ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ В ДЗЮДО

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Дементьев
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Панасюк
Аспирант
А.С. Крючков

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Существующая в общеобразовательных учреждениях и учреждениях спортивной направленности практика физического воспитания не обеспечивает должного уровня физического здоровья детей в контексте его формирования средствами физической культуры. Анализ литературных источников [5, 6, 12] показал, что основным критерием, определяющим уровень физической и функциональной подготовленности детей в общеобразовательных школах и ДЮСШ, являются стандартные половозрастные нормативы, а индивидуальным представляется лишь способ их достижения. При этом действия педагога направлены на то, чтобы максимально большее число занимающихся в результате тренировки показывали результаты, укладывающиеся в тот или иной стандартный норматив. При таком подходе не учитываются индивидуально-типологические особенности занимающихся и структура моторики детей, что не позволяет реализовывать учебно-тренировочные программы в соответствии с их врожденными индивидуальными задатками.

Отмечается определенный застой в совершенствовании организационных и методических основ в данных образовательных учреждениях.

Прежде всего это связано с противоречиями, возникшими между уровнем накопленных биологических и педагогических знаний, с одной стороны, и современной практикой - с другой. Осознавая необходимую потребность в разработке и реализации различных инновационных технологий в области физического воспитания, основанную на учете индивидуальных особенностей каждого организма, его возрастных возможностей, врожденных пределов изменчивости строения и функций под влиянием физических нагрузок, педагоги и тренеры создают различные инновационные площадки непрерывного дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности [2, 8, 9, 11].

По мнению исследователей [5, 10, 12], инновационные технологии в области физического воспитания представляют собой упорядоченную совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих при помощи методов, приемов, средств достижение прогнозируемого и диагностируемого уровней воспитания двигательных качеств занимающихся.

В этой связи нам представляется, что на этапе предварительной подготовки в борьбе дзюдо наиболее оптимальным будет использование дифференцированного подхода как основной стратегии реализации учебно-тренировочных задач, поставленных перед педагогом и юными спортсменами на данном этапе.

В спортивной практике дифференцированный подход является методом объединения спортсменов в учебно-тренировочные группы с учетом их спортивно важных качеств и использования для каждой группы определенных способов тренировки, адекватных их типическим особенностям (полу, возрасту, свойствам темперамента, уровню тренированности и т.д.) [9].

Главными принципами, определяющими структуру дифференцированного подхода, являются:

1. Учет типовых и индивидуальных различий обучающихся для того, чтобы избежать их деления на "слабых", "средних" и "сильных".

2. Соответствие уровня общности и сложности содержания групповым отличиям учащихся с разным уровнем готовности.

3. Интеграция форм и способов с целью активизации учебной деятельности учащихся.

4. Разработка технологии учебно-тренировочного процесса на основе индивидуально-типологических особенностей занимающихся.

Важнейшая часть технологии физической подготовки на предварительном этапе в борьбе дзюдо, основанная на использовании дифференцированного подхода, - учет индивидуально-типологических особенностей занимающихся, включающий в себя выявление самых значимых типичных признаков, на основе которых юных борцов можно разделить на определенные группы и на этом основании вносить коррективы в построение и содержание тренировочного процесса.

В настоящее время исследователями выделено значительное количество признаков, отражающих индивидуальные особенности спортсмена, учет которых может быть использован тренером в работе. К ним относятся морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости и развития двигательных качеств, психические и личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы тренировочной и соревновательной деятельности, выбор стратегической линии в построении тренировочных нагрузок с учетом особенностей адаптации к ним и т.д.

Реальные возможности управления подготовкой юных спортсменов связаны с выделением и учетом не всех, а лишь некоторых типичных признаков, характерных для этапа многолетней тренировки и спортивной специализации.

Результаты проведенных исследований показали, что наиболее важными признаками, отражающими индивидуальные особенности юных спортсменов, являются тип конституции и тесно связанная с ним структура моторики, а также уровень биологической зрелости.

Для реализации дифференцированного подхода в разработанной нами методике подготовки детей на предварительном этапе в борьбе дзюдо мы использовали стандартную антропометрическую программу, позволяющую рассчитать компоненты массы тела по И. Матейке [3] и оценить соматотип по схеме В.Г. Штефко, А.Д. Островского [13].

Биологический возраст детей оценивался по одонтологическому критерию [7].

Двигательные качества оценивались по 6 тестам: 1) бег на 30 м (скорость), 2) бег на 1000 м (выносливость), 3) челночный бег 3х10 м (ловкость), 4) прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества), 5) отжимания от пола (общая сила), 6) наклон вперед из положения сидя с вытянутыми ногами (гибкость).

Функциональные возможности организма детей оценивались по ЧСС (покой), САД, индексу Робинсона, ЖЕЛ и PWC170 (степ-тест). В эксперименте приняли участие и были обследованы 62 мальчика, учащихся 1-го класса общеобразовательной школы.

Проведенные медико-биологические обследования и педагогические тестирования позволяют утверждать, что внутри исследованных групп дети различаются по типам телосложения и уровням моторного развития. Полученные нами данные свидетельствуют о взаимосвязи между типом конституции: астеноидный (А), торакальный (Т), мышечный (М), дигестивный (Д) - и показателями физической подготовленности.

По морфометрическим показателям учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы распределились следующим образом: вес - Д > М > Т > А; рост - Д > М > Т > А; ширина плеч и таза Д > М > Т > А; по компонентам массы тела: жировой - Д > М > Т > А; мышечный - М > Д > Т > А; костный - А > Т > М > Д.

По показателям моторного развития: бег на 30 м - Д > М > А > Т; бег на 1000 м - Т > А > М > Д; бег 3 х 10 м - М > Д > А > Т; прыжок в длину с места - М > Т > А > Д; отжимание - М > Т > А > Д; кистевая сила - Д > М >Т > А; гибкость - М > Д > А > Т.

Полученные данные позволяют говорить о том, что дети М и Д типов демонстрируют более высокие показатели в скоростных и скоростно-силовых упражнениях, тогда как дети А и Т типов - в упражнениях на выносливость.

По функциональным показателям: CАД: Д > М > Т > А; ЧСС (покой): Д > М > Т > А; ЖЕЛ: Д > М > Т > А; PWC170: А > Т > М > Д; индекс Робинсона: Д > М > Т > А.

Биологические особенности: по показателям паспортного возраста межгрупповых различий между всеми конституциональными типами не выявлено. По биологическому возрасту школьники Д типа опережают детей всех других типов конституции. Весьма существенные различия наблюдаются при сравнении детей Д типа с детьми А типа: средний биологический возраст первых 8,23 года, вторых - 7,7 года. Дети Т и М типов занимают промежуточное положение: 7,93 и 7,99 года соответственно.

Заключение. Анализ литературных данных и результаты собственных исследований позволяют утверждать, что для решения проблемы оптимизации построения учебно-тренировочного процесса в рамках программ физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях и учреждениях спортивной направленности необходимо использовать дифференцированный подход, основанный прежде всего на выявлении и учете конституционально-типологических особенностей занимающихся, показателей их биологической зрелости и уровня моторного развития. При таком подходе оказывается возможным воспитывать двигательные качества детей на основе адекватных средств и методов, которые соответствуют их врожденным индивидуальным задаткам, а также эффективно корректировать построение и содержание учебно-тренировочного процесса, в том числе и на этапе предварительной подготовки в борьбе дзюдо.

Литература

1. Ахметов С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.М. Ахметов. - Краснодар, 1996. 24 с.

2. Бальсевич В.К. Высокие технологии развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании школьников / В.К. Бальсевич // Современный олимпийский спорт и спорт для всех // Материалы Х Международного научного конгресса. - Гданьск, 2006. - С. 14-20.

3. Бунак В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М.: Медицина, 1941. - 78 с.

4. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 208 с.

5. Жуков О.Ф. Технологии реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет / О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 19-26.

6. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.В. Зайцева. - М., 1995. - 48 с.

7. Изаак С.И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева. - М.: Изд-во ОРАГС, 2005. - 224 с.

8. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт. - 232 с.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М., 1993. - 24 с.

10. Солодков С.А. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / С.А. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Олимпия-Пресс, 2005. - 528 с.

11. Стрельцов В.П. Спортивно-оздоровительная тренировка старших дошкольников: проблемы и решения / В.П. Стрельцов, Т.А. Банникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - №3. - С. 10-14.

12. Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Д.А. Фильченков - М., 1994. - 23 с.

13. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М. - Л.: Медгиз, 1929. - 129 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!