ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Академик РАО, доктор педагогических наук Ю. М. Портнов
Доктор педагогических наук В. А. Данилов
Доцент Л. Л. Бутузова
Магистр Нгуен Фи Хай
В. А. Шелуднев, В. В. Кирьянов

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Одна из главных задач теории и методики тренировки - поиск тренировочных нагрузок, способствующих рациональному улучшению уровня подготовленности как квалифицированных баскетболистов, так и учащихся общеобразовательных школ [4, 8, 11, 14]. Однако, как отмечают большинство специалистов, работающих в области теории и методики физического воспитания, современный спортсмен довольно близко подошел к границам предельных (максимально возможных) нагрузок, или, с точки зрения физиологии, к границам адаптивных возможностей, переход за которые приводит к перетренированности, переутомлению и спаду спортивных результатов [1, 9, 13 и др.].

В настоящее время основой научно-технологического обеспечения подготовки элитных атлетов является соблюдение одного из целого ряда важных условий - радикальн ой модернизации систем массового физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на основе конверсии элементов спортивной культуры.

Об этом достаточно обоснованно указано в работах В. К. Бальсевича [2], Н. И. Волкова [5] и других ведущих специалистов в спорте высших достижений.

Одно из направлений конверсии процесса физического воспитания в общеобразовательной школе - разработка специальных упражнений на основе данных проведенного факторного анализа показателей тестирования индивидуального мастерства учащихся, занимающихся баскетболом.

При исследовании факторной структуры эффективности защитных действий и приемов у учащихся общеобразовательных школ мы исходили из положения о том, что эта способность у данного контингента школьников - единый генерализованный показатель: она может быть разделена на целый ряд факторов, оказывающих неравноценное влияние на качество игры в защите.

Выявление в результате расчета на ЭВМ факторной структуры и особенно ведущих факторов, в какой-то мере определяющих эффективность выполнения выбивания и перехвата мяча, а также различных способов передвижения у занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ, позволит с помощью специально разработанной программы существенно повысить их спортивное мастерство при игре в защите.

Из проведенного анализа и обобщения литературных источников вытекает, что многие вопросы эффективности защитных передвижений и приемов в баскетболе трактуются весьма разноречиво и требуют экспериментального разрешения.

Неисследованными остаются показатели быстроты различных способов передвижений, а также степени использования двигательного потенциала на типичных для игры в баскетбол отрезках игровой площадки. Слабо изучены показатели точности и быстроты выполнения приемов, направленных на овладение мячом. Эти показатели эффективности спортивного мастерства при игре в защите, по данным доступных литературных источников, остаются не исследованными у школьников, занимающихся баскетболом в общеобразовательной школе.

Исходя из вышеизложенного, целью настоящее исследования было повышение мастерства выполнения приемов игры у учащихся общеобразовательных школ на основе полученных в ходе экспериментов данных о факторной структуре показателей эффективности защитных передвижений и приемов в эксперименте, моделирующем игровую деятельность.

В настоящей работе ставились три основные задачи:

1. Проанализировать средние величины и стандартные отклонения в специальных заданиях, целью которых было определить степень использования скоростного потенциала при защитных передвижениях.

2. Сравнить показатели эффективности при выполнении перехватов мяча и определить двигательную асимметрию в этом движении по показателям времени и точности применения этого приема.

3. Выявить характер взаимосвязей и факторную структуру показателей, отражающих эффективность выполнения некоторых приемов при игре в защите у школьников, занимающихся баскетболом.

Методика исследования. Полное тестирование по комплексной методике, направленной на регистрацию эффективности передвижений школьников -баскетболистов лицом, спиной и боком вперед, а также быстроты и точности движений на выбивание и перехват мяча, прошли 47 спортсменов 12 - 16 лет, занимающихся баскетболом в школе. Стаж занятий баскетболом у этих спортсменов - от 2 до 7 лет.

Регистрация времени передвижений по площадке осуществлялась с помощью фотофинишной установки конструкции И. В. Всеволодова [6]. Она использовалась при регистрации бега с максимальной скоростью на типичные для баскетбола расстояния - 3, 6 и 20 м. Показатель эффективности использования скоростного потенциала при передвижении спиной и боком вперед получали с помощью расчета отношения времени бега с максимальной скоростью лицом вперед и временем бега спиной или боком вперед на ту же дистанцию и выражали в процентах (коэффициент использования скорости).

В комплекс тестов для измерения времени выполнения движений на выбивание и перехват мяча входило 5 показателей, методика измерения которых представлена в статье С. А. Полиевского [12]. С помощью балльной системы оценки, приведенной в этой же статье, регистрировалась точность движения при выполнении этих же приемов. Наиболее высокий показатель точности движения, имитирующего выбивание и перехват мяча, мог быть получен при касании испытуемым середины мишени. В этом случае точность испытуемого в движении соответствовала 1 баллу. Худший результат регистрировался при касании испытуемым крайнего сектора мишени. Оценка в этом случае составляла 7 баллов. При касании других секторов мишени испытуемый получал за попытку количество баллов, соответствующее расстоянию от центра мишени. При одиночных и серийных движениях с касанием секторов мишени правой и левой рукой, также была использована балльная система оценки показателей точности.

Обработка результатов измерения показателей эффективности с использованием всех четырех методик осуществлялась на ЭВМ ЕС-1035 по стандартным программам. Определялись средние величины и стандартные отклонения экспериментальных показателей, корреляционная матрица, проводился факторный анализ (закрытый вариант метода главных компонент с варимаксным вращением факторной матрицы).

Большинство школьников, принявших участие в экспериментах, посещали занятия по физическому воспитанию, тренировались и выступали в соревнованиях за команды общеобразовательных школ (№ 613 и других школ Центрального административного округа).

Результаты исследования. Ввиду громоздкости корреляционной матрицы (она состоит из 351 коэффициента корреляции) мы ограничились лишь рассмотрением средних величин, некоторых выборочных коэффициентов корреляции и результатов факторного анализа.

Изучение показателей использования скоростного двигательного потенциала свидетельствует о том, что оно находится в пределах от 62 до 69 % в обоих исследованных типах защитных передвижений на короткие и длинные расстояния баскетбольной площадки. Использование занимающимися баскетболом прыгучести при бросках было измерено К. Юср [15]. Этот автор установил, что мастера спорта СССР при бросках с активным сопротивлением защиты доводят использование прыгучести до 88 %. По данным Г. А. Гилева [7], в ряде упражнений пловцы также достигали использования силового потенциала до 79 %. А по данным В. М. Зациорского [10], акробаты-прыгуны из состава сборной команды СССР доводят использование прыгучести при выполнении сальто до 100 %.

Таким образом, в сравнительно низких показателях использования скоростных способностей у обследованных нами занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ, на наш взгляд, заключены резервы повышения эффективности защитных передвижений.

Заслуживает внимания рассмотрение эффективности защитных реакций и движений, выполняемых правой и левой рукой. Двигательная асимметрия, обусловленная как факторами онтогенеза, филогенеза, так и спецификой упражнения, имеет большое значение в формировании техники игры юных баскетболистов. Нами обнаружено достоверное различие во времени движения кисти до мишени при выбивании мяча правой и левой рукой. Движение правой рукой при выбивании мяча существенно короче, чем левой при уровне достоверной значимости по третьему порогу различия (р < 0,001).

Сравнение времени сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой и левой рукой также свидетельствует о более быстром выполнении этого движения правой. При перехвате правой время движения составляет 0,69 ± 0,09 с, в то время как выполнение этого же движения левой равно 0,79 ± 0,10 с. Различия достоверны также по третьему порогу вероятности.

Анализируя существующие различия в точности этих же движений в условных баллах, следует признать, овладение мячом, может быть успешным только при узкой индивидуализации тренировочной работы.

Эффективность приемов овладения мячом в баскетболе определяется как быстротой, так и точностью их выполнения. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии существенной зависимости между показателями точности движений с простыми и сложными реакциями на овладение мячом в эксперименте на тренажере, моделирующем игровое выполнение приема. Эти данные подтверждают существующее предположение о специфическом проявлении показателей точности движения. Для совершенствования точности этих движений необходима углубленная индивидуализация.

В ходе факторного анализа, проведенного по данным обследуемой группировки юных спортсменов , было выделено 5 обобщенных факторов, с помощью которых стало возможным объяснить все наблюдающиеся взаимосвязи между отдельными показателями. На долю выделенных факторов приходится 67 % общей дисперсии выборки.

Первый из факторов обусловил 27 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает высокую положительную корреляцию с показателями степени использования скоростных возможностей у школьников -баскетболистов при выполнении ими защитных передвижений. Рассчитанные на ЭВМ корреляции показывают высокие нагрузки по значениям коэффициентов использования скорости во время бега лицом, спиной и боком вперед на дистанции 3 и 6 м. Существенная взаимосвязь с временем бега на эти же дистанции отсутствует. Исходя из этого мы отождествили этот фактор со способностью достаточно полно использовать скоростной потенциал при передвижениях школьников-баскетболистов по игровой площадке на короткие расстояния.

Второй фактор, на долю которого приходится 14 % от общей дисперсии выборки, имеет наибольшие факторные веса по показателям времени бега спиной вперед на короткие расстояния баскетбольной площадки (3 и 6 м).

Учитывая, что с этими показателями он имеет высокую отрицательную взаимосвязь, а с показателями точности и времени касания мишени - низкую и положительную, мы дали ему следующую интерпретацию - "быстрота передвижения спиной вперед на короткие расстояния баскетбольной площадки".

Третий из выделенных факторов обуславливает 11 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает значительную положительную корреляцию с показателями времени бега лицом вперед и спиной вперед на длинные расстояния баскетбольной площадки (до 20 м). Исходя из обнаруженных взаимосвязей, мы интерпретировали этот фактор как "быстрота передвижения лицом и спиной вперед на длинные расстояния баскетбольной площадки".

На долю четвертого фактора что по показателям точности движений при выбивании мяча правой и левой рукой также имеются достоверные различия, но только по его первому порогу вероятности. Аналогичные показатели были обнаружены и при выполнении перехватов мяча.

Таким образом, нами обнаружено наличие двигательной асимметрии у школьников, занимающихся баскетболом, по показателям времени и точности движения. В то же время наиболее существенное различие обнаружено нами во времени движения правой и левой рукой. При становлении технического мастерства и для выравнивания существующей асимметрии в движениях правой и левой рукой целесообразно использовать упражнения на совершенствование приемов овладения мячом левой рукой.

Высокий уровень владения техническим мастерством при выполнении приемов игры в защите как правой, так и левой рукой повысит эффективность индивидуальных действий игроков. Так, при опеке нападающего, находящегося в правой стороне зоны нападения, у защитника появляется возможность идти на перехват мяча в левую сторону и использовать в этом случае левую руку для перехвата мяча.

Анализ видеоматериалов игры талантливого российского баскетболиста, выступающего в профессиональной команде "Юта Джаз" НБА (США) Андрея Кириленко показывает, что при выполнении защитных приемов, направленных на овладение мячом, перехватов и накрывания мяча у бросающего по корзине соперника он одинаково успешно пользуется как правой, так и левой рукой.

На важность умелых действий при игре в защите как правой, так и левой рукой указали при опросе два сильнейших баскетболиста ПБК "ЦСКА" (Москва) - нападающий Сергей Панов и защитник Джон Роберт Холден.

Специфичность развития показателей эффективности движения при выполнении того или иного приема проявляется не только в уровне абсолютного и преимущественного развития ее отдельных характеристик, но и в характере установившихся между ними взаимосвязей. Средняя положительная взаимосвязь обнаруживается между быстротой движения кисти при выбивании мяча правой и левой рукой. Уровень взаимосвязи характеризуется коэффициентом 0,63. Низкий уровень взаимосвязи обнаружен между быстротой движения при перехвате мяча левой и серийными движениями на перехват мяча. Значение коэффициента составляет 0,30. Ввиду невысокого уровня обнаруженной взаимосвязи трудно делать практические заключения.

В то же время общий характер зависимостей, существующих между быстротой выполнения приемов, направленных на овладение мячом, свидетельствует о том, что развитие быстроты у каждого из них не будет способствовать повышению эффективности других движений. Повышение мастерства выполнения приемов, направленных на приходится 8 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает высокую положительную корреляцию по показателям росто-весовых данных обследуемых спортсменов и среднюю отрицательную связь с показателями точности движения кисти до мишени при выбивании мяча правой рукой. В ряде исследований было показано, что средняя отрицательная зависимость координации и точности движения наблюдается с росто-весовыми данными баскетболистов [3, 16]. Принимая их во внимание, мы отождествили этот фактор с росто-весовыми данными юных баскетболистов.

Пятый фактор, вклад которого в суммарную дисперсию выборки составил 7 %, имеет высокую отрицательную корреляцию с показателями времени сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой и такую же высокую отрицательную корреляцию с точностью сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой. Наилучшим объяснением этой корреляции может быть отождествление этого фактора с быстротой и точностью сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой.

Таким образом, в результате проведенного факторного анализа обнаружено, что среди причин, в наибольшей мере влияющих на эффективность передвижений и выполнения приемов овладения мячом, главная - способность достаточно полно использовать скоростной потенциал при передвижениях школьников-баскетболистов по игровой площадке на короткие и длинные расстояния (27 % от общей дисперсии выборки). Немаловажно е значение в проявлениях эффективности игровых приемов имеет быстрота защитных передвижений - бег спиной вперед на короткие расстояния (14 % от общей дисперсии выборки), лицом и спиной вперед на длинные расстояния (11 % от общей дисперсии выборки). Выделение росто-весовых данных юных баскетболистов в качестве одного из главных факторов подтверждает сложившееся в баскетболе положение, при котором спортсмены с высокими антропологическими показателями тела, как правило, добиваются лучших спортивных результатов (8 % от общей дисперсии выборки).

Вместе с тем большую роль в проявлении юными баскетболистами эффективности защитных движений имеют быстрота и точность выполнения движений со сложными реакциями на перехват мяча (7 % от общей дисперсии выборки). По-видимому, ее можно отождествить с быстротой выполнения движений, направленных на перехват мяча.

Полученные нами данные позволяют не только определить состояние подготовленности занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ на уроках физической культуры и в секционных занятиях, но и целенаправленно планировать тренировочный процесс.

Литература

1. Аруцев А.А. Канд. дис. М., 2002.

2. Бальсевич В.К., Пьянзин А.Н. // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 5, с. 32.

3. Бондарь А.Н. Дис. М., 1974

4. Булгакова Н.Ж., Волков Н.И. и др. // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 23.

5. Волков Н.И. // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с. 21.

6. Всеволодов И.В. Дис. М., 1969.

7. Гилев Г.А., Ратов И.П. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 5, с. 15.

8. Данилов В.А. Дис. М., 1996.

9. Данилов В.А., Бутузова Л.Л. и др. /Сб. науч.-метод. тр. 2000. - М.: МПГУ, вып. 7, с. 10.

10. Зациорский В.М. Методическое письмо. М., 1969, с. 37.

11. Костикова Л.В. // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 28.

12. Полиевский С.А., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 1, с. 51.

13. Портнов Ю.М., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 9, с. 14.

14. Портнов Ю.М., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 7.

15. Юср К. Дис. М., 1984, с. 23.

16. Яхонтов Е.Р. Дис. М., 1966.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!