ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ - ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ ЮНЫХ ГАНДБОЛИСТОВ

Доцент, заслуженный работник физической культуры РФ С. И. Крамской
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгород

Все перемещения игроков в гандболе подчинены движению мяча. Высокий эмоциональный настрой возникает в результате большого разнообразия движений, остроты игровых моментов, динамики спортивной борьбы, коллективного характера игровых действий, немедленной оценки ситуации при дефиците времени на принятие решения. Игра проходит на высоких скоростях, и все это предъявляет повышенные требования к игровой деятельности гандболистов. И побеждает, как правило, та команда, которая более точно выполняет весь технико-тактический арсенал игры.

Как и прогнозировали специалисты [1, 3, 5, 6] современный гандбол пошел по пути еще большей интенсификации игры, вследствие чего в игре преобладает высокий темп перемещения мяча и спортсменов, повышаются требования к точности выполнения движений при активном, а порой и очень жестком противоборстве соперника. Технические элементы игры - это не просто движения, а самые рациональные их формы, это непременно красивые движения, доставляющие эстетическое наслаждение и исполнителю, и зрителю [2]. Многократное повторение движений, естественно, ведет к повышению их точности, но только при условии, что детский тренер кропотливо, на протяжении всего многолетнего периода обучения и совершенствования в спортивной школе исправляет ошибки своих воспитанников благодаря своему педагогическому мастерству и прежде всего - грамотно построенному учебно-тренировочному процессу.

Довольно часто можно наблюдать (даже в играх чемпионата России среди команд суперлиги), как ряд игроков делают просто "детские" ошибки в неэкстремальных ситуациях. И не только из-за психологического фактора ответственности в игре, особенно молодых спортсменов. Это прежде всего издержки работы именно детских тренеров . Ведь неправильные движения закрепляются, что в зрелом возрасте дает о себе знать. В старое доброе время, в советский период истории нашей страны, детские тренеры имели большие возможности для творческой деятельности и регулярного обмена опытом на Всесоюзных семинарах детских тренеров. В их работе принимали участие ведущие тренеры страны: А.Н. Евтушенко, И.Е. Турчин, В.С. Максимов, С.П. Миронович и др. И все они неоднократно подтверждали, что до 70-75 % технико-тактической подготовленности взрослого игрока заложены детскими тренерами . Исходя из изложенного можно сделать вывод, что только грамотно построенный учебно-тренировочный процесс позволит подготовить квалифицированный резерв для команд мастеров. Современное развитие гандбола указывает на необходимость совершенствования точности передачи, ее силы, учета перемещения ближайшего партнера и защитника соперников. Сделать точную передачу непросто, особенно на высокой скорости, при активном противодействии защитников на ограниченном игровом пространстве и при дефиците времени.

По мнению В. Я. Игнатьевой и И. В. Петрачёвой [2], на точность броска и передачи влияют способность гандболиста воспроизводить ранее освоенные пространственные и силовые характеристики движений, способность определять направление и расстояние до партнера или ворот. Естественно, в тренировке применяются специальные упражнения с манипулированием мячом и бросками в ворота.

Убеждённость автора в необходимости работы над точностью выполнения движений в гандболе во время учебно-тренировочных занятий основывается на практических наблюдениях. Именно развитие точности движений становится первоочередной задачей в постановке всего учебно-тренировочного процесса юных гандболистов, ибо каждая ошибка, каждая потеря мяча в тот или иной игровой момент неминуемо приводят к голу в свои ворота.

Подтверждением может служить мониторинг игр чемпионата России по гандболу среди мужских команд высшей лиги, проведенных в Белгороде в период с 2002 по 2005 г. Полученные на протяжении четырех лет данные, особенно на молодых игроках, уверенно свидетельствуют о том, что даже ведущие команды высшей лиги в среднем за игру 8-10 раз теряют мяч и упускают 10-12 голевых моментов из-за передач низкого качества. Вследствие этого нападающие вынуждены в отведённые доли секунды тратить время на обработку мяча или его ожидание. Эта статистика вызывает тревогу прежде всего потому, что высшая лига российского гандбола является кузницей кадров для команд не только суперлиги, но и сборных юношеских, молодежных команд России. И как следствие есть вероятность, что брак в передачах будет тормозить рост мастерства молодых гандболистов. Тренерам следует помнить, что точная, своевременная передача мяча - наиболее действенное средство усиления атаки своей команды. Поэтому при моделировании каждого технико-тактического приема необходимо учитывать, чтобы он органически вписывался в рамки командной игры.

Опираясь на более чем 30-летний опыт своей тренерской деятельности по подготовке резерва для юношеских, молодёжных сборных команд страны и команд - участниц чемпионатов СССР и России по гандболу, а также на изучение литературных источников, видеоматериалов и мониторинга игр чемпионатов России в период 2002-2005 гг., предлагаю использовать в учебно-тренировочном процессе юных гандболистов комплексные упражнения - игровые конвейеры. Для повышения эффекта тренировки точности выполнения игровых действий необходимо создавать условия, при выполнении которых гандболист вынужден самостоятельно выбирать необходимые скорость, усилие, то есть моделировать игровую ситуацию. И именно в этом направлении использование игровых конвейеров для повышения точности приемов игры иногда просто незаменимо при работе с юными гандболистами.

Примером могут служить подобные конвейеры для отработки технико-тактических действий полевых игроков, например для игроков задней линии (см. рисунок) [4].

Игровой конвейер для игроков задней линии

Вариант 1 (см. рисунок). Игрок № 8 после передачи мяча в колонну А игроку № 2 движется к месту защиты против колонны А, где имитируются защитные действия. Затем игрок № 8 движется, сохраняя защитную стойку, к месту защиты против колонны В, где все защитные действия уже выполняются в полную силу. Если мяч передается в колонну Д, то игрок № 8 (также в защитной стойке) обязан переместиться к месту защиты против колонны Д и в полную силу противодействовать атаке игрока № 6.

Игрок № 2 после получения мяча выполняет угрозу броска по воротам, передает мяч игроку № 4, а сам спиной вперед уходит в конец своей колонны А. Игрок № 4 выполняет в соответствии с игровой ситуацией одно из действий:

- угрозу броска по воротам и передачу мяча в колонну Д игроку № 6;

- после получения мяча выполняет обыгрыш в атаке и бросок по воротам;

- бросок по воротам, а затем движение спиной вперед в конец своей колонны.

Если же мяч от игрока № 4 передается в колонну Д игроку № 6, то он (игрок № 6) выполняет в атаке после получения мяча:

- бросок по воротам;

- обыгрыш и бросок по воротам.

После выполнения технического приема игрок № 6 уже без мяча движется спиной вперед в свою колонну Д. Как только игрок № 6 произвел бросок, игрок № 10 сразу же делает передачу мяча игроку № 7 в колонне Д - и все действия в данном комплексном упражнении повторяются с противоположной стороны.

Вариант 2 (см. рисунок). Здесь предусматривается, что любой из полусредних игроков (№ 2 или № 6) сразу после получения мяча может производить любое игровое действие по своему усмотрению:

1) бросок по воротам;

2) обыгрыш и бросок по воротам;

3) передача мяча игроку № 4.

Автор предлагает также коллегам-тренерам для практического применения игровой конвейер для отработки технико-тактических действий крайних игроков и игроков задней линии.

Вариант 1. Игроки № 19-21 - постоянные защитники, играющие соответственно: № 20 - против колонны А, № 21 - против колонны В, № 19 - против разыгрывающего игрока № 13. Все защитники играют в полную силу и подстраховывают друг друга.

Игрок № 8 после передачи мяча в колонну А игроку № 2 движется к защитнику № 21 с целью постановки заслона.

Игрок № 2 выполняет угрозу броска по воротам против защитника № 20 и передает мяч игроку № 13 (разыгрывающему), а сам уходит спиной вперед в конец своей колонны А.

Игрок № 13 выполняет угрозу броска по воротам против защитника № 19 и передает мяч игроку № 4 в колонну Б.

Игрок № 4 выполняет в атаке с мячом следующие действия:

1) бросок по воротам;

2) обыгрывание и бросок по воротам;

3) если защитник № 21, который обязательно играет в полную силу, сумел уйти от поставленного игроком № 8 заслона и активно противодействует игроку с мячом № 4, то задача игрока № 8 - "оторваться" в линию с получением мяча от № 4 и пробить по воротам; после этого игрок № 4 спиной вперед уходит в конец своей колонны Б, а № 8 - в противоположный угол. И все действия в данном конвейере повторяются с противоположной от игрока № 11 стороны.

Вариант 2. Все действия связаны с игроком № 2. Игрок № 2 после получения передачи от игрока № 8 может действовать по ситуации:

- пробить по воротам;

- обыграть и пробить по воротам;

- отдать передачу игроку № 13 (розыгрыш) и броском уйти в левый край с получением обратной передачи от № 13, далее следует бросок по воротам.

Вариант 3. Действия связаны с разыгрывающим игроком № 13, который выполняет:

- все действия, указанные в вариантах 1 и 2;

- бросок по воротам (как правило, опорный);

- обыгрыш защитника № 19 и бросок по воротам;

- выполняет передачу игроку № 4, сам смещается влево с получением обратной передачи мяча от № 4 и атакует ворота.

Можно только сожалеть, что методических работ по данной тематике недостаточно: они выпущены почти четверть века назад. Однако такие разработки весьма актуальны, особенно для молодых специалистов. Как показывает практика, тренеры довольно много времени уделяют отработке бросков по воротам, в то же время такие важные элементы игры, как ловля и передача мяча, являются слабым местом в технико-тактической подготовленности гандболистов. Следует отметить, что игровые конвейеры занимали значительное время в учебно-тренировочном процессе юных гандболистов СДЮШОР "Энергомаш" г. Белгорода. Бригада тренеров отделения гандбола (автор статьи - старший тренер) на протяжении 20 лет использовала указанные упражнения в подготовке спортивного резерва. Среди выпускников этой бригады тренеров - 10 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса, 1 - заслуженный мастер спорта. Чемпионами мира среди студентов стали Сергей Ладыгин и Игорь Козьменко, чемпионом мира среди молодёжных команд - Михаил Гайно, призером Олимпийских игр - Алексей Растворцев. Это - практическое подтверждение эффективности использования игровых конвейеров при работе над точностью движений юных гандболистов.

Таким образом, творческий подход коллег-тренеров позволит на примере предложенных игровых конвейеров разработать свои варианты и успешно применять их в работе над повышением точности движений. А это, несомненно, приведет к росту мастерства юных гандболистов.

Литература

1. Игнатьева В.Я. Юный гандболист. М. 1997. - 220 с.

2. Игнатьева В.Я., Петрачёва И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: Учеб. пос. - М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.

3. Комплексные упражнения для развития подвижности, скоростно -силовой подготовки. Упражнения для работы с вратарём. Упражнения, направленные на совершенствование техники ловли и передачи мяча. Игровые упражнения в разминке / Под ред. В.С. Максимова. М., 2000. - 29 с.

4. Крамской С.И. Учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся гандболом: Учеб. пос. - Белгород: изд-во БГТУ им. В. Г. Шухова; изд-во АСВ, 2003. - 75 с.

5. Шестаков И.Г. Техническая подготовка гандболиста. - М.: ФОН, 1997. - 210 с.

6. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Тактическая подготовка гандболистов: Учеб. пос. - М.: ФОН, 1997. - 138 с.


Home На главную Library В библиотеку Forum Обсудить в форуме up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!