ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ КАК СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Президент городской федерации бокса г. Ульяновска
Проблема повышения уровня технико-тактической подготовленности боксеров - одна из наиболее актуальных. Поиск рациональных путей ее решения обусловливает необходимость упорядочения системы преобразования ее содержания в качественно новое состояние, обеспечивающее эффективный прирост результатов. Одним из методов системного подхода является моделирование, отражающее закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон обучения, воспитания и тренировки, от соотношения которых зависит уровень спортивного мастерства. Исследования П. К. Анохина [1] Н. А. Бернштейна [3], А. В. Курганского [9] и других показали, что выполнение целенаправленного двигательного действия осуществляется благодаря механизму опережающего отражения: до момента реализации движения в центральной нервной системе формируется точная функциональная копия предстоящего двигательного акта. Эта модель содержит информацию о мышцах, которые должны участвовать в данной работе, величине развиваемых мышечных усилий, скорости, амплитуде и других параметрах двигательных действий. Цель данного исследования - экспериментальная проверка моделирования спортивной подготовки боксеров как единого процесса физического и духовного развития личности. Работы многих специалистов по боксу [4, 6-8, 15, 16, 18 и др.] посвящены вопросам повышения уровня технико-тактической подготовленности (ТТП). Проблема развития и совершенствования ведущих морально-волевых и личностных качеств боксеров до настоящего времени остается одной из наименее изученных. Многие специалисты в области психологии и психофизиологии [2, 5, 10-14, 17 и др.] на материалах проведенных исследований показали, что формирование ведущих морально-волевых и личностных свойств: инициативности, самостоятельности, организованности, дисциплинированности, силы воли, настойчивости, упорства, трудолюбия, ответственности и других - является системообразующим фактором в спортивной подготовке боксеров, эффективность которой зависит от качества управления данной системой. Очевидно, что недостаточное внимание к целенаправленному формированию личности боксера - одна из причин неэффективности учебно-тренировочного процесса. Изменение структурных свойств личности обусловлено интенсивностью мышечной нагрузки, необходимостью преодоления возникающих стрессовых ситуаций, связанных с природой соревновательной деятельности, выходящей за рамки внутренних психических процессов. Характер взаимодействия психики с двигательной активностью, обусловленной задачами спортивной подготовки, - основа социализации личности в соответствии со структурной сложностью данного процесса. Разработанная нами модель спортивной подготовки боксеров основана на следующих концептуальных положениях: всестороннем гармоничном развитии, укреплении здоровья, формировании социально активной личности, единстве процесса воспитания и самовоспитания. Традиционный подход к структурному содержанию системы спортивной подготовки базируется на единстве общефизической, технико-тактической и психологической подготовки. Мы придерживаемся подхода, основанного на концептуальном единстве физического и духовного развития человека, что приводит к необходимости разработки структурного содержания учебно-тренировочного процесса, учитывающего развитие ведущих личностных качеств как его неотъемлемой части (см. схему). Моделирование предусматривает необходимость общефизической и ТТП боксера на фоне целенаправленного развития и совершенствования морально-волевых и личностных качеств. Для проверки эффективности предложенной модели был проведен педагогический эксперимент с участием 54 боксеров 15-17 лет, распределенных на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), в каждой по 27 человек. КГ занималась в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной Российской федерацией бокса. В ЭГ содержание занятий было ориентировано на разработанную модель подготовки боксеров, основанную на единстве физического и духовного развития личности. Определение исходного уровня общей физической подготовленности проводилось с использованием общепринятых тестов: бег на 30 м (с); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (колич. раз); подтягивание в висе (колич. раз); толкание левой и правой рукой ядра весом 4 кг (см).
