ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ Доктор
педагогических наук, старший
тренер по легкой атлетике О. И. Павлова,
Казань Заслуженный тренер России В. В. Пушкин , Петрозаводск Спорт как социальное и культурное явление, а также сфера человеческой деятельности играет всё возрастающую роль в жизни современного общества. Наши легкоатлеты сегодня задают тон на международной арене. На минувшей Олимпиаде в Афинах по числу медалей мы уступили только легкоатлетам США, но им проигрывать - не зазорно. Американские спортсмены тренируются в принципиально иных условиях, их тренеры имеют богатый и разнообразный "материал " для отбора. Тем не менее мы умудряемся бороться с ними на равных, а легкая атлетика остается той отраслью, в которой наша страна, как в балете и космосе, по-прежнему конкурентоспособна. Следующие Олимпийские игры 2008 г. в Пекине будут серьезным испытанием для сборных команд России. Уже в Греции можно было наблюдать, какую мощную силу представляют собой китайские спортсмены. Сегодня тренеры и руководители сборных команд должны учитывать современные тенденции развития спорта высших достижений: - возрастающую конкуренцию в олимпийских видах; - повышение уровня профессионализма тренеров, специалистов научного сопровождения; - интенсивный поиск резервов роста мастерства элитных спортсменов. Известно, что успехи в спортивной деятельности во многом обусловлены природными задатками юных спортсменов и правильным выбором и распределением во времени педагогических воздействий на них на протяжении всей многолетней подготовки. Накопленный мировой практикой спорта опыт, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований свидетельствуют о существенной зависимости результативности спортивной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от хорошо сбалансированной специальной физической, технической и тактической подготовки юных спортсменов на этапах начальной, базовой и углубленной спортивной подготовки. При этом необходимо обеспечить организацию педагогической практики управления тренировочным процессом юных бегунов следующими необходимыми компонентами: - новым научно-технологическим знанием о содержании и структуре педагогических воздействий, адекватным ритмам их возрастного развития, - знанием состояния их морфофункциональных систем; - созданием условий для минимизации педагогических ошибок; - повышением на этой основе эффективности процесса подготовки спортивного резерва в легкой атлетике. Опираясь на известные научные данные о закономерностях возрастной и квалификационной динамики основных параметров кинезиологического потенциала юных спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики, на новые подходы к технологиям научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивной элиты, на принцип адекватности тренирующих воздействий состоянию и ритмам развития морфофункциональных и биомеханических систем юного спортсмена, мы в ходе многолетнего педагогического эксперимента, который был построен на принятии современной парадигмы интегративного подхода к познанию сущности педагогического процесса многолетней подготовки атлетов в спорте высших достижений , доказали , что эффективность подготовки молодых бегунов высокого класса может быть существенно повышена за счет не столько роста объемов и интенсивности тренирующих нагрузок, сколько рационализации тренировочного процесса. Основополагающими в решении проблемы подготовки юных спортсменов являются: - обоснование оптимального построения макро-, мезо- и микроциклов тренировки; - выявление необходимой структуры физической и технической подготовленности и ее изменение с ростом спортивного мастерства; - разработка педагогических и медико-биологических методов контроля за содержанием и структурой тренировочных и соревновательных нагрузок и процессами восстановления и здоровьесбережения спортсмена. В учебной и научно-методической литературе подчеркивается, что на этапе начальной спортивной специализации не следует дифференцировать бегунов по различным дистанциям. Их тренировка происходит по единым методическим принципам. Однако проведенные динамометрические исследования показали, что уже в 12-летнем возрасте целесообразно выделять юных спортсменов с преимущественным развитием быстроты или выносливости. Корреляционная матрица взаимосвязи динамометрических показателей с результатом на основной дистанции у юношей-спринтеров 12-18 лет
Материалы исследования параметров возрастной и квалификационной динамики состояния функциональных и морфологических систем организма юных спортсменов в процессе многолетней спортивной подготовки представлены далее. Информативным методом, позволяющим определять уровень скоростно-силовой подготовленности и прогнозировать ее дальнейшее совершенствование, является метод тензодинамометрии. Был проведен анализ зависимости результатов в беге на основную дистанцию с показателями тензодинамометрии мышц - сгибателей и разгибателей бедра, голени и стопы, в результате которого обнаружены особенности влияния силовой и скоростно-силовой подготовленности на результат спортсменов (см. таблицу). Корреляционный анализ позволил выявить наиболее информативные динамометрические характеристики, на которые целесообразно ориентироваться при проведении контроля за эффективностью тренировочного процесса. Сопоставление количества нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов и школьников дало возможность определить закономерность, свидетельствующую о позитивном влиянии систематических занятий спортом на становление функции равновесия. Если в возрасте 12 лет количество отклонений в исследуемых параметрах у юных бегунов и школьников было статистически равнозначным, то с 14 лет у мальчиков и с 13 лет у девочек наблюдается достоверное преимущество спортсменов в нормализации стратегии поддержания баланса тела. У юных легкоатлетов отмечена значительно меньшая вариативность постурологических характеристик, зарегистрированных в состоянии покоя. Наблюдения за динамикой формирования функции равновесия и обработка полученных стабилограмм позволили выявить некоторые отклонения и особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата у школьников и юных легкоатлетов. Оценка влияния тренировки на динамику состояния сердечно-сосудистой системы легкоатлетов на основании показателей тетраполярной дифференцированной реограммы (см. рисунок) позволила установить следующее: - величина ударного объема крови спортсменов зависит от возраста, спортивной специализации, уровня спортивной подготовленности, а также этапов спортивных тренировок и по мере перехода спортсменов от одного возрастного этапа к другому эти показатели увеличиваются; - наибольшие показатели ударного объема крови выявлены у мастеров спорта международного класса; - самые высокие показатели минутного объема крови обнаружены у бегунов на длинные дистанции. - на показатели минутного объема крови у спортсменов более выраженное влияние оказывают величины ударного объема крови, нежели частоты сердечных сокращений. Установлено, что длительность восходящей части дифференцированной реограммы (см. рисунок) у бегунов на средние и длинные дистанции меньше, чем у школьников, что свидетельствует о снижении симпатических влияний на регуляцию сердечного выброса. В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности юношей и девушек 12-18 лет, занимающихся беговыми видами легкой атлетики, и не занимающихся физической культурой и спортом выявлены закономерности функционального совершенствования опорно-двигательного аппарата. Функциональными основами роста спортивного мастерства в беговых видах легкой атлетики являются сила мышц и скорость ее нарастания. Скорость спринтерского бега определяется стартовой составляющей развития усилия на начальном этапе рабочего движения. Значения максимальной силы у легкоатлетов имеют достоверную корреляционную связь (р < 0,05) с соматическим типом обследуемого и выраженностью мышечной массы нижних конечностей. Скорость нарастания силы (градиент силы), стартовая сила и скорость расслабления не имеют достоверных корреляционных связей с морфологическими показателями юных спортсменов, т.е. являются самостоятельными функциональными характеристиками развивающегося организма. В возрастном периоде 12 - 18 лет отмечено достоверное преимущество юных спортсменов перед школьниками, не занимающимися спортом, в проявлении максимальной силы мышц, скорости ее нарастания и расслабления. Выявление критериев оптимизации ритмов и темпов стимулируемого тренировкой развития производительности кинезиологических систем обеспечения спортивной результативности осуществлялось в ходе многолетних индивидуальных педагогических экспериментов. Обеспечение здоровьеформирующих и здоровьесберегающих режимов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых видах, достигалось на основе перманентной реализации системы многопараметрического этапного, оперативного и текущего контроля состояния кинезиологических систем каждого участника многолетнего эксперимента по индивидуальным критериям ее оптимизации.
Временная характеристика дифференциро ванной реограммы у спортсменов разного возраста и квалификации В заключение представляется возможным утверждать, что используемая нами инновационная педагогическая теория и технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики существенно отличается от методов подготовки, преобладающих в российской легкой атлетике, тем, что в процессе тренировки осуществляются непрерывный контроль спортсменов и коррекция на основе полученных данных программы спортивной подготовки. Мы сознательно ушли от жесткого следования принятым нормам объема и интенсивности нагрузки, что позволило создать условия для дальнейшего прогресса в разработке наукоемких, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих форм и методов организации спортивной подготовки, согласующихся с развиваемыми в российской спортивной науке представлениями о бездопинговой и высокотехнологичной системе многолетней подготовки элитных спортсменов и спортсменок. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |