ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И ТЕХНИКУМАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кандидат
педагогических наук, доцент А.А.
Сахиуллин В системе среднего профессионального физкультурного образования (СПФО) задача формирования высокого уровня личной физической культуры и спортивной подготовленности студентов решается посредством овладения предметами спортивно-педагогического совершенствования. В настоящее время отраслевая система СПФО включает три типа образовательных учреждений. Оно осуществляется в 6 техникумах, колледжах физической культуры и 40 училищах олимпийского резерва, 9 из которых - федеральные. Среднегодовой контингент обучающихся во всех типах образовательных учреждений СПФО составляет около 13 тыс., а ежегодный выпуск - около 3,5 тыс. дипломированных специалистов. Задачей нашего исследования был поиск стратегии дальнейшего развития учреждений СПФО. В связи с этим мы попытались провести сравнительный анализ эффективности спортивно-педагогического совершенствования в училищах олимпийского резерва, с одной стороны, и техникумах и колледжах физической культуры - с другой. Сразу же отметим, что все три типа образовательных учреждений СПФО работают по Единому государственному образовательному стандарту, а выпускникам присваивается одна и та же профессиональная квалификация - педагог по физической культуре и спорту. Показатели уровня спортивной подготовленности студентов техникумов и колледжей физической культуры и учащихся УОР представлены в таблице. Показатели спортивной подготовленности обучающихся в УОР и техникумах и колледжах физической культуры (данные в процентах от контингента)
По уровням спортивной подготовленности учащиеся УОР распределяются следующим образом: 1769 учащихся - спортсмены первого разряда; 2719 - кандидаты в мастера спорта; 1127 - мастера спорта; 242 - мастера спорта международного класса; 27 - заслуженные мастера спорта. В УОР самыми наполняемыми отделениями по видам спорта являются легкая атлетика - 889 учащихся, вольная борьба - 518, футбол - 440, плавание - 387, дзюдо - 310, греко-римская борьба - 296, бокс-- 291, гребля на байдарках и каноэ - 285, академическая гребля - 217, лыжные гонки-- 212. В составы сборных команд России по видам спорта входят представители 34 УОР: основного состава - 353 учащихся; стажеры - 257 учащихся; резервного состава - 763 учащихся. Учащиеся УОР успешно выступают в крупнейших соревнованиях. Так, например, в 2003 г. 453 учащихся стали победителями и призерами международных соревнований, а 594 - победителями и призерами чемпионатов России. Основные поставщики членов сборных команд страны по видам спорта: ГУОР г. Бронницы - 52,7%, Московское областное УОР - 52,7%, Московское УОР № 3 - 51,6%, Смоленское ГУОР - 43,2%, Московское УОР № 1 - 36,7%, ГУОР г. Щелково Московской области - 34,6%, Московское УОР № 2 - 30,7%, Омское УОР - 29,4%, Санкт-Петербургское УОР №2 - 27,0%, Волгоградское УОР - 25,9%, Краснодарское УОР -23,8%, Ростовское областное УОР - 17,7%. На основе проанализированных данных можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что эффективность спортивно-педагогического совершенствования в УОР значительно выше, чем в техникумах и колледжах физической культуры. Таким образом, данные сравнительного анализа показывают, что УОР обладают неоспоримыми конкурентными преимуществами в подготовке высококвалифицированных спортсменов и формировании сборных команд страны по сравнению с техникумами и колледжами физической культуры. Результаты SWOT-анализа показали наличие у УОР и ряда других конкурентных преимуществ перед техникумами и колледжами физической культуры: лучшее финансирование (около 100 тыс. руб. в год в расчете на одного занимающегося); более высокий уровень материально-технической базы и обеспечения занимающихся спортивным инвентарем; более высокий уровень оплаты труда тренерского и преподавательского персонала. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |