ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАНЯТИЯХ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Кандидат педагогических наук, доцент А.К. Тихомиров
Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Цель управления объектом состоит, как известно, в том, чтобы получить на его "выходах" заданную последовательность значений определенного набора параметров. В соответствии с этим в ходе получения экспериментальных данных задачи сводятся к тому, чтобы выявить такие факторы воздействий (тренировочные воздействия), найти такую последовательность "входных действий", которые обеспечили бы достижение заданной цели управления. Исходя из этого определение, уточнение путей оптимизации тренировочного процесса юных фигуристок осуществляется нами на основе использования таких элементов управления, как прогнозирование, планирование (программирование), оперативное управление, контроль в сочетании с решением задач по моделированию процессов.

В проведенном нами эксперимент е определение эффективности вариантов методики тренировки осуществл ялось на основе конкретного проектирования макроцикла с использованием модельно-целевого подхода, реализации проекта, а также контроля за физическими нагрузками и эффектом их воздействий, в том числе путем определения и прослеживания соотношения динамики показателей тренировочных воздействий и динамики подготовленности испытуемого. Одна из задач эксперимента предполага ла уточнение возможности и целесообразности применения в ходе обследований групп фигуристов определенного комплекса аутентичных тестов. Последние ранее были апробированы в процессе контроля и оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристок более высокой спортивной квалификации, а также девочек, занимающихся ритмической гимнастикой. Другая важная задача была связана с уточнением целенаправленной методики тренировки спортсменов, что предполагает определение эффективности упражнений, различающихся по степени сходства или отличия их параметров по отношению к параметрам модели соревновательной деятельности . (Эксперимент проводился с участием И.Н. Дубровской .)

Исходя из сказанного до начала эксперимента испытуемые в возрасте 9,67 ± 0,84 года, тренирующиеся по программам юношеских разрядов, были разделены на две экспериментальные группы (А и Б), по 10 девочек в каждой. Занятия фигурным катанием на коньках проводились в зимний период на естественном льду и эпизодически - на искусственном . Кроме того, на протяжении почти пяти месяцев (с ноября по март) тренировочные занятия осуществл ялись и во внеледовых условиях.

В соответствии с результатами проектирования макроцикла испытуемые группы А в экспериментальной части занятий осеннего и весеннего периодов тренировали сь пять раз в неделю, из которых четыре раза по 45 мин и один раз - 15 мин (в первой половине занятий хореографией) они выполняли параспециальноподготовительные и общеподготовительные упражнения ритмической гимнастики. В зимний период эти упражнения выполнялись в экспериментальной части занятий по одному разу в неделю в течение 45 и 15 мин. Причем в группе А использовали метод "координационного наполнения". В этом случае в процессе спортивной тренировки предъявля ли все большие требования к способности индивида целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий. Моделируемая динамика тренировочных воздействий характери-зуется при этом тем, что по мере обучения и совершенствования техники отдельных двигательных действий упражнения, входящие в комплекс ритмической гимнастики, усложняются и объединяются (см. таблицу). За счет этого число повторений каждого из данных упражнений, выполняемых поточным способом, уменьшается. Так, если в начале эксперимента при исполнении сравнительно простых в координационном отношении упражнений число их повторений моделируется в пределах 8-16, то к концу эксперимента число повторений более сложных и укрупненных упражнений достоверно уменьшается до 2-6 (р < 0,01). Таким образом, по мере тренировки все более возрастает степень сходства параметров подготовительных упражнений по отношению к параметрам модели соревновательной деятельности.

