ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
СОРЕВНОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ КАК НОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОСТЯЗАНИЙ Кандидат
биологических наук, доцент
С.Н. Литвиненко Введение. Как известно, под спортивными соревнованиями понимают способ выполнения соревновательного упражнения на пределе возможностей и по правилам, субъективную основу которого составляют конкурентные отношения между спортсменами при демонстрации достигнутых результатов [11,14]. В спорте высших достижений выделяют различные виды соревнований, каждый из которых играет определенную роль в системе многолетней подготовки спортсмена к достижению наивысшего результата - отборочные, контрольные, подводящие, основные, главные [11]. Проведенный нами в рамках муниципальной программы "Здоровье нации" (Ростов-на-Дону, 1994-2005 гг.) научно-педагогический эксперимент и анализ полученных результатов позволяют выделить новую, ранее неизвестную, категорию соревнований - соревнования для всех [6 - 8]. Концепция. Соревнования для всех играют роль вовлекающего механизма в физически активный образ жизни, поскольку воздействуют на фундаментальные биологические процессы, связанные с формированием положительных эмоциональных состояний через метаболизм эндогенных опиоидных пептидов. Спортивное удовольствие (sport enjoyment) является важнейшим слагаемым формирования потребности в физической активности, обеспечивает безусловное положительное подкрепление участия в спортивной деятельности [18]. На мотивационный аспект соревновательной деятельности указывают В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Григорьев, Л.П. Матвеев, Р.А. Пилоян, A. Ogi [1, 4, 9, 12, 13, 17]. Доступные соревнования поддерживают необходимый уровень мотивации "самодеятельных" физкультурников. Моделируется такая ситуация, которая подталкивает индивида к формированию индивидуального плана собственных спортивно-оздоровительных занятий. Посетив соревнования и сравнив свои результаты с результатами "Других" (сопоставление "Я"-"Другой", по Н.Н. Визитею [3]), "самодеятельный" физкультурник начинает готовиться к следующим соревнованиям, составляет дальнейший план своего совершенствования. Однако организация соревнований для всех не должна копировать технологии проведения соревнований в спорте высших достижений, которые имеют неоднозначные, а зачастую и негативные педагогические аспекты (нечестная борьба, меркантилизм, неуважение к сопернику и т.д.). В.И. Столяров и его научная школа разрабатывают подходы к гуманизации соперничества, связывая негативные аспекты с самим феноменом состязательности [15]. С нашей точки зрения, данные явления в большей степени связаны с теми социальными отношениями, которые сложились вокруг соревнований высокого класса (в первую очередь с денежными выплатами спортсменам за результат). Если же соревнования освободить от материального поощрения спортсменов (как это представлял себе барон Пьер де Кубертен), если спортсмены будут соревноваться "ради доблести и славы", то, по нашему мнению, многие негативные явления в значительной мере исчезнут. Понятно, что во взрослом спорте высших достижений на данном этапе развития мирового спортивного движения это невозможно осуществить, так как рухнет вся система. Однако в физическом воспитании это необходимо делать для использования огромного воспитательного потенциала честных (и свободных от материальной выгоды) соревнований. Особенно важна возможность соревнований нового типа (а фактически это некий возврат к античным идеалам агона) для детей и юношества, когда для растущей личности так важно выяснить "Кто Я?", "На что Я способен?". По сути, участие в правильно организованных соревнованиях является личностно-развивающей ситуацией, воздействующей на самые глубинные этажи личности. Концепция В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой спортивно ориентированного физического воспитания в образовательных учреждениях опирается на представления об особой роли специальной практики спорта, в том числе соревнований, в организации эффективного физического воспитания подрастающего поколения [16]. С нашей точки зрения, концепция спортизации очень важна при построении системы управления развитием спорта для всех, где соревнования для всех играют важнейшую роль в функционировании механизма саморазвития спорта для всех [8]. Нами были разработаны и экспериментально апробированы педагогические технологии организации и проведения новых форм массовых соревнований, использующие позитивный потенциал состязательности [7]. Педагогические технологии организации и проведения соревнований для всех. Педагогически обоснованные технологии организации и проведения спортивно-массовых мероприятий заключаются в обеспечении условий для проявления вовлекающего характера массовых соревнований. С нашей точки зрения, основная цель данного вида соревнований - предоставление возможности участия в соревновательном процессе индивидам с разным уровнем физических возможностей. Основной целью соревнований для всех не могут являться такие общепризнанные цели соревнований спорта высших достижений, как достижение наивысшего спортивного результата, выполнение спортивных разрядов, выявление сильнейших спортсменов, комплектование сборных команд для участия в соревнованиях более высокого уровня (построение "пирамиды"). В качестве частных задач проведения соревнований для всех можно выделить такие образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, как: 1) организация активного и здорового досуга населения, рекреация, восстановление психофизических сил, 2) формирование моделей здорового поведения и спортивного стиля жизни, 3) распространение знаний о способах и средствах укрепления здоровья, 4) информирование населения о существующих спортивно-оздоровительных клубах и центрах, приглашение к регулярным занятиям, 5) удовлетворение духовных потребностей в самореализации, самопознании, неформальном общении, 6) получение новых впечатлений и ощущений, расширение кругозора, 7) эмоциональная разрядка и стабилизация эмоциональной сферы благодаря получению "спортивного удовольствия". Виды спорта в соревнованиях для всех должны удовлетворять определенным условиям: 1) быть общедоступными, не требовать узкоспециальной спортивной подготовки, 2) позволять соревноваться большому количеству людей, 3) позволять соревноваться вместе индивидам разного пола, возраста и физических возможностей, 4) оценки результатов оцениваются на основе сравнения объективных показателей и в то же время по упрощенным правилам без сложных процедур и дорогостоящего оборудования. Проведенный нами социально-педагогический эксперимент показывает, что наилучшими видами спорта являются: а) различные виды многоборий и мультиспорта, включающие в себя элементы ориентирования на местности, преодоление полос препятствий, использование различных технических способов передвижения (велосипед, шлюпка и т.д.), б) "новые игры", "игры на асфальте" (new games) [5]: уличный баскетбол, уличный футбол, пляжный волейбол, флорбол, петанк и т.д., в) оздоровительный бег, который можно организовывать в разнообразных формах: забеги (преодоление дистанции на скорость), пробеги (преодоление определенного расстояния общей группой с постоянной скоростью), эстафеты (командные забеги, где каждый участник бежит определенный этап), г) "зеленый спорт", "эко-спорт" (green sport, ecosport, outdoor) - различные виды активной рекреации, связанные с преодолением природных препятствий (скалолазание, сноуборд, горные лыжи, горный велосипед, рафтинг, каякинг, серфинг и т.д.). Однако соревнования для всех должны оставаться соревнованиями. Обязательно составляется "Положение о проведении соревнований", в котором указывается, как и по каким правилам проводится то или иное мероприятие. Правила соревнований должны быть общедоступными и известными всем участникам. Судьи также должны руководствоваться данными правилами, иметь определенный опыт в судействе. Формы проведения соревнований для всех включают в себя как традиционные, опирающиеся на городские спортивные традиции (чемпионаты и первенства города, мемориальные турниры, общегородские спартакиады), так и нетрадиционные, инициативные, привлекательные своей новизной и необычностью (соревнования по новым видам спорта или отдельным упражнениям). Очень важно, чтобы соревнования для всех проходили в форме спортивно-зрелищных шоу, что включает в себя: 1) красочные церемонии открытия и закрытия с элементами игры в большой спорт, 2) разнообразную спортивно-зрелищную программу: показательные выступления, конкурсы, викторины, 3) яркое оформление мест соревнований, музыкальное сопровождение. В организационном плане соревнования для всех должны являться одноступенчатыми, без отборов до или после соревнований для участия в следующих соревнованиях. Необходимо облегчать условия подачи заявок, минимизировать требования к участию (не нарушая при этом требований безопасности). Требования к спортивной форме и обуви также должны быть минимальными. Участие в соревнований для всех основывается исключительно на личном желании индивида и полностью добровольно, команды могут формироваться по произвольным принципам, не требуется наличия тренера или представителя. Определение победителей и награждение должны основываться на "Положении о проведении соревнований". В некоторых случаях эффективно выявлять победителей в различных возрастных и гендерных группах, в других случаях можно сделать общий зачет. В соревнованиях для всех должны поощряться не только традиционные победители и призеры, но и большое количество других участников по различным критериям: самые старшие и самые младшие участники, за отдельные достижения и т.д. Надо стремиться к тому, чтобы для награждения использовались атрибуты спортивной победы - кубки, медали, грамоты, а не материальные (денежные) призы. За счет внебюджетных средств (фирм-спонсоров) можно организовать награждение спортивным инвентарем и оборудованием - мячами, кроссовками, майками и т.д. Очень эффективна в проведении соревнований для всех практика выдачи всем участникам соревнований жетонов или дипломов, в которые они могли бысамостоятельно вписать достигнутый результат. Для финансирования соревнований для всех бюджетные средства используются в качестве "пусковых" - направляются на социально значимые и организационно необходимые статьи расходов (организация собственно соревнований). Поскольку соревнования для всех проводятся в форме спортивно-зрелищных шоу, они обладают значительным рекламным потенциалом и имеют большие возможности для привлечения внебюджетных средств. В первую очередь к потенциальным спонсорам соревнований для всех относятся предприятия спортивной индустрии: магазины спортивных товаров, фитнес-центры, местные производители спортивной одежды и инвентаря. Во вторую очередь идеей спонсорства можно заинтересовать предприятия пищевой промышленности - производителей воды и напитков, молочных продуктов, сладостей, любых продуктов, связанных с идеей полноценного питания и здорового образа жизни. Если предприятия производят разные виды продукции, они не конкурируют между собой совместно и могут финансировать соревнования для всех. Участие в финансировании спортивно-зрелищных шоу - часть политики брендинга компаний, формирования благоприятного имиджа. Подключение внебюджетных средств позволяет провести соревнования для всех на высоком уровне, при этом происходит активная реклама здорового образа жизни и спортивного стиля, т.е. социальный эффект многократно усиливается. Заключение. Представленная концепция соревнований для всех значительно отличается от таковой в классических соревнованиях спорта высших достижений. Соревнования для всех представляют собой педагогически организованные воздействия с целью использования принципа состязательности для вовлечения в физическую активность, а не для достижения спортивного результата. Хотя собственный результат представляет собой ценность для каждого отдельного индивида, в целом социальная ценность соревнований для всех заключается именно в фундаментальной способности спортивного соперничества вовлекать участников в спортивно -оздоровительные занятия. Литература 1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, c. 2-4. 2. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 15-20. 3. Визитей Н.Н. Проблемы методологии построения концепции олимпизма как социально-культурного явления. - В сб. Новое мышление и олимпийское движение. - М.: Знание, 1990, с. 58-69. 4. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 3, с. 54-61. 5. Капустин П. New games - игровое движение / / Спорт для всех. 1998, № 3, с. 43. 6. Леденева В.В., Орехов А.И., Самофалова М.А. Развитие спорта для всех (опыт реализации программы "Здоровье нации" в Ростове-на-Дону в 1994-2004 гг.) // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 10, с. 5-7. 7. Литвиненко С.Н. Новые формы массовых соревнований: Матер. VII Междунар. науч. конгресса "Современный олимпийский спорт и "спорт для всех"", Москва 24-27 мая 2003 г. Т. 3. - М.: СпортАкадемПресс, 2003, c. 31-33. 8. Литвиненко С.Н. Педагогические и управленческие технологии развития спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 10, с. 11-14. 9. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14. 10. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4, с. 2-7. 11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. 12. Матвеев Л.П. Размышления о спорте // Спортивный менеджмент. 2004, № 1, с. 16-21. 13. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Спорт - вечный двигатель, не мешайте ему работать на общество // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 7, с. 16-19. 14. Пономарев Н.И. Спорт как социальное и педагогическое явление. Л., 1989. 15. Столяров В.И., Козырева О.В. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре: общая концепция и ее применение к дошкольникам/ В сб. "Гуманистика соревнований". Вып. 2. Соревнование и спорт в системе гуманистического воспитания детей. - М.: РГАФК, 2002, с. 3-226. 16. Loubysheva L., Balsevich V. Integration of Physical education and Sport for All as a perspective vector of children health's formation. - Book of abstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November 2004. - P. 254. 17. Ogi A. The importance of the concept of Sport for All for the International Year of Sport and Physical Education. - Book of abstracts.10th World Sport for All Congress, Rome, Italy, 11-14 November 2004. - P. 219. 18. Scanlan T.K., Simons J.P. Sport enjoyment // Motivation in sport and exercise (Ed. G.C. Roberts). - Champaingn, Il: Human Kinetics, 1992. - P.199-215. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |