ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ

Доктор педагогических наук, старший тренер по легкой атлетике О. И. Павлова, Казань
Старший преподаватель
О. Н. Фатун
Южно-Российский государственный технический университет, Новочеркасск

Заслуженный тренер России В. В. Пушкин , Петрозаводск

Спорт как социальное и культурное явление, а также сфера человеческой деятельности играет всё возрастающую роль в жизни современного общества. Наши легкоатлеты сегодня задают тон на международной арене.

На минувшей Олимпиаде в Афинах по числу медалей мы уступили только легкоатлетам США, но им проигрывать - не зазорно. Американские спортсмены тренируются в принципиально иных условиях, их тренеры имеют богатый и разнообразный "материал " для отбора. Тем не менее мы умудряемся бороться с ними на равных, а легкая атлетика остается той отраслью, в которой наша страна, как в балете и космосе, по-прежнему конкурентоспособна.

Следующие Олимпийские игры 2008 г. в Пекине будут серьезным испытанием для сборных команд России. Уже в Греции можно было наблюдать, какую мощную силу представляют собой китайские спортсмены. Сегодня тренеры и руководители сборных команд должны учитывать современные тенденции развития спорта высших достижений:

- возрастающую конкуренцию в олимпийских видах;

- повышение уровня профессионализма тренеров, специалистов научного сопровождения;

- интенсивный поиск резервов роста мастерства элитных спортсменов.

Известно, что успехи в спортивной деятельности во многом обусловлены природными задатками юных спортсменов и правильным выбором и распределением во времени педагогических воздействий на них на протяжении всей многолетней подготовки.

Накопленный мировой практикой спорта опыт, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований свидетельствуют о существенной зависимости результативности спортивной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от хорошо сбалансированной специальной физической, технической и тактической подготовки юных спортсменов на этапах начальной, базовой и углубленной спортивной подготовки.

При этом необходимо обеспечить организацию педагогической практики управления тренировочным процессом юных бегунов следующими необходимыми компонентами:

- новым научно-технологическим знанием о содержании и структуре педагогических воздействий, адекватным ритмам их возрастного развития,

- знанием состояния их морфофункциональных систем;

- созданием условий для минимизации педагогических ошибок;

- повышением на этой основе эффективности процесса подготовки спортивного резерва в легкой атлетике.

Опираясь на известные научные данные о закономерностях возрастной и квалификационной динамики основных параметров кинезиологического потенциала юных спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики, на новые подходы к технологиям научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивной элиты, на принцип адекватности тренирующих воздействий состоянию и ритмам развития морфофункциональных и биомеханических систем юного спортсмена, мы в ходе многолетнего педагогического эксперимента, который был построен на принятии современной парадигмы интегративного подхода к познанию сущности педагогического процесса многолетней подготовки атлетов в спорте высших достижений , доказали , что эффективность подготовки молодых бегунов высокого класса может быть существенно повышена за счет не столько роста объемов и интенсивности тренирующих нагрузок, сколько рационализации тренировочного процесса.

Основополагающими в решении проблемы подготовки юных спортсменов являются:

- обоснование оптимального построения макро-, мезо- и микроциклов тренировки;

- выявление необходимой структуры физической и технической подготовленности и ее изменение с ростом спортивного мастерства;

- разработка педагогических и медико-биологических методов контроля за содержанием и структурой тренировочных и соревновательных нагрузок и процессами восстановления и здоровьесбережения спортсмена.

В учебной и научно-методической литературе подчеркивается, что на этапе начальной спортивной специализации не следует дифференцировать бегунов по различным дистанциям. Их тренировка происходит по единым методическим принципам. Однако проведенные динамометрические исследования показали, что уже в 12-летнем возрасте целесообразно выделять юных спортсменов с преимущественным развитием быстроты или выносливости.

Корреляционная матрица взаимосвязи динамометрических показателей с результатом на основной дистанции у юношей-спринтеров 12-18 лет

Динамометрические

Возраст, лет

показатели

12

13

14

15

16

17

18

Сгибатели бедра

Максимальная сила

0,612

0,567

0,692

0,752

0,698

0,559

0,598

Градиент силы

0,524

0,698

0,726

0,854

0,752

0,857

0,715

Стартовая сила

0,901

0,821

0,854

0,968

0,996

0,984

0,948

Скорость расслабления

0,749

0,774

0,816

0,839

0,871

0,831

0,829

Разгибатели бедра

Максимальная сила

0,889

0,782

0,496

0,624

0,769

0,792

0,553

Градиент силы

0,590

0,854

0,769

0,729

0,863

0,863

0,874

Стартовая сила

0,854

0,871

0,931

0,889

0,934

09789

0,915

Скорость расслабления

0,698

0,711

0,786

0,659

0,699

0,711

0,752

Сгибатели голени

Максимальная сила

0,749

0,789

0,627

0,528

0,541

0,585

0,582

Градиент силы

0,550

0,663

0,772

0,788

0,696

0,589

0,689

Стартовая сила

0,595

0,698

0,725

0,810

0,997

0,952

0,950

Скорость расслабления

0,651

0,614

0,701

0,624

0,785

0,852

0,866

Разгибатели голени

Максимальная сила

0,889

0,688

0,784

0,849

0,758

0,512

0,496

Градиент силы

0,692

0,781

0,719

0,711

0,783

0,852

0,871

Стартовая сила

0,859

0,783

0,892

0,867

0,956

0,961

0,913

Скорость расслабления

0,639

0,697

0,759

0,688

0,742

0,819

0,820

Сгибатели стопы

Максимальная сила

0,755

0,714

0,686

0,698

0,711

0,721

0,852

Градиент силы

0,652

0,773

0,775

0,616

0,698

0,724

0,912

Стартовая сила

0,852

0,817

0,745

0,852

0,949

0,983

0,881

Скорость расслабления

0,745

0,750

0,467

0,568

0,691

0,718

0,724

Разгибатели стопы

Максимальная сила

0,583

0,692

0,704

0,712

0,749

0,825

0,796

Градиент силы

0,689

0,712

0,758

0,749

0,854

0,860

0,855

Стартовая сила

0,792

0,722

0,808

0,877

0,959

0,951

0,963

Материалы исследования параметров возрастной и квалификационной динамики состояния функциональных и морфологических систем организма юных спортсменов в процессе многолетней спортивной подготовки представлены далее.