Модель воспитания боксера в процессе спортивной подготовки Уровень сформированности морально-волевых и нравственных качеств определялся по степени выраженности следующих ведущих свойств личности: целеустремленности, активности, трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, честолюбия, дисциплинированности, организованности. Анализ тестирования показал отсутствие существенных различий в уровне общей физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ, а также в уровне сформированности черт характера (р>0,05). Содержание занятий в ЭГ было спланировано таким образом, что наряду с задачами прироста мышечной силы, быстроты, выносливости, а также двигательных координаций: ловкости, точности, равновесия - по их разновидностям и проявлениям, характерным для бокса, решались задачи формирования ведущих свойств личности. Динамика показателей уровня общей физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах
Примечание. В числителе - распределение спортсменов до проведения педагогического эксперимента, в знаменателе -после проведения. ТТП боксеров была направлена на усвоение защитных действий, дополнительных, обманных, атакующих приемов, усвоение уклонов и отклонов, а также всех разновидностей дистанций. Личностные свойства были представлены комплексом взаимосвязанных морально-волевых и нравственных качеств (см. схему). Прирост показателей личностных качеств оценивался по специально разработанным критериям. Так, настойчивость определялась в баллах следующим образом: 5 баллов - способность к мобилизации усилий для решения поставленной задачи. 4 балла - готовность к многократным действиям для достижения цели. 3 балла - чрезмерные затраты усилий для решения поставленной задачи. 2 балла - неумение концентрировать усилия в нужном направлении. 1 балл - неумение довести дело до конца. Целеустремленность: 5 баллов - подчинение действий и поступков поставленной цели. 4 балла - умение добиваться поставленной цели адекватными средствами. 3 балла - чрезмерное стремление к достижению цели ради личного престижа. 2 балла - использование неадекватных средств для достижения цели. 1 балл - стремление к цели любой ценой. Активность: 5 баллов - использование комплекса приемов в решении поставленной задачи, самостоятельный поиск специальных средств и методов выполнения поставленной задачи. 4 балла - использование проверенных средств, методов и условий решения комплекса двигательных заданий. 3 балла - сосредоточение усилий на решении ведущей задачи при недооценке дополнительных средств и методов. 2 балла - ориентация на получение заданий от тренера. 1 балл - отказ от решения поставленной задачи при первых неудачных попытках. Трудолюбие: 5 баллов - готовность к подчинению всех усилий, возможностей и способностей к достижению поставленной цели в течение длительного времени. 4 балла - готовность к значительным физическим и интеллектуальным усилиям и затратам при наличии некоторых форм отдыха и восстановления. 3 балла - способность трудиться с полной отдачей в комфортных условиях учебно-тренировочного процесса. 2 балла - неумение отдавать все силы решению поставленной задачи в течение требуемого времени. 1 балл - хорошее, добросовестное начало работы при быстрой потере интереса к ее завершению. Самостоятельность: 5 баллов - творческое отношение к тренировке, умение принимать самостоятельное решение. 4 балла - наличие собственной точки зрения на процесс обучения и тренировки. 3 балла - стремление к самостоятельному расширению теоретических знаний. 2 балла - выполнение заданий тренера без их критического осмысления. 1 балл - отсутствие инициативы, пассивность при решении двигательных задач. Честолюбие: 5 баллов - готовность к упорному достижению цели для подтверждения правильности выбранного пути или способа решения поставленной задачи. 4 балла - полная самоотдача для достижения коллективной цели и личного самоутверждения. 3 балла - превалирование личных интересов над коллективными. 2 балла - готовность к выполнению поставленной цели при условии своего лидерства. 1 балл - стремление к личному успеху любой ценой. Дисциплинированность, организованность: 5 баллов - умение рационально организовывать все виды деятельности. 4 балла - ответственное отношение к каждому поручению. 3 балла - чрезмерная затрата усилий при подчинении установленной дисциплине. 2 балла - слабый контроль своих действий и поступков. 1 балл - систематические нарушения дисциплины. На каждом учебно-тренировочном занятии отводилось время не только формированию двигательных умений и навыков, направленных на овладение специальными приемами ведения боксерского поединка, но и совершенствованию морально-волевых качеств. Формирование мышечной силы, быстроты, выносливости и других качественных сторон двигательной деятельности предусматривает многократное повторение элементов двигательного акта, что требует определенного уровня развития морально-волевых качеств, обусловливающих тренировочный эффект. ТТП также основана на вариативном, многократном выполнении направленных двигательных действий в разных режимах, условиях, на фоне утомления и разных психоэмоциональных состояний.
Динамика темпов прироста некоторых морально-волевых качеств у боксеров контрольной и экспериментальной групп В каждой части учебно-тренировочного занятия предлагались системы двигательных действий, цель которых - прирост показателей двигательно-координационных качеств и овладение технико-тактическими приемами, требующими проявления соответствующих морально-волевых и нравственных качеств. Так, например, развитие и совершенствование ловкости по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам, а также в стандартных, нестандартных и прогнозируемых условиях требовало многократного выполнения высоковариативных двигательных действий, усвоение которых зависело от проявления трудолюбия, настойчивости, силы воли, честолюбия и других морально-волевых качеств. Последовательность, честность, принципиальность и коммуникативность успешно воспитывались посредством специально подобранных подвижных игр, соревновательных моментов, игровых ситуаций, характеризующихся целевой направленностью. Использование игрового метода позволяло создавать педагогические ситуации, связанные с необходимостью проявления высокой организованности, дисциплинированности, что заключалось в четком и быстром выполнении указаний, распоряжений преподавателя