ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук О. М. Шелков
О. А. Дехаев

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Под модельно-диагностическим комплексом подразумевается минимизированный набор показателей, объединенных компенсационными связями, необходимыми для решения соревновательных задач, с наибольшей вероятностью описывающий исследуемое состояние [9, 10].

Одним из универсальных методов, позволяющих в системном единстве решать задачи педагогического контроля, анализа, моделирования и прогнозирования состояний и значений уровня подготовленности спортсменов, является метод "спортивно-педагогической диагностики" [11]. Под этим понимается комплексный процесс определения (распознавания) подготовленности и готовности спортсмена, выявления причинно-следственных отношений в категориях "цель-средства-результат" и в случае необходимости определения нужных корректирующих воздействий для реализации прогноза спортивных достижений [12].

Использование унифицированных комплексных методик [20] в спортивной практике обнаружило следующие их недостатки; не учитываются особенности проявления включенных в комплекс компонентов на продолжительных отрезках времени; не все включенные в комплекс показатели (а их 43) эффективны и реально применимы к группе циклических видов спорта, оценочные нормативы не отражают специфики вида спорта, возрастного периода и пола спортсмена.

Цель исследования - разработка модельно-диагностического комплекса педагогического контроля для группы циклических видов спорта за процессом подготовки спортсменов в ходе учебно-тренировочной деятельности на различных этапах спортивного совершенствования.

Мы исследовали моторное обеспечение двигательной деятельности и физическое развитие юных спортсменов (12-17 лет), специализирующихся в плавании, легкой атлетике, лыжных гонках и конькобежном спорте; взрослых спортсменов (18-22 лет) - в легкой атлетике, конькобежном спорте и лыжных гонках. Обследовано более 1500 человек мужского и женского пола спортивной квалификации от I юношеского разряда до мастера спорта международного класса.

Методы исследования. При обследовании использовались показатели моторного обеспечения движений по параметрам времени, усилий и пространства, а также осознаваемые двигательные и вегетативные компоненты психического состояния человека [20] и физического развития (по тотальным размерам тела).

Экспериментальный материал обрабатывали с использованием методов математической статистики, включающих в себя: кластерный анализ (подходы, основанные на агломеративных методиках), корреляционные анализы (множественная и частная - парциальная корреляция) и t-критерий Стьюдента, а также расчет темпов роста по методике С. Броуди.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных позволил выделить ряд наиболее информативных показателей моторики, физического развития и психического состояния. Был сформирован диагностический комплекс, включающий в себя 8 моторных тестов и 2 показателя физического развития. Это время простой двигательной реакции на свет, время одиночного движения, максимальная частота движений кистью руки за 10 с, максимальная кистевая динамометрия, точность воспроизведения дозированного усилия (50 % от максимального) и темпа (50 % от максимального), силовая и темповая активность, весо-ростовой индекс Кетле и силовой индекс.

Расчеты результатов исследования, произведенные по методике темпов роста (С. Броуди) и их сравнения по t-критерию Стьюдента выявили наличие благоприятных периодов в развитии всех показателей, входящих в состав комплекса. Установлены границы благоприятных периодов развития по ряду показателей комплекса во всех исследованных видах спорта: время простой двигательной реакции на свет - 12 - 15 лет, максимальная кистевая динамометрия, весо-ростовой индекс Кетле - 12 - 16 лет, силовой индекс - 12 - 17 лет, точность воспроизведения дозированного темпа - 13 - 15 лет и максимальная частота движений кистью за 10 с - 12 - 15 лет. Остальные показатели имели благоприятные периоды развития, специфичные для каждого вида спорта (см. таблицу).

