ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ, УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Академик РАО,
доктор педагогических наук Ю.
М. Портнов Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Одна из главных задач теории и методики тренировки - поиск тренировочных нагрузок, способствующих рациональному улучшению уровня подготовленности как квалифицированных баскетболистов, так и учащихся общеобразовательных школ [4, 8, 11, 14]. Однако, как отмечают большинство специалистов, работающих в области теории и методики физического воспитания, современный спортсмен довольно близко подошел к границам предельных (максимально возможных) нагрузок, или, с точки зрения физиологии, к границам адаптивных возможностей, переход за которые приводит к перетренированности, переутомлению и спаду спортивных результатов [1, 9, 13 и др.]. В настоящее время основой научно-технологического обеспечения подготовки элитных атлетов является соблюдение одного из целого ряда важных условий - радикальн ой модернизации систем массового физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на основе конверсии элементов спортивной культуры. Об этом достаточно обоснованно указано в работах В. К. Бальсевича [2], Н. И. Волкова [5] и других ведущих специалистов в спорте высших достижений. Одно из направлений конверсии процесса физического воспитания в общеобразовательной школе - разработка специальных упражнений на основе данных проведенного факторного анализа показателей тестирования индивидуального мастерства учащихся, занимающихся баскетболом. При исследовании факторной структуры эффективности защитных действий и приемов у учащихся общеобразовательных школ мы исходили из положения о том, что эта способность у данного контингента школьников - единый генерализованный показатель: она может быть разделена на целый ряд факторов, оказывающих неравноценное влияние на качество игры в защите. Выявление в результате расчета на ЭВМ факторной структуры и особенно ведущих факторов, в какой-то мере определяющих эффективность выполнения выбивания и перехвата мяча, а также различных способов передвижения у занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ, позволит с помощью специально разработанной программы существенно повысить их спортивное мастерство при игре в защите. Из проведенного анализа и обобщения литературных источников вытекает, что многие вопросы эффективности защитных передвижений и приемов в баскетболе трактуются весьма разноречиво и требуют экспериментального разрешения. Неисследованными остаются показатели быстроты различных способов передвижений, а также степени использования двигательного потенциала на типичных для игры в баскетбол отрезках игровой площадки. Слабо изучены показатели точности и быстроты выполнения приемов, направленных на овладение мячом. Эти показатели эффективности спортивного мастерства при игре в защите, по данным доступных литературных источников, остаются не исследованными у школьников, занимающихся баскетболом в общеобразовательной школе. Исходя из вышеизложенного, целью настоящее исследования было повышение мастерства выполнения приемов игры у учащихся общеобразовательных школ на основе полученных в ходе экспериментов данных о факторной структуре показателей эффективности защитных передвижений и приемов в эксперименте, моделирующем игровую деятельность. В настоящей работе ставились три основные задачи: 1. Проанализировать средние величины и стандартные отклонения в специальных заданиях, целью которых было определить степень использования скоростного потенциала при защитных передвижениях. 2. Сравнить показатели эффективности при выполнении перехватов мяча и определить двигательную асимметрию в этом движении по показателям времени и точности применения этого приема. 3. Выявить характер взаимосвязей и факторную структуру показателей, отражающих эффективность выполнения некоторых приемов при игре в защите у школьников, занимающихся баскетболом. Методика исследования. Полное тестирование по комплексной методике, направленной на регистрацию эффективности передвижений школьников -баскетболистов лицом, спиной и боком вперед, а также быстроты и точности движений на выбивание и перехват мяча, прошли 47 спортсменов 12 - 16 лет, занимающихся баскетболом в школе. Стаж занятий баскетболом у этих спортсменов - от 2 до 7 лет. Регистрация времени передвижений по площадке осуществлялась с помощью фотофинишной установки конструкции И. В. Всеволодова [6]. Она использовалась при регистрации бега с максимальной скоростью на типичные для баскетбола расстояния - 3, 6 и 20 м. Показатель эффективности использования скоростного потенциала при передвижении спиной и боком вперед получали с помощью расчета отношения времени бега с максимальной скоростью лицом вперед и временем бега спиной или боком вперед на ту же дистанцию и выражали в процентах (коэффициент использования скорости). В комплекс тестов для измерения времени выполнения движений на выбивание и перехват мяча входило 5 показателей, методика измерения которых представлена в статье С. А. Полиевского [12]. С помощью балльной системы оценки, приведенной в этой же статье, регистрировалась точность движения при выполнении этих же приемов. Наиболее высокий показатель точности движения, имитирующего выбивание и перехват мяча, мог быть получен при касании испытуемым середины мишени. В этом случае точность испытуемого в движении соответствовала 1 баллу. Худший результат регистрировался при касании испытуемым крайнего сектора мишени. Оценка в этом случае составляла 7 баллов. При касании других секторов мишени испытуемый получал за попытку количество баллов, соответствующее расстоянию от центра мишени. При одиночных и серийных движениях с касанием секторов мишени правой и левой рукой, также была использована балльная система оценки показателей точности. Обработка результатов измерения показателей эффективности с использованием всех четырех методик осуществлялась на ЭВМ ЕС-1035 по стандартным программам. Определялись средние величины и стандартные отклонения экспериментальных показателей, корреляционная матрица, проводился факторный анализ (закрытый вариант метода главных компонент с варимаксным вращением факторной матрицы). Большинство школьников, принявших участие в экспериментах, посещали занятия по физическому воспитанию, тренировались и выступали в соревнованиях за команды общеобразовательных школ (№ 613 и других школ Центрального административного округа). Результаты исследования. Ввиду громоздкости корреляционной матрицы (она состоит из 351 коэффициента корреляции) мы ограничились лишь рассмотрением средних величин, некоторых выборочных коэффициентов корреляции и результатов факторного анализа. Изучение показателей использования скоростного двигательного потенциала свидетельствует о том, что оно находится в пределах от 62 до 69 % в обоих исследованных типах защитных передвижений на короткие и длинные расстояния баскетбольной площадки. Использование занимающимися баскетболом прыгучести при бросках было измерено К. Юср [15]. Этот автор установил, что мастера спорта СССР при бросках с активным сопротивлением защиты доводят использование прыгучести до 88 %. По данным Г. А. Гилева [7], в ряде упражнений пловцы также достигали использования силового потенциала до 79 %. А по данным В. М. Зациорского [10], акробаты-прыгуны из состава сборной команды СССР доводят использование прыгучести при выполнении сальто до 100 %. Таким образом, в сравнительно низких показателях использования скоростных способностей у обследованных нами занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ, на наш взгляд, заключены резервы повышения эффективности защитных передвижений. Заслуживает внимания рассмотрение эффективности защитных реакций и движений, выполняемых правой и левой рукой. Двигательная асимметрия, обусловленная как факторами онтогенеза, филогенеза, так и спецификой упражнения, имеет большое значение в формировании техники игры юных баскетболистов. Нами обнаружено достоверное различие во времени движения кисти до мишени при выбивании мяча правой и левой рукой. Движение правой рукой при выбивании мяча существенно короче, чем левой при уровне достоверной значимости по третьему порогу различия (р < 0,001). Сравнение времени сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой и левой рукой также свидетельствует о более быстром выполнении этого движения правой. При перехвате правой время движения составляет 0,69 ± 0,09 с, в то время как выполнение этого же движения левой равно 0,79 ± 0,10 с. Различия достоверны также по третьему порогу вероятности. Анализируя существующие различия в точности этих же движений в условных баллах, следует признать, овладение мячом, может быть успешным только при узкой индивидуализации тренировочной работы. Эффективность приемов овладения мячом в баскетболе определяется как быстротой, так и точностью их выполнения. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии существенной зависимости между показателями точности движений с простыми и сложными реакциями на овладение мячом в эксперименте на тренажере, моделирующем игровое выполнение приема. Эти данные подтверждают существующее предположение о специфическом проявлении показателей точности движения. Для совершенствования точности этих движений необходима углубленная индивидуализация. В ходе факторного анализа, проведенного по данным обследуемой группировки юных спортсменов , было выделено 5 обобщенных факторов, с помощью которых стало возможным объяснить все наблюдающиеся взаимосвязи между отдельными показателями. На долю выделенных факторов приходится 67 % общей дисперсии выборки. Первый из факторов обусловил 27 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает высокую положительную корреляцию с показателями степени использования скоростных возможностей у школьников -баскетболистов при выполнении ими защитных передвижений. Рассчитанные на ЭВМ корреляции показывают высокие нагрузки по значениям коэффициентов использования скорости во время бега лицом, спиной и боком вперед на дистанции 3 и 6 м. Существенная взаимосвязь с временем бега на эти же дистанции отсутствует. Исходя из этого мы отождествили этот фактор со способностью достаточно полно использовать скоростной потенциал при передвижениях школьников-баскетболистов по игровой площадке на короткие расстояния. Второй фактор, на долю которого приходится 14 % от общей дисперсии выборки, имеет наибольшие факторные веса по показателям времени бега спиной вперед на короткие расстояния баскетбольной площадки (3 и 6 м). Учитывая, что с этими показателями он имеет высокую отрицательную взаимосвязь, а с показателями точности и времени касания мишени - низкую и положительную, мы дали ему следующую интерпретацию - "быстрота передвижения спиной вперед на короткие расстояния баскетбольной площадки". Третий из выделенных факторов обуславливает 11 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает значительную положительную корреляцию с показателями времени бега лицом вперед и спиной вперед на длинные расстояния баскетбольной площадки (до 20 м). Исходя из обнаруженных взаимосвязей, мы интерпретировали этот фактор как "быстрота передвижения лицом и спиной вперед на длинные расстояния баскетбольной площадки". На долю четвертого фактора что по показателям точности движений при выбивании мяча правой и левой рукой также имеются достоверные различия, но только по его первому порогу вероятности. Аналогичные показатели были обнаружены и при выполнении перехватов мяча. Таким образом, нами обнаружено наличие двигательной асимметрии у школьников, занимающихся баскетболом, по показателям времени и точности движения. В то же время наиболее существенное различие обнаружено нами во времени движения правой и левой рукой. При становлении технического мастерства и для выравнивания существующей асимметрии в движениях правой и левой рукой целесообразно использовать упражнения на совершенствование приемов овладения мячом левой рукой. Высокий уровень владения техническим мастерством при выполнении приемов игры в защите как правой, так и левой рукой повысит эффективность индивидуальных действий игроков. Так, при опеке нападающего, находящегося в правой стороне зоны нападения, у защитника появляется возможность идти на перехват мяча в левую сторону и использовать в этом случае левую руку для перехвата мяча. Анализ видеоматериалов игры талантливого российского баскетболиста, выступающего в профессиональной команде "Юта Джаз" НБА (США) Андрея Кириленко показывает, что при выполнении защитных приемов, направленных на овладение мячом, перехватов и накрывания мяча у бросающего по корзине соперника он одинаково успешно пользуется как правой, так и левой рукой. На важность умелых действий при игре в защите как правой, так и левой рукой указали при опросе два сильнейших баскетболиста ПБК "ЦСКА" (Москва) - нападающий Сергей Панов и защитник Джон Роберт Холден. Специфичность развития показателей эффективности движения при выполнении того или иного приема проявляется не только в уровне абсолютного и преимущественного развития ее отдельных характеристик, но и в характере установившихся между ними взаимосвязей. Средняя