Информативным методом, позволяющим определять уровень скоростно-силовой подготовленности и прогнозировать ее дальнейшее совершенствование, является метод тензодинамометрии.

Был проведен анализ зависимости результатов в беге на основную дистанцию с показателями тензодинамометрии мышц - сгибателей и разгибателей бедра, голени и стопы, в результате которого обнаружены особенности влияния силовой и скоростно-силовой подготовленности на результат спортсменов (см. таблицу). Корреляционный анализ позволил выявить наиболее информативные динамометрические характеристики, на которые целесообразно ориентироваться при проведении контроля за эффективностью тренировочного процесса.

Сопоставление количества нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов и школьников дало возможность определить закономерность, свидетельствующую о позитивном влиянии систематических занятий спортом на становление функции равновесия. Если в возрасте 12 лет количество отклонений в исследуемых параметрах у юных бегунов и школьников было статистически равнозначным, то с 14 лет у мальчиков и с 13 лет у девочек наблюдается достоверное преимущество спортсменов в нормализации стратегии поддержания баланса тела. У юных легкоатлетов отмечена значительно меньшая вариативность постурологических характеристик, зарегистрированных в состоянии покоя.

Наблюдения за динамикой формирования функции равновесия и обработка полученных стабилограмм позволили выявить некоторые отклонения и особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата у школьников и юных легкоатлетов.

Оценка влияния тренировки на динамику состояния сердечно-сосудистой системы легкоатлетов на основании показателей тетраполярной дифференцированной реограммы (см. рисунок) позволила установить следующее:

- величина ударного объема крови спортсменов зависит от возраста, спортивной специализации, уровня спортивной подготовленности, а также этапов спортивных тренировок и по мере перехода спортсменов от одного возрастного этапа к другому эти показатели увеличиваются;

- наибольшие показатели ударного объема крови выявлены у мастеров спорта международного класса;

- самые высокие показатели минутного объема крови обнаружены у бегунов на длинные дистанции.

- на показатели минутного объема крови у спортсменов более выраженное влияние оказывают величины ударного объема крови, нежели частоты сердечных сокращений.

Установлено, что длительность восходящей части дифференцированной реограммы (см. рисунок) у бегунов на средние и длинные дистанции меньше, чем у школьников, что свидетельствует о снижении симпатических влияний на регуляцию сердечного выброса.

В ходе исследования уровня скоростно-силовой подготовленности юношей и девушек 12-18 лет, занимающихся беговыми видами легкой атлетики, и не занимающихся физической культурой и спортом выявлены закономерности функционального совершенствования опорно-двигательного аппарата.

Функциональными основами роста спортивного мастерства в беговых видах легкой атлетики являются сила мышц и скорость ее нарастания. Скорость спринтерского бега определяется стартовой составляющей развития усилия на начальном этапе рабочего движения.

Значения максимальной силы у легкоатлетов имеют достоверную корреляционную связь (р < 0,05) с соматическим типом обследуемого и выраженностью мышечной массы нижних конечностей. Скорость нарастания силы (градиент силы), стартовая сила и скорость расслабления не имеют достоверных корреляционных связей с морфологическими показателями юных спортсменов, т.е. являются самостоятельными функциональными характеристиками развивающегося организма.

В возрастном периоде 12 - 18 лет отмечено достоверное преимущество юных спортсменов перед школьниками, не занимающимися спортом, в проявлении максимальной силы мышц, скорости ее нарастания и расслабления.

Выявление критериев оптимизации ритмов и темпов стимулируемого тренировкой развития производительности кинезиологических систем обеспечения спортивной результативности осуществлялось в ходе многолетних индивидуальных педагогических экспериментов.

Обеспечение здоровьеформирующих и здоровьесберегающих режимов учебно-тренировочной и соревновательной деятельности юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых видах, достигалось на основе перманентной реализации системы многопараметрического этапного, оперативного и текущего контроля состояния кинезиологических систем каждого участника многолетнего эксперимента по индивидуальным критериям ее оптимизации.

Временная характеристика дифференциро ванной реограммы у спортсменов разного возраста и квалификации

В заключение представляется возможным утверждать, что используемая нами инновационная педагогическая теория и технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики существенно отличается от методов подготовки, преобладающих в российской легкой атлетике, тем, что в процессе тренировки осуществляются непрерывный контроль спортсменов и коррекция на основе полученных данных программы спортивной подготовки.

Мы сознательно ушли от жесткого следования принятым нормам объема и интенсивности нагрузки, что позволило создать условия для дальнейшего прогресса в разработке наукоемких, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих форм и методов организации спортивной подготовки, согласующихся с развиваемыми в российской спортивной науке представлениями о бездопинговой и высокотехнологичной системе многолетней подготовки элитных спортсменов и спортсменок.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!