ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОВКОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ (17-19 ЛЕТ)
В.А. Каширин, О.В. Демиденко Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск Целью исследования была разработка моделирования процесса развития ловкости как веду щей в волейболе двигательной координации у спортсменов массовых разрядов (17-19 лет).Задачи исследования: - теоретическое обоснование моделирования как одного из методов системного подхода в спортивной тренировке; - экспериментальная проверка целесообразности разработки модели развития ловкости у волейболистов. Моделирование, по мнению В.М. Игуменова, Р.А. Пилояна, Г.С. Туманяна, - один из основных методов системного подхода, обеспечивающих успешное решение проблемы технико-тактической подготовленности спортсменов в игровых видах спорта и единоборствах. Значимость моделирования заключается в возможности объединения различных компонентов спортивной тренировки в единую систему, что обусловливает их распределение по степени важности, обеспечения рациональной последовательности с учетом взаимовлияния и взаимообусловленности различных компонентов спортивной подготовки и явления экстраполяции. Моделирование основывается на концептуальных положениях, раскрывающих принципы организации спортивной подготовки. Использование модели позволяет выявить ведущие компоненты спортивной тренировки, среди которых наиболее значимую функцию выполняют целеполагание, мотивация спортивной деятельности, уровень интеллектуального развития и состояния кинезиологического потенциала. Такие составляющие, как средства и методы тренировки, приемы педагогического стимулирования и активизации деятельности спортсменов, способы контроля и само контроля за функциональным состоянием, зависят от основополагающих компонентов. Распределение различных компонентов и элементов спортивной подготовки имеет большое значение для рациональной организации учебно-тренировочного процесса, что приводит к значительной экономии времени и энергии для достижения планируемого спортивного результата. С целью проверки результативности моделирования процесса развития ловкости у волейболистов III и II разрядов 17-19 лет был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 56 спортсменов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 28 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления уровня общей физической подготовленности. Использовались следующие тесты: бег на 100 м (с); челночный бег 6 х 5 м (с); прыжок в длину с места (см); прыжок в высоту с места (см); метание набивного мяча правой и левой рукой (см); подтягивание из виса (колич. раз). Обработка полученных результатов не выявила достоверных различий в КГ и ЭГ (р>0,05). Было также проведено тестирование для выявления исходного уровня развития ловкости по разработанным нами тестам. Анализ по лученных данных также не выявил существенных различий в исходном уровне развития исследуемой двигательной координации (р>0,05). КГ занималась по общепринятой методике в соответствии с программой, утвержденной Министерством образования РФ. В ЭГ использовалось моделирование процесса направленного развития лов кости как ведущей двигательной координации у волейболистов по ее основным разновидностям, характерным для данного вида спорта. При проведении тренировочных занятий целенаправленно формировались ведущие интеллектуальные качества, необходимые для волейболиста. Предлагались системы физических упражнений, выполнение которых способствовало развитию умения анализировать собственные действия, а также действия противника и партнера по команде, выявлять и обобщать характерные черты и особенности выполнения того или иного физического упражнения. Система специальных двигательных заданий была направлена на развитие интенсивности и устойчивости внимания, что необходимо для достижения состояния уверенности в своих силах, свободной ориентировки в ситуациях, возникающих по ходу соревновательной деятельности. Применялись так же упражнения для увеличения объема двигательной памяти как необходимой предпосылки совершенствования тактического и оперативного мышления; специальные задания были направлены на развитие логического внимания, а также совершенствование творческих способностей. Такой подход к организации тренировочного процесса позволил волейболистам осознать необходимость развития базовых и ведущих двигатель но координационных качеств, среди последних предпочтение должно отдаваться ловкости как способности находить верное решение двигательной задачи во внезапно возникшей ситуации за максимально короткий промежуток времени. Направленное формирование ловкости осуществлялось в соответствии с ее структурным содержание. Подбирались физические упражнения на развитие ориентировки по пространственно временным и пространственно силовым параметрам двигательного действия, на совершенствование ловкости в стандартных, нестандартных и прогнозируемых условиях. Сформированные умения и навыки закреплялись в подвижных и спортивных играх при ведущей роли соревновательных моментов, отражающих особенности игры в волейбол. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики уровня общей физической подготовленности и прироста показателей ловкости. Обработка материалов исследования позволила выявить положительную динамику уровня общей физической подготовленности как в КГ, так и в ЭГ. Однако в ЭГ темпы прироста показателей по таким видам, как прыжок в длину и в высоту с места; толкание ядра правой и левой рукой и подтягивание из виса были выше. Так, если в КГ результат в прыжке в длину улучшился на 5,9%, то в ЭГ - на 16,3%; в прыжке в высоту с места прирост составил в КГ - 5,05%, в ЭГ соответственно 14,7%; в броске набивного мяча правой рукой в КГ прирост составил 7,4, то в ЭГ - 17,2%; при метании мяча левой рукой - соответственно 5,4 и 12,3%; в подтягивании из виса - 6,9 и 11,3%. Динамика темпов прироста показателей лов кости по всем ее основным разновидностям была более выраженной в ЭГ. Так, прирост показателей ловкости по пространственно временным пара метрам двигательных действий составили в КГ 12,1 и в ЭГ -23,7%; по пространственно силовым пара метрам соответственно 10,4 и 21,9%; показателям проявления ловкости в стандартных условиях 14,8 и 29,7%; в нестандартных - соответственно 11,6 и 23,6%; в прогнозируемых - 8,3 и 19,7%. Таким образом, применение моделирования процесса развития ловкости у волейболистов массовых разрядов способствует значительному повышению эффективности учебно-тренировочного процесса, позволяя сконцентрировать внимание на узловых моментах спортивной подготовки, определяющих ее ход и течение. Разработка и использование модели обеспечивает большие пре имущества в организации и проведении тренировки волейболиста, позволяя при меньших затратах времени и усилий добиваться более высоких спортивных результатов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |