ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ



ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Черкашин
Педагогический институт Якутского государственного университета, Якутск

Введение. На современном этапе развития образования особо актуальна гуманитарная парадигма с ее субъективным подходом, пониманием необходимости раз вития человеческого в человеке, его нравственности и духовности. Духовность определяется особенностями общественно экономических отношений данного общества. Однако это не означает, что в недостойном поведении человека виноват не он сам, а условия, неблагоприятная среда, обстоятельства. В процессе сложного, диалектически противоречивого становления личности усвоенные, ос мысленные, пережитые духовные ценности становятся самостоятельными детерминантами функционирования личности в деятельности. В этом проявляется то, что духовность становится силой, побуждающей поведение, определяющей отношения людей, подчиняющей индивидуальные духовно нравственные качества личности интересам общества.

Мысль о приоритетности духовного воспитания личности пронизывает труды И.П. Подласого. Он подчеркивает, что "... задачи воспитания множатся, потому что усложняется человеческая жизнь. Но ни одну конкретную задачу воспитания мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача - повышение духовности. Сами собой отпадут тогда недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания" [2, с. 410]. В духовное начало личности мы включаем единство интеллектуального, эмоционально мотивационного и поведенческого.

Не секрет, что процесс физического воспитания основывается на потребности человека показать свое физическое превосходство над другими, а потребностное основание духовного развития и воспитания личности явно недооценивается в теории и практике волевого воспитания физкультурников и спортсменов. Индивидуальные занятия с ними направлены на их самореализацию как исключительно физически развитых личностей. В процессе духовно нравственного воспитания мы исходим из того, что главной движущей силой развития личности является потребность в росте, в реализации способностей и возможностей человека.

Методы и организация исследования. В экспериментальной работе мы стремились создать целенаправленную систему влияний на развитие нравственного сознания занимающихся физкультурой и спортом, на их духовно нравственные убеждения и идеалы. Мы выявили, что определенным образом организованная целостная система педагогических воздействий (разъяснение и обсуждение нравственных норм, групповые и индивидуальные беседы в процессе учебно-тренировочных занятий и личного общения, рассказы о подвигах спортсменов и о лучших спортсменах, участие в туристических походах и др.) позволяет систематизировать и запрограммировать педагогическое воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников, изменять их духовно-нравственные суждения. Контрольной группой выступили старшеклассники, на которых работа по предложенной нами методике не распространялась.

В процессе экспериментальной работы нами создана система педагогического воздействия на воспитанников с целью формирования у них духовно нравственных качеств. Так, на занятиях ставятся не только учебно-тренировочные, но и воспитательные задачи. Они решаются посредством использования на тренировках обсуждений, диспутов о морально этической стороне спортивной агрессии, проявлении воли, характера, а также различных ролевых игр и т.д. Особое место в эксперименте занимала общественно полезная работа воспитанников в различных видах социальной деятельности (дежурства, работа с подростками, помощь ветеранам и т.д.), которые выбираются ими самостоятельно. Выяснилось, что активное, творческое участие в общественно полезном труде помогает детям уравновешивать свое психическое состояние, являющееся психологической ос новой формирования духовно нравственных качеств их личности.

Для активизации духовно нравственной сферы старшеклассников, занимающихся физкультурой и спортом, применяются различные методы обучения. Используются различные формы работы, способствующие установлению отношений коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованности в успехе общего дела.

Уровни и стадии формирования духовно-нравственных качеств (по Л. Колбергу)

Уровни Стадии Экспериментальная группа, колич./% Контрольная группа, колич./%
Преконвенциональный 1 2 24/ 9,3
26/13,9
28/21,6
30/27,0
Конвенциональный 3 4 26/13,9
33 /30,2
27/18,9
26/16,2
Постконвенциональный 5 6 27/16,3
27/16,3
23/8,1
23/8,1

Результаты и их обсуждение. Уровни формирования духовно нравственных качеств у старшеклассников изучались по разработанной Л. Колбергом схеме [1]. Он различает 6 основных стадий духовно нравственного развития, осуществляющегося на трех основных уровнях (см. таблицу).

В течение последнего года, по нашим наблюдениям за их деятельностью в различных жизненных ситуациях (во время дежурств на улицах города, на дискотеках и т.д. нередко оказывались в "горячих точках", требующих хладнокровия, стойкости, самоотверженности и т.д.), ни один из воспитанников не пользовался своим физическим превосходством над другими, чтобы унизить их. Приобретенные в процессе занятий спортом навыки и умения помогали им "обуздать" распоясавшихся хулиганов, не нанося вреда их здоровью. Тогда как парни, проявившие воспитанность на преконвенциональном уровне, нередко пользовались своими приемами единоборств, чтобы показать свое превосходство над другими, унизить их человеческое достоинство, иметь над ними власть.

В ходе исследования мы фиксировали духовно-нравственное продвижение старшеклассников, используя диагностическую методику изучения личности по М.И. Шиловой, Н.Ф. Яковлевой [3]. Признаки формирующихся духовно нравственных качеств разделили на два уровня. Первому уровню свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организация и самоорганизация, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по команде еще не проявляется. Показателем высокого уровня является наличие устойчивого положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции. Для иллюстрации приведем данные о проявлении духовно нравственных качеств старшеклассниками экспериментальной группы спортивных клубов г. Якутска.

Управление процессами духовно нравственного воспитания обсуждалось на заседаниях советов клубов. Результаты диагностики анализировались на тренерском консилиуме, родительском собрании, в индивидуальной, групповой беседе со старшеклассниками, т.е. в разной форме и разны ми методами, в зависимости от индивидуальных особенностей, степени защищенности личности в коллективе.

Проведенная работа показала, что целенаправленно и систематически организуемая учебно-тренировочная, просветительская и социально практическая деятельность, ориентированная на развитие духовно практического опыта человека, дает положительные результаты в формировании морально этических, духовно нравственных качеств личности старшеклассников.

Заключение. Таким образом, можно выделить оптимальные направления формирования духовно нравственных качеств личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности:

- использование содержания учебно-тренировочных занятий и личного общения с тренером педагогом как источник многих важных моральных понятий, нравственных чувств и средства накопления положительного опыта духовно нравственного поведения;

- организация учебно-спортивной деятельности в коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию отношений, основанных на сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи, ответственности не только за свою работу, но и за деятельность своих товарищей, развивая духовно нравственные качества;

- создание системы влияний, позволяющей осуществлять воспитание духовно нравственных качеств у спортсмена регулярно, в определенной взаимозависимости от членов коллектива;

- организация социальной деятельности по выбору, интересам членов клуба в различных учреждениях, объединениях людей по интересам, различных мероприятий и т.д. Ее сердцевину составляет духовно практический опыт молодых людей, направленный на нравственное обогащение, осуществление постоянного контакта со своим "внутренним Я", что создает реальные условия для самосовершенствования, самосозидания.

Литература

1. Колберг Л. Нравственное развитие и нравственное воспитание.

2. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.

3. Шилова М.И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно волевых черт характера подростков / М.И. Шилова, Н.Ф. Яковлева. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 264 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!