В группе Б (исходя из результатов проектирования макроцикла) продолжительность экспериментальной части занятий была такой же, что и в группе А. В осенний и весенние периоды эта группа, так же как и другая, тренировалась 5 раз в неделю (4 раза по 45 мин и 1 раз - 15 мин), а в зимний период - 2 раза в неделю (1 раз 45 мин и один - 15 мин). Однако характерные особенности содержания занятий в группах существенно отличаются. В группе Б 45-минутные экспериментальные занятия, так же как и тренировочные занятия обеих групп, в общей части проектируются исходя из общей ориентации в методических подходах, приемах по выбору и распределению основного материала занятий, примерной направленности тренировочных воздействий на поурочную программу по фигурному катанию на коньках для ДЮСШ и СДЮСШОР. При этом учитываются особенности контингента испытуемых. Моделируемая моторная плотность этой подчасти экспериментальных занятий группы Б соответствует моторной плотности общей части занятий. В свою очередь, 15-минутные периоды первой половины тренировочных занятий по хореографии отводилис ь в группе Б для параспециальн оподготовительных и общеподготовительных упражнений ритмической гимнастики. Это составляет 8% времени экспериментальной части занятий осеннего и весеннего периодов, а также 25% времени соответствующей части занятий зимнего периода. Упражнения ритмической гимнастики выполняются раздельным способом, в рамках метода "координационной стабильности". При этом схема системы телодвижений, движений, поз, напряжений мышц, посредством которых субъект группы Б намеревается осуществлять цель каждого из двигательных действий, моделируется относительно постоянной на протяжении эксперимента, так же как и число повторений параспециальноподготовительных и общеподготовительных упражнений. Указанные характеристики динамики тренировочных воздействий не отличаются (р > 0,05) от соответствующих показателей, отмеченных в группе А в начале эксперимента (см. таблицу). Статистически достоверных различий отмеченных показателей физических нагрузок, спроектированных и зарегистрированных в начале и конце эксперимента, в группе Б не выявлено (р > 0,05).

Показатели объема и интенсивности нагрузок за время эксперимента в группах А и Б (Х±)

Показатели тренировочных воздействий

Группа А

Группа Б

Количество элементов, исполненных в одном занятии на льду

127,3±8,4

128,1±8,1

Количество движений в одном заняти и ритмической гимнастикой длительностью:

- 45 мин

- 15 мин

- 20 мин

 

5782±12,14

3010±22,06

-

 

-

979±10,52

-

Общая плотность занятий, %

99,4±5,3

98,6±4,8

Моторная плотность экспериментальной подчасти занятий ритмической гимнастикой (%) длительностью:

- 45 мин

- 15 мин

- 20 мин

 

77,7±4,8

62,2±3,3

-

 

46,7±4,2

42,4±3,9

-

Моторная плотность общей части занятий, %

35,9+3,9

36,1+4,0

Характеризуя показатели факторов воздействий (сопоставление спроектированных и реально зарегистрированных параметров физической нагрузки не выявило статистически достоверных различий, р > 0,05), следует отметить, что за время эксперимента группы А и Б тренируются на льду, используя собственно специальноподготовительные упражнения по 108 ч, а параспециальноподготовительные и общеподготовительные упражнения вне льда - по 111 ч, из которых по 73 ч в общей части. Объем нагрузки, выполненный вне льда в экспериментальной части занятий, составляет в каждой из групп 38 ч (34% объема нагрузки вне льда). Статистически достоверны х различий между группами за время эксперимента не было выявлено также по следующим параметрам тренировочных воздействий: количеству элементов в занятиях на льду, общей плотности занятий и моторной плотности общей части занятий (р > 0,05). В то же время в группе А отмечаются достоверно более высокие (р < 0,01) показатели количества движений в занятиях ритмической гимнастикой и показатели моторной плотности экспериментальных занятий ритмической гимнастикой.

В начале эксперимента (в ноябре) группы А и Б не имели статистически достоверных различий (р > 0,05) в исследуемы х показателях , за исключением "прыжков в группировку" (р < 0,05). Сравнительное изучение показателей направленных воздействий, в том числе динамики некоторых из них, и динамики показателей "ответов" на них, эффекта воздействий за время проверки опытом представленной совокупности факторов, процессов указывает на ряд характерных особенностей. Последние свидетельствуют о более существенном возрастании показателей подготовленности, более существенной степени сходства параметров подготовленности, действий в отношении параметров модели соревновательной деятельности, лучшей динамике спортивных результатов в группе А по сравнению с группой Б. В группе А отмечен статистически достоверный прирост результатов всех тестов (р < 0,01). В группе Б выявлен прирост практически всех показателей контроля (р < 0,05 и р < 0,01), за исключением результатов испытания "на гибкость" при отведении ноги в сторону (р > 0,05).