Для определения степени значимости показателей, составляющих диагностический комплекс, результаты исследования были рассчитаны по методу частной (парциальной) корреляции. В структуре комплекса выделились два блока показателей, имеющих разное влияние. В первый, ведущий, блок вошли показатели: время простой двигательной реакции на свет, время одиночного движения, максимальная кистевая динамометрия, весо-ростовой индекс Кетле и силовой индекс; во второй, сопутствующий: максимальная частота движений кистью за 10 с, точность воспроизведения дозированного усилия и темпа, силовая и темповая активности. Этот блок играл роль связующего звена, способствующего наиболее полной реализации составляющих ведущего блока.

Для подтверждения надежности сформированного диагностического комплекса с помощью математических расчетов была произведена проверка достоверности его связей с объективными критериями спортивной деятельности испытуемого. Для этого использовался метод множественной корреляции, который подтвердил наличие существенной (р<0,05) связи:

- между комплексом моторики и возрастными периодами у спортсменов в границах 12 15 лет (значение множественной корреляции 0,52 - 0,83), в легкой атлетике, лыжных гонках и конькобежном спорте в возрасте 18 - 22 лет (коэффициент множественной корреляции - 0,59 0,93);

- между комплексом моторики и физическим развитием (по росту, весу тела и весо-ростовому индексу Кетле) в границах 12 - 16 лет (значения множественной корреляции - 0,52 - 0,98), по силовому индексу - 12 - 17 лет (значение множественной корреляции - 0,58 - 0,96) во всех исследуемых видах спорта. Указанная тенденция сохраняется у спортсменов 18 - 22 лет в легкой атлетике, лыжных гонках и конькобежном спорте (коэффициент множественной корреляции - 0,6 - 0,96);

- комплекса моторики - с квалификацией спортсменов на протяжении 12 - 22 лет (коэффициент множественной корреляции - 0,57 - 0,97). С ростом спортивного мастерства и возраста занимающихся значение диагностического комплекса постепенно возрастало. Особенно это касалось спортсменов18 - 22 лет, специализирующихся в легкой атлетике, лыжных гонках и конькобежном спорте, спортивной квалификации кандидат в мастера спорта - мастер спорта международного класса (коэффициент множественной корреляции - 0,69 - 0,97);

- комплекса моторики - со спортивными результатами на этапах многолетней подготовки в плавании на дистанциях вольного стиля 50 и 100 м, 200 и 400 м в 12 - 17 лет (значение коэффициента множественной корреляции - 0,85 - 0,99), 1500 м в 13 - 17 лет; 50, 100 и 200 м баттерфляем; 200 м брассом в 14 - 17 лет, границы колебаний коэффициентов множественной корреляции составили 0,9 - 0,98); в легкой атлетике на дистанциях 1000, 1500 и 3000 м; в конькобежном спорте

- на дистанциях 500, 1000, 1500 и 3000 м в 14 17 лет (значения коэффициентов множественной корреляции - от 0,62 до 0,98);

- комплекса моторики - с отдельными компонентами психического состояния спортсменов. Уровень ситуативной тревожности спортсменов (по Ч. Д. Спилбергеру - Ю. Л. Ханину), состояние спортивной мотивации (по Сопову) и психический "комфорт-дискомфорт" (АТ - норма) в плавании, легкой атлетике и конькобежном спорте наблюдался на протяжении возрастных периодов от 12 до 17 лет (значение коэффициента множественной корреляции - 0,58 - 0,98). У спортсменов в лыжных гонках перечисленные выше показатели имели существенное значение в возрасте 12 - 16 лет (коэффициент множественной корреляции - 0,51 - 0,94). Специфично проявлял себя такой показатель, как вегетативный коэффициент по методике цветового теста Люшера, который характеризовал склонность к накоплению и расходованию сил. Уровень его связей с комплексом моторики на различных отрезках времени с 12 до 17 лет в каждом из исследуемых видов спорта был равен 0,21 - 0,97.

У спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике, лыжных гонках и конькобежном спорте, в возрасте 18 - 22 лет проявление связи перечисленных выше компонентов психического состояния с комплексом моторного обеспечения двигательной деятельности носило специфический характер. Несмотря на наличие достоверных (р<0,05) связей степень значимости в каждой спортивной специализации у мужчин и женщин различалась. Величина этих связей колеблется в очень широких границах: от малозначимых (коэффициент множественной корреляции 0,25 - 0,34) до существенной (0,55 - 0,97).

Показатель Вид спорта Возраст, лет и пол
12 13 14 15 16 17
М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж
Время одиночного движения Плавание + + + + + + - + - - - -
Лыжные гонки - - - - - + + + + + - -
Конькобежный спорт - - - - + + + + + - + -
Легкая атлетика - - + - + + + + + - - +
Точность воспроизведения дозированного усилия Плавание - - - - + + + + + - + -
Лыжные гонки - - - - + + + + + + - -
Конькобежный спорт - - + - + - + + + + - -
Легкая атлетика - - - - + + + + + + - -
Силовая активность Плавание - - - + + + + + - - - -
Лыжные гонки - - - - - - + + + + - -
Конькобежный спорт - - - - - + + + + + - -
Легкая атлетика - - - - - - + + + + + +
Темповая активность Плавание - - + + + + - - - - - -
Лыжные гонки - - - - + + + + - - - -
Конькобежный спорт - - - - + + + + + + - -
Легкая атлетика - - - - + + + + - - - -

Примечание. Знак (+) обозначает благоприятный период в развитии; знак (-) - его отсутствие.

Для оценки уровня моторного (двигательного) развития спортсменов по показателям комплекса производились расчеты кластерного анализа (агломеративные методики) на каждый этап многолетней подготовки, охватывающий возрастные периоды 12 - 17 лет. В расчетах были определены характерные группы спортсменов по абсолютным значениям показателей моторного обеспечения двигательной деятельности и физического развития в каждом из исследованных видов спорта, принадлежащие к среднему, выше и ниже среднего уровням развития. На основе метода сигмальных значений [16] рассчитаны оценочные шкалы с градацией уровней развития: "хорошо", "удовлетворительно" и "плохо" для всех показателей, вошедших в диагностический комплекс. Значения уровня развития этих показателей получились очень специфичными, присущими каждому виду спорта, полу спортсмена и определенному возрастному периоду соответствующего этапа многолетней подготовки.

При анализе результатов исследования обнаружена тенденция, характерная для возрастных периодов 16-17 лет. В эти периоды происходит заметное снижение значимости диагностического комплекса моторики (значения коэффициента множественной корреляции падали до 0,51-0,40), на этом фоне наблюдались ухудшение абсолютных значений большинства показателей моторики и стабилизация таких показателей, как максимальная кистевая динамометрия и время одиночного движения в сравнении с предыдущими возрастными периодами. Их значения оставались стабильными на определенном уровне без существенных колебаний в сторону улучшения или ухудшения.

Можно предположить, что данное ухудшение связано с закономерностями возрастного развития человека. В публикациях [13, 14, 21, 22] указанная тенденция лишь частично объясняется сложными структурными изменениями нейрогуморального и нейрорефлекторного характера. Отставание развития двигательных (моторных) качеств (способностей) в организме спортсменов в рассматриваемый возрастной период является вынужденной необходимостью для перестроечных изменений в функционировании двигательных функций. Эту особенность моторного развития при оценке уровня подготовленности спортсменов по основным двигательным качествам (способностям) необходимо учитывать в практике спорта.

Выводы

1. Сформированный диагностический комплекс позволяет осуществлять педагогический контроль в системе оперативного управления за учебно-тренировочным процессом на основе оценки уровней двигательной (моторной) подготовленности спортсменов в группе циклических видов спорта.

2. Методика тестирования по предложенному диагностическому комплексу и используемые измерительные приборы просты и доступны. На обследование спортсмена по показателям комплекса затрачивалось не более 6 мин, что позволяло тестировать группу в течение сравнительно небольшого отрезка времени (в зависимости от количества тренирующихся).

Литература

1. Александрова Г. В. Модельные характеристики специальной подготовленности квалифицированных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Александрова. - Киев, 1983 - 14 с.

2. Александрова Г. В. Алгоритмы формирования модельно-диагностических комплексов (МДК) оценки подготовленности квалифицированных спортсменов / Г. В. Александрова // Моделирование системы физической подготовки и спорта: сб. науч. тр. Л.: ВДКИФК, 1987. - С. 28-36.

3. Бальсевич В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философии, 1981, № 3. - С. 78-79.

4. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры, 1999. - № 4. - С. 21-27 и 39-40.

5. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

6. Бальсевич В. К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры (актовая речь) / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 30 с.

7. Булкин В. А. Совершенствование отбора и ориентации юных спортсменов на основе моторно-психических регуляций движений: тез. докл. всерос. науч.-практ. конф./ В. А. Булкин, О. М. Шелков. - Великие Луки, 1994. - С. 27-28.

8. Булкин В. А. Концепция управления в педагогике физического воспитания и спорта // Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов / В. А. Булкин, Б. А. Петров. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986 - С. 19-27.

9. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта / В. А. Булкин. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 47 с.

10. Булкин В. А. Комплексный педагогический контроль в системе подготовки квалифицированных спортсменов // Средства и методы этапного педагогического контроля и индивидуализация тренировочного процесса: сб. науч. тр. / В. А. Булкин. - Л.: ЛНИИФК, 1983. - С. 3-13.

11. Булкин В. А. Педагогическая диагностика при управлении тренировочным процессом // Педагогические аспекты предсоревновательной подготовки спортсменов: сб. науч. тр. / В. А. Булкин, Е. Н. Ершова. - Л.: ЛНИИФК, 1982. - С. 23-29.

12. Волков В. М. Подросток и физическая культура (возрастные индивидуальные морфо-функциональные особенности) / В. М. Волков. - Смоленск, 1971. - 147 с.

13. Городничев Р. Н. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: учеб. пособие/ Р. Н. Городничев. Великие Луки: ВФ МОГИФК, 1991. - С. 14-15.

14. Гужаловский А. А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов / А. А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. 1979. - № 9. - С. 28-31.

15. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека / А. А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 12 - C. 31-33.

16. Зайцев Г. М. Математический анализ биологических данных / Г. М. Зайцев. - М.: Наука, 1991. - С. 73-74.

17. Киселев Ю. Я. Использование результатов психологического контроля для индивидуализации подготовки спортсменов // Средства и методы этапного педагогического контроля и индивидуализации тренировочного процесса / Ю. Я. Киселев: сб. науч. тр. Л.: ЛНИИФК., 1983. - С. 95-100.

18. Медведев В. Н. Педагогические аспекты оценки уровня и состояния подготовленности спортсменов при проведении массовых комплексных обследований / В. Н. Медведев // Унифицированные методы комплексного педагогического контроля при проведении массовых обследований спортсменов: сб. науч. тр. - Л.: ЛНИИФК, 1987. - С. 19-27.

19. Моторно-психическое обеспечение деятельности квалифицированных спортсменов / В. А. Булкин, Е. Н. Ершова, Б. А. Головин и др. // Современные достижения спортивной науки: тез. докл. междунар. конф. - СПб., 1994. - С. 92-93.

20. Унифицированные методы комплексного контроля для проведения массовых обследований спортсменов: метод. рекомендации. - Л.: ЛНИИФК, 1986 - 47 с.

21. Фомин Н. А. На пути к спортивному мастерству / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 78, 88.

22. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978 - С. 177.

23. Ченегин В. М. Системный подход к изучению влияния двигательной активности на процессы онтогенеза / В. М. Ченегин // Cистемные механизмы двигательной деятельности спортсменов: сб. науч. тр. - Волгоград: ВГИФК. - 1980. - С. 65-84.

24. Янкаускас Й. М. Моторика растущего женского организма / Й. М. Янкаускас, Э. М. Логвинов. - Вильнюс: Мокслас, 1984. - 152 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!