положительная взаимосвязь обнаруживается между быстротой движения кисти при выбивании мяча правой и левой рукой. Уровень взаимосвязи характеризуется коэффициентом 0,63. Низкий уровень взаимосвязи обнаружен между быстротой движения при перехвате мяча левой и серийными движениями на перехват мяча. Значение коэффициента составляет 0,30. Ввиду невысокого уровня обнаруженной взаимосвязи трудно делать практические заключения. В то же время общий характер зависимостей, существующих между быстротой выполнения приемов, направленных на овладение мячом, свидетельствует о том, что развитие быстроты у каждого из них не будет способствовать повышению эффективности других движений. Повышение мастерства выполнения приемов, направленных на приходится 8 % общей дисперсии выборки. Он обнаруживает высокую положительную корреляцию по показателям росто-весовых данных обследуемых спортсменов и среднюю отрицательную связь с показателями точности движения кисти до мишени при выбивании мяча правой рукой. В ряде исследований было показано, что средняя отрицательная зависимость координации и точности движения наблюдается с росто-весовыми данными баскетболистов [3, 16]. Принимая их во внимание, мы отождествили этот фактор с росто-весовыми данными юных баскетболистов. Пятый фактор, вклад которого в суммарную дисперсию выборки составил 7 %, имеет высокую отрицательную корреляцию с показателями времени сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой и такую же высокую отрицательную корреляцию с точностью сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой. Наилучшим объяснением этой корреляции может быть отождествление этого фактора с быстротой и точностью сложной реакции и движения на расстояние 3 м при перехвате мяча правой рукой. Таким образом, в результате проведенного факторного анализа обнаружено, что среди причин, в наибольшей мере влияющих на эффективность передвижений и выполнения приемов овладения мячом, главная - способность достаточно полно использовать скоростной потенциал при передвижениях школьников-баскетболистов по игровой площадке на короткие и длинные расстояния (27 % от общей дисперсии выборки). Немаловажно е значение в проявлениях эффективности игровых приемов имеет быстрота защитных передвижений - бег спиной вперед на короткие расстояния (14 % от общей дисперсии выборки), лицом и спиной вперед на длинные расстояния (11 % от общей дисперсии выборки). Выделение росто-весовых данных юных баскетболистов в качестве одного из главных факторов подтверждает сложившееся в баскетболе положение, при котором спортсмены с высокими антропологическими показателями тела, как правило, добиваются лучших спортивных результатов (8 % от общей дисперсии выборки). Вместе с тем большую роль в проявлении юными баскетболистами эффективности защитных движений имеют быстрота и точность выполнения движений со сложными реакциями на перехват мяча (7 % от общей дисперсии выборки). По-видимому, ее можно отождествить с быстротой выполнения движений, направленных на перехват мяча. Полученные нами данные позволяют не только определить состояние подготовленности занимающихся баскетболом учащихся общеобразовательных школ на уроках физической культуры и в секционных занятиях, но и целенаправленно планировать тренировочный процесс. Литература 1. Аруцев А.А. Канд. дис. М., 2002. 2. Бальсевич В.К., Пьянзин А.Н. // Теория и практика физ. культуры. 2004, № 5, с. 32. 3. Бондарь А.Н. Дис. М., 1974 4. Булгакова Н.Ж., Волков Н.И. и др. // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 23. 5. Волков Н.И. // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с. 21. 6. Всеволодов И.В. Дис. М., 1969. 7. Гилев Г.А., Ратов И.П. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 5, с. 15. 8. Данилов В.А. Дис. М., 1996. 9. Данилов В.А., Бутузова Л.Л. и др. /Сб. науч.-метод. тр. 2000. - М.: МПГУ, вып. 7, с. 10. 10. Зациорский В.М. Методическое письмо. М., 1969, с. 37. 11. Костикова Л.В. // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 28. 12. Полиевский С.А., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 1, с. 51. 13. Портнов Ю.М., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 9, с. 14. 14. Портнов Ю.М., Данилов В.А. и др. // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 7. 15. Юср К. Дис. М., 1984, с. 23. 16. Яхонтов Е.Р. Дис. М., 1966. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |