ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ

Б.Г. Маньшин
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

Активное освоение пространственных параметров двигательного образа характеризуется почти непрерывным зрительным контролем игрока за всей окружающей его обстановкой. Ограничение такого зрительного контроля сопровождается понижением эффективности выполнения бросковых движений.

Усиленное развитие временных и частично силовых параметров двигательных представлений происходит у юных баскетболистов при прочном образовании пространственных представлений, базирующихся на сенсорно перцептивной основе двигательного образа бросковых действий (А. С. Белов, 1972; Г.В. Ефимов, 1978; В. Д. Одобецкий, 1979; А. М. Грошев, 2005).

При рассмотрении броска в прыжке, штрафного броска педагогически целесообразно выделение трёх отдельных фаз: подготовительной (подседание и вынос мяча в исходное положение), рабочей (толчковое движение ногами, пауза в движении руки и собственно бросковое движение), заключительной (приземление, фиксация туловища, руки, кисти). К ведущим фазам, обеспечивающим выполнение данного действия, относятся рабочая и подготовительная фазы. Пограничным моментом между ними служит прицеливание, не связанное с выполнением движений (В. Г. Луничкин,1969; С. В. Голо мазов,1973; А. И. Вальтин,1984).

В зависимости от особенности техники броска спортсменов одним и тем же фазам ног могут соответствовать различные положения бросающей руки:

- с маховым выносом мяча в точку прицеливания;

- "махом" без выноса мяча в точку прицеливания;

- с пассивным выносом мяча в точку прицеливания.

Выявлена определённая зависимость результативности штрафных бросков от времени, потраченного на их подготовку. Штрафные броски, вы полненные поспешно со временем на подготовку до 2 с, после разрешения судьи на бросок, наименее результативны: 41,2 % в женских и 47,8 % в мужских командах. Наилучший результат у баскетболистов, которые на подготовку к выполнению штрафного броска тратят 3-4 с (А. С. Белов, 1972; П. И. Донченко, 1973; Р. С. Мозола, 1975; В. И. Андреев, 1988; С. С. Царукян, 1991; Н. В. Сковородникова, 1999).

У юных баскетболистов максимальные вели чины реакции опоры правой и левой ноги при выполнении штрафных бросков неодинаковы. При одинаковом исходном положении у одних спортсменов величина реакции опоры правой ноги имеет большее значение, чем левой, у других - наоборот. Правильная подготовка к выполнению штрафного броска способствует стабильности реакции опоры, что помогает сохранять равновесие и стабильность движений в момент выполнения штрафного броска. Изменение исходно го положения, особенно баскетболистами низкой квалификации, влияет на технику броска в целом и отражается на величине реакции опоры. Реакция опоры не зависит от утомления и эмоционального фона (А. С. Белов, 1972; В. Д. Одобецкий, 1979; Н. В. Сковородникова, 1999).

Работа ног при штрафном броске направлена на создание некоторого кинематического фона для включения в работу руки. Особое значение приобретает временной отрезок от момента начала движения ног до включения в движение руки, он отражает важность выбора момента начала движения руки для осуществления точного броска. В бросках в прыжке тело спортсмена после отрыва от площадки движется баллистически, и внесение коррективов в это движение затруднительно (управление осуществляется с помощью "племинарных" коррекций). При высоком прыжке скорость движения туловища в момент отрыва от площадки является слишком высокой и рука как бы выжидает, когда благодаря равнозамедленному движению (восходящая ветвь траектории движения ОЦТ) наступит благоприятный кинематический фон, на котором она может совершить необходимое точное действие. Чем ближе к "мер твой точке" движения тела выпускается мяч, тем менее эффективно используется кинематический фон, сообщаемый телу при движении ног (П. И. Донченко, 1973; В. Д. Одобецкий, 1979; В. И. Анд реев, 1988; Н. В. Сковородникова, 1999).

В штрафных бросках при увеличении времени движения ног, так же как и при увеличении временного отрезка от начала движения ног до момента включения в движение руки (рука стала включаться позже на фоне высокой скорости движения туловища), происходит прирост 2,6 - 2,9 по падания из 10 бросков. (Р. С. Мозола, 1975).

В бросках в прыжке движение ног на прыжок должно начинаться плавно, без срыва. Лишь в заключительной части движения активность должна быть максимальной - в это же время в движение включается рука. Выпуск мяча производится в начальной части безопорного положения (В. Д. Одобецкий, 1979).

Работа ног, которая в функциональном смысле определяет "кинематический фон" действия рук, подразделяется на подседание, толчковое движение, фазу полёта и фазу амортизации (приземления).

Работа рук включает вынос мяча в исходное положение, собственно бросковое движение ("рабочая фаза" по В. Г. Луничкину) и (в зависимости от условий броска и техники его выполнения) на паузу между выносом (прицеливание) и собственно бросковым движением (В. Г. Луничкин, 1969; А.С. Белов, 1972; С. С. Царукян, 1991; С. В. Голомазов, 1973).

Механико-математическая модель полёта мяча в корзину при баскетбольном броске позволяет конкретно определить требования, предъявляемые баскетболисту при выполнении точного броска. Баскетболист должен уметь регулировать следующие параметры: фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета (В. Г. Луничкин, 1969; С. В. Голомазов, 1973; В. Д. Одобецкий, 1979).

Начальные параметры вылета мяча для точного броска находятся в закономерной связи друг с другом. Эта зависимость допускает организацию движения таким образом, что при выборе необходимого для точного броска сочетания начальных угла и скорости вылета мяча спортсмен, ошибаясь в одном из параметров, может исправиться, внося коррективы в другой.

Оптимальный угол выброса мяча зависит от индивидуальных особенностей спортсменов: чем выше способность спортсмена к дифференцировке скорости выброса мяча, тем более пологую траекторию его полета ему целесообразно выбирать.

Наоборот, спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, можно рекомендовать выполнение бросков с навесной траекторией (М. А. Бен Хамади, 1980; Б. Т. Бен Мустафа, 1977).

Изменение условий бросков (дальности) вызывает изменение в соотношении работы верхних и нижних конечностей: чем больше расстояние, тем раньше относительно толчка ног выполняется собственно бросковое движение и тем короче пауза между выносом мяча в исходное положение и его выбросом (С. В. Голомазов, 1973; Ю. К. Насаев, 1984).

Умение сочетать необходимые угол и скорость вылета мяча - основная заслуга баскетболистов при выполнении точного броска. Ошибки связаны главным образом с отсутствием необходимого сочетания между углом и скоростью вы лета мяча (С. С. Царукян, 1991; С. В. Голомазов, 1973).

Вариации скорости вылета мяча при бросках с одинаковой дистанции определяются угловой скоростью движений в локтевом и лучезапястном суставах в момент, непосредственно предшествующий выбросу мяча, и не зависят от средней скорости движения в суставах на протяжении всей амплитуды движений.

Наибольший вклад в увеличение скорости движения мяча вносит кисть. Скорость дистального конца кисти в момент выпуска мяча практически одинакова для баскетболистов всех возрастных групп и определяется возможностью попадания мяча в корзину на конкретной дистанции. Скорость движения звеньев тела при всех способах бросков уменьшается по мере анатомического удаления от мяча. Она обратно пропорциональна возрасту и увеличению стажа тренировки. Наиболее точное звено - кисть - делает всё меньший вклад в конечную скорость вылета. С возрастом происходит оптимизация системы движений баскетболистов, что облегчает работу кисти и расширяет возможности управления в условиях движения с более низкими скоростями. Мышцы - сгибатели кисти в рабочей фазе на всех дистанциях работают с постоянной, почти 100 % ной по амплитуде активностью, а разгибатели - с 40 % ной (А. С. Белов, 1972; В. Д. Одобецкий, 1979; Г. М. Грошев, 2005).

Ведущими, наиболее ответственными мышца ми при выполнении броска в прыжке являются двуглавая и трёхглавая мышцы плеча. При ошибочных движениях (неточных бросках) изменения амплитудно-временных параметров биоэлектрической активности в большей мере наблюдаются именно в них.

Активность мышц антагонистов локтевого сустава показывает, что управление движением посредством одновременно включенных, но действующих в противоположном направлении мышц, создает возможность для более тонкой регуляции основных параметров движения (С. В. Голомазов, 1973; В. И. Андреев, 1988; С. С. Царукян, 1991).

Анализ кинематической структуры движений юных баскетболистов позволил выделить три способа бросков одной рукой в прыжке с определением частоты их использования в различных возрастных группах: а) бросок одной рукой в прыжке с пассивным выносом мяча в точку прицеливания (13-14 лет 91,58 %; 15-16 лет - 68,3 %; 17 лет - 57,8 %); б) бросок одной рукой в прыжке махом без выноса мяча в точку прицеливания (13-14 лет 8,42 %; 15-16 лет - 26,7 %; 17 лет - 35,5 %); в) бросок одной рукой в прыжке с маховым выносом мяча в точку прицеливания (13-14 лет 0 %; 15-16 лет - 5 %; 17 лет - 6,7 %) (В. И. Андреев, 1988; С. С. Царукян, 1991).

У юных баскетболистов выявлены возрастные различия в электромиографической структуре бросков в прыжке с различных дистанций: а) младший юношеский возраст (13-14 лет) минимальные изменения фазовости, амплитуды и длительности осцилляции с увеличением дистанции броска, отсутствие синхронной активности мышц - сгибателей и разгибателей кисти к моменту выпуска мяча, что свидетельствует лишь об общем освоении техники приема и формирующемся навыке программно автоматического движения в стандартных условиях на дистанции до 4 м; б) средний юношеский возраст (15-16 лет) выраженное изменение фазовости, длительности и амплитуды осцилляции с увеличением дистанции броска; характерная перестройка межмышечной координации на дистанции 5 м, соответствующая броскам с дальних дистанций, при отсутствии синхронной работы мышц - сгибателей и разгибателей кисти к моменту выпуска мяча на всех дистанциях. Что свидетельствует о фундаментальном освоении техники броска в прыжке и овладении навыком программно автоматического действия; в) старший юношеский возраст (17 лет) - изменение фазовости, длительности и амплитуды осцилляции с увеличением дистанции, соответствующее динамике показателей квалифицированных спортсменов. При этом синхронная работе мышц - сгибателей и разгибателей кисти в ре жиме антагонистов в момент выпуска мяча, определяющая возможности управления, наблюдается лишь на дистанциях 3 и 4 м. Дальнейшее увеличение дистанции приводит к перестройке работы мышц в режиме программно автоматического действия (С. С. Царукян, 1991; В. Д. Одобецкий, 1979).

Эффективность техники дистанционных бросков в прыжке определяется следующими факторами: а) дистанцией; б) способом выполнения; в) характером межмышечной координации мышц - сгибателей и разгибателей кисти; г) специальной тренированностью в бросках со средних и дальних дистанций (В. Д. Одобецкий, 1979).

Результативность и точность выполнения приемов игры, в частности бросков, во многом обусловлены уровнем проявления баскетболистами способности к точной дифференциации основных характеристик движений (пространство, время, усилия), и в частности скорости дифференциации малых по величине мышечных усилий. Разнообразие в тренировке баскетболистов на начальном этапе их подготовки методов и средств, направленных на преимущественное развитие способностей к точной дифференциации мышечных усилий, наилучшим образом содействует положительным сдвигам в способности осознавать величины основных характеристик движения к точной дифференциации мышечных усилий, что значительно способствует росту их спортивного мастерства (М. А. Бен Хамади, 1980; В.И. Андреев, 1988; С. С. Царукян, 1991; А. А. Корнешов, 2003).

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специализированного восприятия "чувства времени" в конкретном виде спорта. Избранный вид спорта оказывает узко направленное воздействие на процессы чувственного различения и представления основных временных характеристик движений и является детерминантой точности дифференцировки продолжительности выполняемых действий, темпа, ритма, скорости и временной последовательности движений (Е. П. Ильин, 2003; Х. И. Халиль, 2000).

Воспитание у спортсмена чувства времени обусловлено взаимодействием различных анализа торных систем. Для более полного развития и совершенствования "чувства времени" в учебно-тренировочном процессе баскетболиста необходимо создавать состояние "ущербности" его различных сенсорных систем, вынуждая его искать различные ассоциативные признаки, заменяющие отсутствующие функции анализаторных систем (зри тельного, слухового и мышечно-двигательного анализаторов), и тем самым совершенствуя процесс осознанного регулирования двигательных действий в спорте. Наибольшее возмущающее влияние оказывает ограничение периферического поля зрения.

Эта "помеха" усиливает влияние ограничений других сенсорных каналов (А. А. Корнешов, 2003; Х.И. Халиль, 2000; И. А. Водянникова,1978).

Чувство ритма, которое необходимо баскетболисту для овладения точным броском, основано на чувстве времени и включено в двигательный динамический стереотип. Оно обеспечивает воспроизведение тончайших временных соотношений между компонентами двигательного действия. Чем выше квалификация спортсмена, тем выше у него "чувство ритма" (А. А. Корнешов, 2003).

Большое значение в характеристике техники выполнения штрафного броска имеет время продолжительности броска в целом: с момента начала броска до принятия положения после выброса мяча. Показано, что результативность броска находится в определенной зависимости от времени, затраченного на его выполнение. В бросках в прыжке наибольшее влияние на результативность оказывают время прыжка и его безопорная фаза (А. М. Грошев, 2005).

Результаты дальнейших исследований чувства времени и его детерминации могут служить научно практической основой для более полного раз вития и совершенствования чувства времени в учебно-тренировочном процессе по обучению навыкам штрафного броска, броска в прыжке, про ведению адекватной уровню спортивного мастерства организации внимания спортсменов - направленности его сознания на наиболее значимые признаки временных характеристик движений и на этой основе достижения более высоких спортивных результатов. Важной задачей может быть раз работка методики штрафного броска и броска в прыжке для начинающих баскетболистов с акцентом на ритмических параметрах движения.

Использованная литература

1. Андреев В. И. Факторы, определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Андреев. - Омск, 1988. - 20 с.

2. Вальтин А. И. Методика совершенствования в технике броска мяча в игре баскетбол: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Вальтин. - Киев, 1984. - 24 с.

3. Воронина В. И. Исследование путей формирования двигательных представлений в процессе овладения техникой бросковых действий в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Воронина. - Киев, 1979. - 22 с.

4. Голомазов С. С. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения (на примере баскетбольных бросков): автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.С. Голомазов. - М., 1973. - 29 с.

5. Грошев А. М. Обеспечение надежности бросков мяча в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Грошев. - Малаховка, 2005. 23 с.

6. Донченко П. И. Экспериментальное обоснование методики совершенствования двигательных действий спортсменов на основе применения тренажерных устройств (на примере баскетбола): автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.И. Донченко. - М., 1973. - 20 с.

7. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

8. Корнешов А. А. Чувство времени и его детерминация в осознан ном управлении двигательными действиями в спорте: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Корнешов. - М., 2003. - 23 с.

9. Луничкин В. Г. Экспериментальное обоснование методики совершенствования приемов техники игры у высококвалифицированных баскетболистов (на примере броска в прыжке): автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Луничкин. - М., 1969. - 19 с.

10. Мозола Р. С. Исследование средств и методов совершенствования штрафных бросков в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.С. Мозола. - Киев, 1975.-19 с.

11. Одобецкий В. Д. Исследование особенностей обучения бросковым движениям юных баскетболистов 13-17 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Д. Одобецкий.- Киев, 1979. - 20 с.

12. Сковородникова Н. В. Возрастная динамика становления целевой точности у школьников и юных баскетболистов 10-16 лет и условия ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Сковородникова. - М., 1999. - 22 с.

13. Царукян С. С. Возрастная динамика становления и совершенствования техники дистанционных бросков в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.С. Царукян. - М., 1991. - 25 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!