Обследование, проведенное по окончании эксперимента, выявило по большинству показателей контроля (73% случаев) лучшие результаты (р < 0,05 и р < 0,01) в группе А. Преимущества группы А зарегистрированы по результатам следующих тестов: наклону туловища вперед, отведению ноги в сторону, прыжкам в длину и вверх с места, симметричным прыжкам, измерению времени простой сенсомоторной реакции на свет. В группе Б выявлены достоверно более высокие результаты приседаний на двух ногах (р < 0,01). По другим показателям контроля различия между группами статистически недостоверны (р > 0,05). Как видно, методика тренировки, используемая в группе А, оказывает более разностороннее воздействие на двигательные функции занимающихся.

Для определения влияния направленных воздействий на изменяемую систему для уточнения эффективности тренировочных воздействий (в том числе представленных вариантов методики тренировки) на результаты выполнения соревновательных и специальноподготовительных (собственно специальноподготовительных) упражнений фигуристов на льду, а также на результаты исполнения 5-минутного комплекса упражнений ритмической гимнастики анализируются оценки, выставленные двумя квалифицированными нейтральными судейскими бригадами (по пять экспертов в каждой). Обработка результатов данных упражнений указывает на высокую согласованность (р < 0,05) мнений судей. Показано, что в начале эксперимента различия между группами по судейским оценкам статистически недостоверны (р > 0,05). В конце же его результаты выполнения модельно-соревновательного упражнения, 5-минутного комплекса упражнений ритмической гимнастики и преобладающего большинства собственно специально-подготовительных упражнений на льду находились на более высоком уровне (р < 0,05 и р < 0,01) в группе А.

Таким образом, результаты проверки опытом представленной в данном случае совокупности факторов, процессов указывают на сравнительно большую эффективность методики тренировки, используемой в группе А, что видно из данных контроля за физическими нагрузками и эффектом их воздействия, в том числе путем сопоставления динамики показателей тренировочных воздействий (усложнение и укрупнение упражнений комплекса ритмической гимнастики) и динамики показателей подготовленности юных спортсменов. Очевидна сравнительно большая степень сходства параметров подготовленности, действий с параметрами модели соревновательной деятельности в данной группе. Подтверждена целесообразность использования выделенных ранее тестов для контроля за физической и спортивно -технической подготовленностью занимающихся.

Литература

1. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: Автореф. докт. дис. М., 1982. - 48 с.

2. Дубровская И.Н., Тихомиров А.К., Чубаров М.М. Возможности использования индивидуально дифференцированного подхода в процессе спортивной подготовки // Актуальные проблемы спортивной морфологии и интегративной антропологии: Матер. междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. проф. Б.А. Никитюка. МГАФК, 30-31 октября 2003 г. М., 2003, с. 70-73.

3. Кузнецов А.В. Оценка точности двигательных действий фигуристов: Канд. дис. МОГИФК. Малаховка, 1987. - 248 с.

4. Лысова И.А. Количественные характеристики, критерии оценки и пути оптимизации произвольных программ фигуристов-одиночников: Канд. дис. МГАФК. Малаховка, 1996. - 157 с.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - М.: ФиС, 2001. - 322 с.

6. Скуратова Т.В., Тихомиров А.К. Критерии оценки физической и спортивно-технической подготовленности фигуристов: Метод. реком. - Малаховка: МОГИФК, 1987. - 20 с.

7. Судаков К.В., Вагин Ю.Е., Андрианов В.В. и др. Кванты жизнедеятельности. М., 1993. - 260 с.

8. Тихомиров А.К., Скуратова Т.В., Кузнецов А.В. и др. Информативность тестов в технико-эстетических видах двигательной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 11, с. 27-29.

9. Тихомиров А.К. Планирование и комплексный контроль в фигурном катании на коньках: Учеб. пос. - Малаховка: ГКФКТ РФ, МГАФК, 1996. - 40 с.

10. Тихомиров А.К., Стельмакова М.Б., Стельмаков Б.Г. К вопросу об объективизации субъективных оценок в спорте // Матер. совместной науч. конф. проф.-преп. и науч. состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК. Малаховка, 2002, с. 44-47.

11. Тихомиров А.К. Проблема интегративного контроля в спорте: Монография. Малаховка, 2005. - 371 с.

12. Тихомиров А.К. Теоретические аспекты спортивных достижений: Учеб. пос. М., 2005. - 316 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!