команд отделений женского футбола "Русь" и "Чертаново" Центра образования при учебно-спортивном комплексе "Чертаново" г. Москвы. Количественный состав исследуемых - 72 человека. Каждая команда была разделена на четыре подгруппы, или микрокоманды. Первая подгруппа была составлена из игроков макросоматического (МаС), вторая - мезосоматического (МеС), третья - микросоматического (МиС) типа (численность микрокоманды - 9 человек). Четвертая подгруппа - смешанная - включала по три игрока каждого типа телосложения. Педагогический эксперимент состоял из четырех этапов. Продолжительность этапа - 2,5 месяца. Каждый этап включал два подэтапа. В ходе первого, третьего, пятого и седьмого подэтапов (продолжительность - 1,5 месяца) вводилось экспериментальное воздействие в каждую группу. В ходе второго, четвертого, шестого, восьмого подэтапов (продолжительность - 1 месяц) использовался стандартный спортивный инвентарь. На этапах работы в учебно-тренировочном процессе применялись мячи различных весов и размеров. Использовалось четыре разновидности мячей: первый этап - мячи для мини-гандбола (окружность - 44-46 см, вес - 250-280 г), третий этап - мячи для женского гандбола (окружность - 54-56 см, вес - 325-400 г), пятый этап - мячи для мужского гандбола (окружность - 58-60 см, вес - 425-475 г), седьмой этап - мячи футбольные облегченные, № 4 (окружность - 62-64 см, вес - 380-420 г). После каждого подэтапа проводились микротурниры (длительность - 1 день), в ходе которых осуществлялась регистрация соревновательной деятельности с выявлением ее (деятельности) показателей ТТД и данных эффективности их выполнения. Накопление подобной информации давало возможность определить спортивный инвентарь, адекватный силовым возможностям спортсменок, имеющих различное индивидуальное развитие организма, и тем самым решать вопросы, связанные с полноценным обучением занимающихся элементам футбола, способствуя росту их (занимающихся) технической оснащенности.
Рис. 1. Изменение относительного веса мяча в учебно-тренировочном процессе футболисток 9-20 лет
где «X» - экспериментальное воздействие; «О» - некоторый процесс наблюдения или измерения.
Рис. 2. Изменение показателей объема суммарных действий у футболисток различных соматических типов Рис. 3. Изменение показателей плотности суммарных действий у футболисток различных соматических типов Результаты исследования . Динамика (как положительная, так и отрицательная) показателей технической подготовленности (объем суммарных действий - ОСД, плотность суммарных действий - ПСД, технический брак - ТБ) имела место у спортсменок групп начальной подготовки различных соматических типов (рис. 2 - 4). После первого подэтапа у спортсменок 9 лет был отмечен прирост показателей объема и плотности суммарных действий. Положительная динамика была выявлена и при анализе технического брака футболисток групп начальной подготовки. Второй подэтап исследования имел отрицательную динамику исследуемых технико-тактических действий. По окончании третьего подэтапа величина показателей прироста у спортсменок различных соматических типов варьировалась в достаточно широких пределах. И если у футболисток МаС и МиС типов в отношении объема и плотности суммарных действий наблюдалась положительная динамика, то у спортсменок МеС типа было выявлено снижение исследуемых показателей. Технический брак незначительно уменьшился у футболисток МеС и МиС типов и существенно снизился у спортсменок МаС типа. После четвертого подэтапа прослеживалась отрицательная динамика по показателям всех исследуемых технико-тактических действий независимо от их соматического типа.
Рис. 4. Изменение показателей технического брака у футболисток различных соматических типов Аналогичный результат в отношении объема и плотности суммарных действий был отмечен после пятого подэтапа у футболисток МаС типа (15,4 и 16,6% соответственно). У футболисток МеС и МиС типов прирост составил 13,0 и 7,0% - ОСД (р < 0,05) и 12,9 и 21,0% - ПСД (р < 0,05). Технический брак имел положительную динамику у спортсменок МаС и МеС типов (1,1 и 5,5% соответственно). Отрицательные значения исследуемого показателя были выявлены у футболисток МиС типа (1,8%). После шестого подэтапа у спортсменок всех соматических типов прирост выявлен не был. Окончание седьмого подэтапа позволило определить положительную динамику лишь в отношении МеС (11,6% - ОСД, 6,7% - ПСД) и МиС (16,3 и 39,4% соответственно) типов. У спортсменок МаС типа прирост исследуемых показателей на этом подэтапе выявлен не был. Положительная динамика технического брака была определена как максимальная у футболисток МаС типа (3,8%), несколько меньше у спортсменок МеС (1,8%) и минимальная - у футболисток МиС типа (0,5%). После восьмого подэтапа отрицательная динамика (независимо от соматического типа) была выявлена лишь в отношении технического брака. Показатели объема и плотности суммарных действий выросли только у спортсменок МаС типа. У футболисток МиС типа изменений в вышеназванных исследуемых показателях выявлено не было. У спортсменок МеС типа прирост в показателях объема и плотности суммарных действий не определен. Анализ полученных результатов помог установить наличие прямой зависимости показателей технико-тактической подготовленности от весо-объемных характеристик игрового мяча: после экспериментальных этапов отмечалась положительная динамика вышеназванных показателей. Однако прирост был неодинаков у спортсменок различных типов телосложения, что дало возможность определить оптимальные параметры игрового мяча для каждой подгруппы исследуемых футболисток групп начальной подготовки: МаС тип - мячи для женского гандбола, МеС тип - мячи для мини-гандбола, МиС тип - мячи для мини-гандбола. Прирост показателей технической подготовленности после экспериментальных этапов исследования сопровождался снижением (наличием отрицательной динамики) после контрольных этапов. В данном случае наблюдалось прямое влияние масс-инерционных характеристик отдельных звеньев, участвующих в быстром и эффективном освоении технических элементов и создании новых, более совершенных стереотипов специализированных двигательных действий. Облегченные мячи помогали освоению технического элемента. Использование в ходе контрольных этапов стандартных мячей требовало включения в работу дополнительных мышц-синергистов, способствующих созданию двигательного стереотипа при освоении технического элемента. Выводы. Правильность освоения ряда технических элементов футболистками групп начальной подготовки зависит от весовых параметров мяча. В данном случае отмечено прямое влияние масс-инерционных характеристик отдельных звеньев, участвующих в быстром и эффективном освоении технических элементов и создании новых, более совершенных стереотипов специализированных двигательных действий. Облегченные мячи помогали освоению технического элемента. Использование в ходе контрольных этапов стандартных мячей требовало включения в работу дополнительных мышц-синергистов, способствующих созданию двигательного стереотипа при освоении технического элемента. Величина прироста после экспериментальных этапов исследования была неодинаковой, поскольку происходили морфологические изменения на внутриклеточном уровне, связанные с образованием новых морфологических структур, создающих предпосылки более рациональных двигательных действий. Литература 1. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Автореф. докт. дис. М., 1984. - 46 с. 2. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Соматический тип и пространственно-временная характеристика развивающегося организма // Новые методы исследования в физической культуре и детско-юношеском спорте /Под общ. ред. В.П. Губа, Р.Н. Дорохова, В.Г. Никитушкина, П.В. Квашука, И.В. Строевой. - Смоленск: ИКА, 1999, с. 20-26. 3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980, с. 26-95. 4. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для ИФК. Изд-во "Советский спорт". М., 2003, с. 126-132. 5. Contiguglia R. Girls rule // Inside the amazing World Cup Victory //Newsweek magazine, July 19, 1999. 6. Gulati S. Hear U.S. road /U.S. Sport magazine, July 29, 1999. 7. Levis V. What a kick! /Time magazine, July 19, 1999. 8. Morcos F. Women's shining moments /USA Today, the nation's newspaper, July 21, 1999. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |