ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОБОРСТВ В МАССОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук Ю.Ю. Жуков
Московский институт физической культуры и спорта, Москва

В настоящее время весьма актуальна проблема физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста. Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье детей и подростков, снижается их физическая подготовленность [1, 3, 5, 7, 9, 11 и др.]. Цель физического воспитания заключается в обеспечении такого уровня физического развития и физической подготовленности, который способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни и усвоению учебной про граммы. Для повышения физической подготовленности учащихся нужны новые методы и средства в области физического воспитания. Проблемы физического воспитания учащихся, особенно в средних общеобразовательных школах, в настоящее время привлекают внимание многих специалистов. Поэтому рациональная организация физического воспитания и использование его различных средств в целях укрепления здоровья и улучшения физических кондиций - актуальная задача как для теории, так и для практики физического воспитания. В этих условиях важно найти инновационные средства, повышающие эффективность усвоения школьной программы без увеличения ее объема. Одной из таких дисциплин в школьной программе могут быть единоборства.

Внедрение единоборств в массовый спорт или в физическую культуру создает благоприятные условия для развития двигательных качеств учащихся и возможность предупреждения опасных ситуаций, для самозащиты, укрепления здоровья, что и ставит борьбу на одно из первых мест в занятиях физической куль турой в общеобразовательной средней школе.

В настоящее время акценты в спортивной науке о путях развития физической культуры оказались смещенными в сторону спортивной подготовки и спорта высших достижений, а не физической культуры в образовательных учреждениях [2, 5, 7 и др.]. Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых с целью гармоничного развития современного человека, одно из ведущих мест должны занимать единоборства. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов занятий физическими упражнениями у людей всего мира. Греко римская борьба отличается особой привлекательностью, поскольку движения руками и ногами в них естественные.

В выполнении подворотов, бросков участвуют все группы мышц, что способствует координации и гармоничному развитию занимающихся. Нагрузки оказывают положительное влияние на развитие всех функциональных систем организма. Под влиянием тренировок и соревнований совершенствуется психическая деятельность, улучшается быстрота реакции и ориентировки, развивается творческое мышление. Соревнование по борьбе (по нормативам физической подготовленности) - это и великолепное спортивное зрелище: высокий накал страстей, не предсказуемость результата, пре дельное напряжение и мастерство доставляют удовольствие тем, кто следит за состязанием.

Греко римская борьба как пре красное средство общей физической подготовки широко используется в физическом воспитании школьников, учащихся средних и высших учебных заведений, в системе профтехобразования. Она является одновременно спортивным развлечением и отличным средством активного отдыха и восстановления.

Несмотря на предусмотренное государством обязательное обучение предмету "физическая культура школьников" (начиная с 1 го по 11-й класс общеобразовательной школы), далеко не все учащиеся овладевают жизненно важными умениями, навыками после прохождения обучения по школьной программе, далеко не все приобретают этот навык в последующие годы. В пользу сказанного говорят результаты проверки физической подготовленности дошкольников и школьников, проведенной Центром организационно методического обеспечения физического воспитания Московского департамента образования. Проверкой выявлена низкая физическая подготовленность почти у 80% старшеклассников, у 80-85% 10-12 летних школьников и почти у 90% детей младшего школьного возраста.

Проведенное нами предварительное тестирование показало, что более 50% обследованных учащихся 5-х классов не могут подтянуться на перекладине, хотя существующие для данного контингента учащихся нормы предполагают выполнение этого упражнения 3-5 раз.

В настоящее время в Российской Федерации уровень обеспеченности плоскостными сооружениями в целом по стране составляет около 5-6 %, плавательными бассейнами - 5-6%, в то время как по Европе - 85-90%. Греко римская борьба не требует больших затрат, роскошных залов для занятий борьбой: тренеров вполне устраивает школьный физкультурный зал. Недостатки в организации, межведомственная разобщенность, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-прежнему много физически не подготовленных людей, а уровень физической подготовленности населения крайне низок [1, 9, 2, 3, 5, 7].

Греко римская борьба должна быть одной из неотъемлемых частей российской системы физического воспитания, поскольку она укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха: это и высокая производительность труда, и подготовка молодежи к защите Родины. Вот почему так важно внедрять единоборства в физическую культуру и сделать их доступными для каждого ребенка, для каждого учащегося. Сегодня перед школой, перед всеми организациями, работающими с детьми и студенческой молодежью, стоит именно такая задача. И это значит, что надо мобилизовать все имеющиеся резервы, активизировать усилия педагогов, спортивных работни ков, родителей учащихся, общественности на решение данной жизненно важной проблемы.

Литература

1. Баландин В.А.Методология обновления процесса физического воспитания в начальной школе / В.А. Баландин. - Краснодар: Куб ГАФК, 2001. - 177 с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Беренов А.В. Предпосылки к изучению технико-тактических действий в спортивных единоборствах: метод. рекомендации для спортсменов и тренеров / А.В. Беренов. - М.: изд во ВНИИФКа, 2003. - 63 с.

4. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионального развития личности специалиста по физической культуре спорта / С.Н. Бегидова. - Майкоп: изд-во АТУ, 2001. - 24 с.

5. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурное совершенствование: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002.

6. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.В. Зайцева.- М., 1995. - 47 с.

7. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

8. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта / Ч.Т. Иванков. - М.: Инсан, 2005. - 368.

9. Копаев В.П. Комплексное планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения): учеб. пособие / В.П. Копаев / ВЛГИФК. - Великие Луки, 2003. - 65 с.

10. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М: Физкультура и спорт, 1951. - 531 с.

11. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

12. Лубышева Л.И. Социологический прогноз развития инновационных процессов в спортивном воспитании детей и юношества / Л.И. Лубышева // II Международный форум "Молодежь-Наука-Олимпизм". 15-18 июня 2002 г., г. Москва. Конференция "Юношеский спорт XXI века" // Материалы. - М., 2002. - С. 137-140.

13. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана; авт. сост. Г. И. Погадаев; предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 496 с.

14. Никитушкин В.Г. Социально педагогические теоретико-методологические основы индивидуализации спортивной тренировки в юношеском спорте / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук // II Международный форум "Молодежь-Наука-Олимпизм". 15-18 июня 2002 г., г. Москва. Конференция "Юношеский спорт XXI века" // Материалы. - М, 2002. - С. 155-158.

15. Спирин В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.К. Спирин. - М., 2003. - 43 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!