или капитана команды. Многократно повторяясь в различных игровых и соревновательных ситуациях, данные свойства закреплялись и становились привычной нормой поведения. Содержанием целенаправленной воспитательной работы было выполнение системы творческих домашних заданий, способствующих развитию воображения, фантазии: - прогнозирование новых вариантов изучаемого двигательного действия путем использования разнообразных исходных и конечных положений; - применение различных способов выполнения двигательного действия; - использование зрительного, звукового ориентиров и различных разметок; - изготовление макетов с нанесением на них уязвимых зон для отработки точности атакующего удара и др. Занимающимся предлагались задания по приобретению и расширению теоретических знаний в области спортивной подготовки боксеров. Спортсмены, изучая научно-методическую литературу, учились сопоставлять технику разных спортсменов, находили различия в их системе подготовки, приобретали навыки выявления индивидуальных особенностей выполнения атакующих и защитных действий, входящих в арсенал подготовки каждого боксера. Таким образом, главной отличительной особенностью занятий в ЭГ была целенаправленная планомерная организация воспитательной работы в течение всего учебно-тренировочного процесса. К концу учебного года были проведены повторные контрольные испытания по той же программе, что и перед началом педагогического эксперимента. Анализ полученных результатов свидетельствует, что существенные изменения произошли как в показателях общей физической подготовленности (см. таблицу), так и в проявлении личностных качеств. Так, в КГ увеличился прирост показателей по всем пяти использованным тестам (см. таблицу и схему), характеризующим уровень физической подготовленности: бег на 30 м, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание в висе, толкание ядра правой и левой рукой. В ЭГ темпы прироста оказались существенно выше по ряду показателей: прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание и толкание ядра правой и левой рукой, что, по-видимому, обусловлено целенаправленным развитием комплекса ведущих морально-волевых качеств; это сказалось и на улучшении общего психоэмоционального фона занятий. В ЭГ достоверно значимым оказался также прирост показателей ведущих морально-волевых и нравственных качеств (см. рисунок), в первую очередь таких, как целеустремленность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, сила воли, трудолюбие. Так, показатели целеустремленности в ЭГ увеличились на 11,3 %, в КГ - на 4,7 %; показатели настойчивости и честности в ЭГ повысились на 12,4 и 10,7 %; в КГ соответственно на 5,2 и 4,9 %. Механизм прироста показателей общефизической и ТТП тесно связан с процессом формирования морально-волевых и нравственных качеств, так как без определенного уровня развития целеустремленности, активности, трудолюбия, самостоятельности, организованности и других качеств невозможно выполнение мышечной нагрузки заданного объема и интенсивности при различной продолжительности занятий. Формирование двигательных умений и навыков в точном соответствии с пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами движений зависит от уровня проявления настойчивости и дисциплинированности, ответственности, организованности, самостоятельности и других качеств. Таким образом, использование моделирования в учебно-тренировочном процессе позволяет более объективно отражать сложные сочетания различных компонентов спортивной подготовки боксеров, выявить закономерности взаимосвязи и взаимообусловленности развития базовых и ведущих качественных сторон двигательной деятельности, отражающих уровень ТТП, что позволяет более эффективно осуществлять направленность и корректировку содержания спортивной подготовки. Использование модели боксерского поединка дает возможность установить зависимость прироста показателей физической и специальной подготовленности от уровня сформированности комплекса морально-волевых качеств, что обеспечивает единство всех сторон спортивной подготовки при очевидной приоритетной значимости морально-волевых и нравственных качеств. Литература 1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с. 2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. 3. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. 166 с. 4. Джероян Г. О. Предсоревновательная подготовка боксера / Г.О. Джероян, Н. А. Худадов. - М.: ФиС, 1971. - 149 с. 5. Ильин Е. Н. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния): учеб. пособие для студентов факультета физ. воспитания пед. институтов / Е. Н. Ильин. М.: Просвещение, 1980. - 199 с. 6. Киселев В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В. А. Киселев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -127 с. 7. Колесник И. С. Управление развитием ведущих двигательных координаций в боксе / И.С. Колесник. - М.: Научно-издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта", 2005. - 173 с., ил. 8. Колесник И. С. Новые подходы к развитию ловкости у боксеров / И. С. Колесник, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 3. - С. 59-61. О возникновении и координации ритмических движений / А.В. Курганский // Теория и практика физ. культуры, 1996. -№ 11. - С. 44-49.10. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с. 11. Мартенс Райнер. Социальная психология и спорт / Райнер Мартенс. - М.: Физкультура и спорт. - 1979. - 176 с., ил. 12. Пуни А. Ц. К психологической теории спортивной деятельности / А.Ц. Пуни // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 12. - С. 10 - 14. 13. Родионов А. В. Принципы психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации / А. В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. № 11. - С. 34- 36.14. Рудик П. А. Психология: учебник для институтов физической культуры / П.А. Рудик. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -512 с.15. Санников В. А. Теоретическая подготовка боксера: учеб. пособие / В. А. Санников. - Воронеж: ВГИФК, 2003. - 211 с.16. Филимонов В. И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография / В. И. Филимонов. - М.: ИСАН, 2000. - 432 с. 17. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с. 18. Ширяев А. Г. Бокс учителю и ученику. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Ширяев. - СПб.: Изд-во "Шатон", 2002. - 190 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |