ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
|
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ ДЕВОЧЕК ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФУТБОЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Доктор биологических наук, профессор
Т.А. Филимонова Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп Изучение методов преподавания основных элементов спортивной игры футбол для школьниц 4-6-х классов даст возможность создать новую концепцию физической культуры, которая позволит в полной мере использовать положительную энергетику эмоционального подъёма игровых компонентов для формирования физической культуры школьниц, более рационального распределения учебного времени, учебных программ обучения физическому воспитанию в современной общеобразовательной школе. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное апробирование методики обучения элементам футбола девочек 4-6-х классов. Методы исследования. В работе применялись методы исследования: педагогическое наблюдение за школьницами 4-6-х классов в процессе занятий физической культурой, контрольно педагогические испытания, педагогический эксперимент с применением антропометрии, исследование физической подготовленности, текущего и оперативного контроля, по лученные результаты оценивались с помощью математической статистики. В работе использовался стандартный пакет программ Microsoft Excel. Анализ существующих школьных программ обучения физическому воспитанию девочек пока зал наличие возможности для оптимизации и не обходимой интенсификации учебных нагрузок на уроках физической культуры, которая не используется. Это явилось основой для разработки про граммы обучения девочек элементам футбола в общем учебном процессе. Применение в качестве метода обучения элементов футбола на уроках физической культуры способствует развитию физических качеств девочек, повышению работоспособности, формированию положительной установки на занятия спортом. Выявлена необходимость учета спортивных притязаний детей при отборе содержания и организации физического воспитания в современной школе для максимальной реализации оздоравливающего и развивающего потенциала физической культуры. Разработанная автором программа прошла апробацию, которая доказала эффективность приме нения элементов футбола для развития физических качеств и возможность ее реализации на уроках физического воспитания в южном регионе России без резкого изменения существующей системы образования в современной школе. Применение элементов футбола позволяет увеличить мотивацию к обучению, стимулирует повышение уровня скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей девочек, создаёт комфортную обстановку на уроке и как следствие формирует устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями, здоровому образу жизни. При внедрении футбола в обучение девочек особый интерес представил футбол в зале. Мы активно применяли мини футбол. Он несет в себе функцию знакомства школьниц с футболом. Важное преимущество мини футбола в том, что он не ограничивается лишь ролью ознакомления школьниц младшего и сред него возраста с азами большого футбола, но привлекает к дальнейшим занятиям физическими упражнениям. Это объясняется тем, что несмотря на свою простоту, мини футбол обладает рядом интереснейших особенностей, делающих эту игру по своему своеобразной и заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях (а это приятно, что немаловажно для девочек). Во-вторых, в этой игре довольно много голов (а это интересно). В-третьих, каждый участник должен действовать с полной отдачей сил, успевая оборонять свои ворота и атаковать чужие. Добавим, что в игре в зале и в некоторой степени на площадках мяч постоянно находится в игре, что не вызывает вынужденных и утомительных остановок (выигрывает зрелищность состязания). Игра осуществляется малыми составами, что благоприятствует становлению правильных навыков игры, командным взаимодействиям, игроки могут заменяться большое число раз, что способствует большему участию учащихся в процессе игры. Организация исследования. Исследование выполнялось на базе муниципальной общеобразовательной школы № 14 (МОУСОШ № 14) г. Апшеронска Краснодарского края в период 2003/2004; 2004/2005; 2005/2006 учебных годов. Контингент составили девочки и мальчики 1993 г. рождения (4-й класс данной школы, в последующем - 5, 6-й классы). А также учащиеся младшей, средней и общей школы. Возраст участников эксперимента колеблется в пределах от 9 лет до 16 лет (учащиеся младшей школы, подростки и старшеклассники). Для определения общей картины состояния развития физической культуры в данной школе были проведены опрос 238 человек относительно знаний по физической культуре, видам спорта, которым отдается предпочтение, и тестирование физических качеств у школьников по основным показателям: координационные способности; скоростные способности; скоростно-силовые; выносливость, силовые качества и гибкость. Нами был проведен анализ развития физических качеств у школьников, что показало средний и низкий уровни развития следующих физических качеств: скоростных, координационных и скоростно-силовых у девочек 1993 г. рождения. В дальнейшем была сформирована экспериментальная группа из 25 человек (4-6-й классы), в которой был проведен мониторинг раз вития скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств в течение 3 лет. Контрольную группу составили девочки 1993 г. рождения муниципальной общеобразовательной школы № 3 (МО УСОШ № 3) г. Апшеронска, обучающиеся (4-6-й классы) по обычной программе без изучения фут бола на уроках физической культуры. Для выполнения поставленных задач на начальном этапе были разработаны и предложены вопросы опроса учащихся средней общеобразовательной школы для выявления уровня знаний по физической культуре и вида предпочитаемого спорта. Опрос проводился во 2-9, 11-м классах. Возраст детей - от 8 до 16 лет. На поставленные вопросы предлагались варианты ответов, для выбора. Из 238 человек на вопрос " Нужен ли футбол для девочек? " положительно ответили 56,9 %. Девочкам был предложен вопрос "Хотели бы вы заниматься футболом?", и 69 % ответили положительно. Для определения основных стимулов к занятиям и интереса к футболу как у мальчиков, так и у девочек были заданы вопросы: 1. Чем привлекает футбол? 2. Какими основными физическими качествами обладает футболист? 3. Любите ли вы футбол? 4. Смотрите ли вы футбол? Школьники выбрали следующие особенности игры - возможность проявить себя; динамичность игры, чувство команды. На вопрос, какими качества ми должен обладать спортсмен футболист, многие ответили, выбрав то или иное физическое качество, хотя им был предложен весь комплекс необходимых физических качеств для занятий футболом. Это свидетельствует о низком уровне знаний в области физической культуры. Все качества отметили старшеклассники. Подводя итог, можно сказать, что несмотря на неинформированность детей многие на вопрос о существовании женского футбола в мире ответили утвердительно. Нельзя не учитывать фактор воздействия окружающих, то есть ответили так, как отвечали все. Двусторонняя игра в футбол по упрощённым правилам в 3-11-х классах показала наличие интереса к игре в 3, 4, 5, 9, 10-х классах данной школы. И падение интереса в 6, 7, 8, 11-х классах [3, 4]. Это связано с неумением играть и слабым развитием необходимых физических качеств для игры в футбол, а также с существенной разницей в физическом развитии мальчиков и девочек. Данный контингент школьников отдал предпочтение другим видам спортивных игр - волейболу и настольному теннису. Эта тенденция прослеживается только в звене средних и старших классов. По-видимому, это объясняется, тем, что младшие школьники для своего успешного физического развития ведут более подвижный образ деятельности. Поэтому отдают предпочтение более простой по организации игре, где каждый имеет возможность проявить активное участие, меньше комплексует при возможных не удачах в процессе игры, причём здесь нет деления по половому признаку: участвуют все желающие играть, игра организуется "стихийно", правила в определённой степени соблюдаются. Современный футбол становится все более зрелищным, увлекательным динамичным видом спорта, требующим умений высшего порядка, развития всех физических качеств человека. Элементы футбола могут служить средством повышения физической подготовленности девочек. Для определения уровня развития физических качеств было проведено их тестирование, определен средний и низкий уровни физических качеств у девочек экспериментальной группы МОУСОШ № 14: высокий уровень оказался редким исключением. Контрольную группу составили учащиеся другой школы - МОУСОШ № 3, занимающиеся по обычной программе. Следует отметить, что исходное развитие физических качеств детей обеих групп было на одном уровне. Тестирование исходного уровня развития физических качеств осуществлялось в апреле, а затем в сентябре 2004 учебного года как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Тестирование скоростных качеств в беге на 30 м показало, что развитие этого качества и в контрольной, и в экспериментальной группах было на одинаковом уровне: средние и низкие показатели. То же касается и бега на 60 м. После применения разработанной программы в течение сентября октября 2004/2005 учебного года в ноябре 2004 г. было проведено текущее тестирование. Получены следующие результаты: 1. Тестирование на выявление скоростных способностей в беге на 30 м показало, что в классе, занимающемся по избранной программе изучения элементов футбола, результаты несколько выше, чем в обычном классе. Причем у девочек и мальчиков данного класса существенных различий в результате нет, тогда как в обычном классе они имеются. 2. В челночном беге результаты мальчиков и девочек были примерно на одном уровне. 3. Результаты девочек в прыжке с места уступают таковым у мальчиков, но прирост у девочек существеннее. 4. Результаты в беге на 60 м выросли, но у мальчиков их вариативность большая. 5. Результаты девочек с отставанием в развитии физических качеств существенно выше, чем у девочек, имеющих более высокий исходный уровень физических качеств, что подтверждает общепринятую закономерность. Тестирование прыжка в длину, характеризирующего скоростно-силовые качества, показало, что данная программа наибольшее влияние оказала на девочек спортивного класса. У мальчиков влияние использования элементов футбола на данный результат было менее выражено. Тестирование влияния применения разработанной программы на организм учащихся (девочек и мальчиков) в октябре 2005 г. показали, что результаты детей экспериментальной группы имеют положительную динамику и опережают таковые в контрольной. Тестирование скоростных способностей в беге на 30 м обнаружило, что результаты девочек экспериментальной группы не только несколько выше, но и имеют меньшую вариативность в группе, тогда как в контрольной группе различия имеются. 1. Тестирование координационных способностей на примере челночного бега показало, что результаты девочек и мальчиков экспериментальной группы примерно на одном уровне, результаты девочек существенно возросли по сравнению с прошлым годом. Результаты контрольной группы - на среднем уровне, но ниже, чем экспериментальной. 2. Тестирование скоростно-силовых качеств с помощью прыжка в длину показало, что значительное влияние применения программы оказало на девочек экспериментального класса. 3. Результаты бега 60 м показали увеличение показателей и в контрольной, и в экспериментальной группах, однако девочки из экспериментальной группы опережают девочек из контрольной группы. У мальчиков контрольной и экспериментальной групп имеется большая вариация показателей в данном упражнении. 4. Выполнение норматива кроссового бега в контрольной и в экспериментальной группах было в пределах средней нормы. В результате работы по методике в течение 3 лет тестирование школьниц в сентябре - ноябре 2006 г. показало, что значительное влияние применение программы оказало на девочек экспериментальной группы, в частности на развитие у них скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. В беге на 60 и 30 м результаты улучшились и в контрольной, и в экспериментальной группах. Однако показатели девочек экспериментальной группы в выполнении данного вида упражнений выше. Следует отметить, что контроль развития физических качеств осуществлялся регулярно как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Для изучения динамики развития физических качеств в период 2005/2006 учебного года было про ведено исследование прироста физических качеств, которые были оценены по формуле Bryde:
, где W - прирост результата в процентах; V1 и V2 - исходный и конечный результаты. Формула приведена для того, чтобы показать, что прирост результатов развития физических качеств у детей соответствует возрасту. Было установлено, что индивидуальные результаты девочек с отставанием в развитии физических качеств существенно превышали прирост показателей скоростных и скоростно-силовых качеств девочек, имеющих более высокий исходный уровень физического развития. Это подтверждает общепринятую закономерность резкого прироста результативности у новичков. Эффективным средством проведения комплексного контроля явилось создание картотеки экспериментального класса, где отмечались индивидуальные показатели физического развития, со стояния здоровья (врачебный контроль), личные достижения на занятиях физической культурой за весь период эксперимента. Метод регистрации индивидуальных домашних заданий на карточке показал себя как достаточно эффективное средство стимулирования и воспитания самостоятельности в занятиях физической культурой. Упражнения, подобранные с учётом индивидуальных особенностей и успехов в овладении двигательными навыками, способствовали успешности обучения им и воспитанию физической культуры школьников и школьниц. Однако следует учесть, что таковое воз действие возможно лишь в случае применения всех принципов обучения, соблюдения всех гигиенических факторов, осуществления регулярного врачебно педагогического контроля. Выводы 1. В результате эксперимента выявлена спортивная игра, пользующаяся наибольшей популярностью у школьниц и школьников. Выбор сделали в пользу футбола, причем большинством школьниц. 2. Разработана и апробирована авторская методика обучения школьниц 4-6-х классов футболу в процессе физического воспитания в современной общеобразовательной школе. 3. В результате применения авторской методики результаты развития скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств в экспериментальной группе выше по сравнению с таковыми в контрольной, обучающейся по обычной программе. Существенное влияние программа оказала на девочек экспериментального класса, это выразилось в результатах бега на 30 м; челночного бега 3х10 м; прыжка в длину с места. 4. Применение разработанной программы на основе футбола позволило существенно оптимизировать процесс физических нагрузок школьниц без изменения общего учебно-воспитательного процесса и явилось явным оздоровительным фактором. 5. Изучение спортивных притязаний девочек в области игровых видов спорта позволит создать новую концепцию физической культуры, которая в полной мере будет использовать положительную энергетику эмоционального подъема игровых компонентов для снятия учебного стресса, улучшения здоровья и самоощущения; формирования физической культуры школьниц, более рационального использования возможностей существующих программ обучения физическому воспитанию девочек в условиях современной стандартной общеобразовательной школы. И, что немало важно для девочек, созданию комфортной обстановки на уроках физической культуры. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |