Олимпийский спорт России на пути к Турину-2006


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ

Доктор педагогических наук, профессор Б.Н. Шустин
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Исследования по разработке концептуальных основ подготовки сборной команды страны к крупнейшим международным соревнованиям связаны с внедрением в середине 80-х годов прошлого столетия программно-целевого подхода к планированию системы подготовки спортсменов высокой квалификации (В.Л. Сыч, 1993).

При разработке Концепции подготовки спортсменов России к очередным Олимпийским играм необходимо использовать опыт создания и реализации подобных документов, провести анализ тенденций развития современного спорта высших достижений, учесть состояние олимпийских видов спорта в стране, содержание Целевых комплексных программ подготовки сборных команд по отдельным видам спорта, а также основные положения Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г., в которой четко сформулированы: характеристика современного состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации, основные задачи в сфере развития физической культуры и спорта, основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта, а также мероприятия, направленные на развитие спорта высших достижений.

Изменения в области спорта высших достижений и тенденции его развития наиболее ярко проявляются в ходе Олимпийских игр. Прежде всего это: ускоренное развитие профессионального спорта, его сближение с олимпийским движением, фактически открытый доступ профессиональным спортсменам к участию в Олимпийских играх, существенное увеличение доходов спортсменов и спортивных организаций в результате коммерциализации спорта высших достижений.

Олимпийские игры в Сиднее 2000 г. и Солт-Лейк-Сити 2002 г. показали стремительное развитие олимпийских видов спорта в мире, быстрый рост спортивных достижений во многих из них, что свидетельствует о наличии серьезных научно-исследовательских работ и их эффективном внедрении в практику, реализации в спорте современных технологий производства инвентаря, оборудования, восстановительных средств, создании современной спортивной материально-технической базы. Становится очевидным, что спорт высших достижений - неотъемлемая часть мировой культуры и фактор научно-технического прогресса.

Программа Олимпийских игр в послевоенные годы значительно увеличилась: в летних более чем вдвое (с 138 до 300), а в зимних - втрое (с 22-х до 79). Значительно расширилась женская часть программы. Непрерывное увеличение программы Игр идет параллельно с ростом их популярности, увеличением числа стран-участников и количества спортсменов.

Итоги Олимпиад 2000 г. в Сиднее и 2002 г. в Солт-Лейк-Сити показали, что одной из особенностей Олимпийских игр является не только значительный прогресс развития олимпийских видов спорта в мире, но и высокие спортивные достижения команд - хозяев проведения Игр.

Преимущества команды страны, проводящей Олимпийские игры, определяются следующими факторами:

- возможностью выступать во всех номерах программы без предварительных отборочных соревнований;

- возможностью организаторов определять расписание соревнований, места и время тренировок;

- возможностью более полно использовать медицинское обеспечение;

- детальным знанием характеристик мест проведения соревнований (команда США в Солт-Лейк-Сити в скелетоне, сноуборде и конькобежном спорте завоевала 16 медалей, в том числе 7 золотых);

- активной поддержкой зрителей, в том числе близких друзей и членов семьи;

- отсутствием необходимости климатической и временной адаптации спортсменов;

- особым отношением функционеров Международных спортивных федераций и судей к спортсменам страны-организатора, в первую очередь в видах спорта с субъективным судейством.

В связи с этим можно ожидать значительных достижений команд Греции на Играх Олимпиады 2004 г. и Италии на зимних Олимпийских играх 2006 г.

Рост спортивных достижений все в большей степени обусловливается новейшими достижениями педагогической науки, информатики, медицины, общей биологии, техники и спортивно-методических технологий, биомеханики, психологии.

Олимпийские игры в Сиднее проводились с 15 сентября по 10 октября 2000 г. Олимпийская сборная команда России выступила весьма успешно, завоевав 32 золотые, 28 серебряных и 28 бронзовых медалей, и заняла 2-е место в неофициальном командном зачете из 199 стран-участниц, уступив только команде США.

Последние - ХIХ зимние Олимпийские игры состоялись в период с 8 по 24 февраля 2002 г. в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Олимпийская сборная команда России в неофициальном командном зачете заняла 4-е место и уступила командам Германии, Норвегии и США.

Эта Олимпиада стала самой неудачной по итогам выступлений российских спортсменов на зимних Олимпийских играх. На XVII зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере в 1994 г. наши спортсмены в неофициальном командном зачете были первыми (11 золотых и всего 23 медали). На XVIII зимних Олимпийских играх 1998 г. в Нагано завоевали 3-е место (9 золотых и всего 18 медалей), в то время как на Играх в Солт-Лейк-Сити - 4-е место (6 золотых и всего 16 медалей).

Таблица 1. Количество видов спорта, в которых представители основных стран-конкурентов завоевали медали на XIX зимних Олимпийских играх

Страны

Количество видов спорта

1. Германия

8

2. Норвегия

6

3. США

10

4. Россия

4

5. Канада

7

6. Франция

5

7. Финляндия

3

8. Нидерланды

1

9. Италия

6

10. Швейцария

7

11. Хорватия

1

12. Австрия

6

13. Китай

2

14. Южная Корея

1

15. Австралия

2

Основные причины этого неудачного выступления данных команд, с нашей точки зрения, отсутствие необходимой материально-технической базы, недостаточное развитие многих, в особенности "новых" зимних, видов спорта в стране, а также организационные недостатки в ходе подготовки и выступления спортсменов на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити.

Организаторам спорта в нашей стране следует обратить особое внимание обратить на внесенные в последние годы изменения в программы летних и, особенно, зимних Олимпийских игр, которые касаются как новых видов спорта, так и отдельных новых номеров программы.

В число стран, занявших первые три места в неофициальном подсчете медалей в отдельных видах спорта на последней Олимпиаде, вошли участники сборных команд России только по 4 видам: фигурному катанию, лыжным гонкам, биатлону, хоккею (табл. 1).

Сборная команда России значительно уступает по данному показателю другим странам, входящим в первую шестерку, а также Италии. Эта же тенденция проявилась и на предыдущей зимней Олимпиаде, что свидетельствует о недостаточном развитии в нашей стране большинства видов спорта олимпийской программы, в частности новых видов.

Таблица 2. Количество видов спорта, в которых представители основных стран-конкурентов завоевали медали на Олимпийских играх в Сиднее

Страны

США

Россия

Китай

Австралия

Германия

Франция

Италия

Количество

24

25

13

21

20

17

14

Таблица 3. Соотношение сип ведущих команд мира по зимним олимпийским видам спорта в 1998-2003 гг.

Страны

Количество первых мест

Сумма 1-3-хмест

1998

1999

2000

2001

2002

2003

1998

1999

2000

2001

2002

2003

1. Германия

12

12

13

13

12

15

29

27

32

33

35

31

2 Норвегия

9

7

10

10

11

8

25

22

19

25

24

26

3. Россия

9

6

8

6

6

4

18

18

19

22

16

15

4 Австрия

3

7

6

4

2

5

17

28

19

18

16

16

5 США

6

2

1

4

10

5

13

11

9

15

34

22

6 Канада

6

1

5

8

6

7

15

5

16

16

17

20

7 Финляндия

3

5

2

3

4

2

12

11

9

14

7

8

8. Италия

2

5

6

2

4

1

10

14

17

11

12

3

9. Япония

5

3

2

1

0

0

11

10

10

5

2

7

Примечание. Не приведены данные о спортсменах Китая, которые вошли в число сильнейших лишь в 2003 г.

Таблица 4. Количество медалей, завоеванных сильнейшими спортсменами на чемпионатах мира 2003 г по зимним видам спорта (по олимпийской программе)

Страны

Медали

Золотые

Серебряные

Бронзовые

Всего

1. Германия

15

9

7

31

2 Норвегия

8

7

11

26

3 Канада

7

7

6

20

4 США

5

8

9

22

5 Австрия

5

7

4

16

6 Китай

5

2

4

11

7. Россия

4

6

5

15

8. Голландия

4

4

4

12

9. Корея

3

4

2

9

10. Швеция

3

3

4

10

Примечание. Чемпионат мира по женскому хоккею в 2003 г не проводился, в расчет принимались результаты зимних Олимпийских игр 2002 г в Солт-Лейк-Сити.

Вместе с тем в летних Олимпийских играх 2000 г. наша команда превзошла по этому показателю все страны-конкуренты (табл. 2).

Для прогноза результатов будущих Олимпийских игр принято использовать ориентировочное соотношение сил между ведущими мировыми спортивными державами, которое определяется по итогам главных соревнований сезона - чемпионатов мира. В видах олимпийской программы, где чемпионаты мира не проводились в этом году, соотношение сил определялось по рейтингу, составлен ному на основе экспертных оценок и итогов континентальных чемпионатов.

По летним олимпийским видам спорта в 2001 г. соотношение сил было следующим:

Россия - 36 первых мест, всего призовых (1-3) мест - 88;

США - 31 первое место, всего призовых мест - 78;

Китай - 26 первых мест, всего призовых мест - 58.

Германия - 18 первых мест, всего призовых - 60.

По итогам 2002 г. преимущество наших спортсменов сохранилось:

Россия - 39-40 первых мест, всего призовых (1-3-х мест) - 90-95;

США - 36-38 первых мест, всего призовых мест - 88-90;

Китай - 25-26 первых мест, всего призовых мест - 54-58;

Германия - 23-24 первых мест, всего 70-74 призовых мест.

В табл. 3 представлены данные соотношения сил по зимним олимпийским видам спорта в мире за последние шесть лет, включая зимние Олимпийские игры 1998 г. в Нагано и 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. По обоим показателям просматривается отрицательная тенденция достижений отечественных спортсменов. По количеству первых мест с 1998 по 2003 г. наши показатели снизились с 9 до 4, по сумме призовых мест - с 18 до 15. Наихудшие показатели за последние шесть лет по этим критериям зафиксированы в 2003 г.

В табл. 4 даны итоги выступления спортсменов сильнейших стран, завоевавших медали на чемпионатах мира 2003 г. по программе зимних Олимпийских игр.

Из таблицы следует, что тенденция отставания спортсменов России в 2003 году существенно усилилась. По количеству завоеванных на чемпионатах мира золотых медалей (4) наши спортсмены заняли седьмое место, уступив командам Германии (15), Норвегии (8), Канады (7), США (5), Австрии (5), Китая (5).

Для преодоления отставания в развитии зимних видов спорта олимпийской программы следует провести подробный анализ их состояния и развития, учитывая в первую очередь успехи, достигнутые на сегодняшний день, динамику спортивных достижений за последние годы, наличие условий для подготовки спортивного резерва - СДЮШОР, УОР и ШВСМ, тренерских кадров, научно-методических разработок, материально-технической базы, наличие спортивных сооружений, стоимость их реконструкции и строительства новых баз, внедрение современных инновационных технологий, опыта, накопленного в "успешных", сходных по характеру двигательных действий, в том числе летних видах спорта и предполагаемые сроки их реализации.

На основании этого анализа возможно отобрать группу видов спорта и номеров олимпийской программы, обратив на их развитие особое внимание.

Рассматривая итоги выступлений спортсменов России в последние годы, следует отметить неудовлетворительные результаты в таких стратегически важных видах спорта, как лыжные гонки, плавание, академическая гребля, конькобежный и горнолыжный спорт, шорт-трек. Эти виды, важнейшие для нас в соперничестве с основными конкурентами, должны быть в сфере особого внимания всех спортивных организаций Российской Федерации.

Система спортивных соревнований в последние годы значительно изменилась, что связано как с существенным расширением международного спортивного календаря, так и с пересмотром ряда устоявшихся положений о планировании соревнований высококвалифицированных спортсменов.

У спортсменов высокой квалификации значительно изменилась структура индивидуальной системы спортивных соревнований в годичном цикле подготовки. Увеличилось число международных соревнований типа Кубков мира, Гран-при, коммерческих стартов со значительны ми призовыми фондами большой психической напряженности и значительно уменьшилась доля стартов в нашей стране.

Спортсмену предоставлен широкий выбор для реализации своей соревновательной программы. Плотность соревнований чрезвычайно высока. Расширилась география проведения международных соревнований, что повышает актуальность вопросов акклиматизации и реакклиматизации.

Резкое увеличение числа соревнований высшего ранга в международном календаре требует интенсивного поиска новых подходов к построению годичного цикла подготовки в каждом отдельном виде спорта с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Решение этой проблемы подразумевает прежде всего выполнение ряда основных требований:

1. Соревнования годичного и олимпийского цикла подготовки должны быть строго ранжированы и подчинены важнейшей стратегической задаче - достижению наивысшей готовности к основным соревнованиям - главному старту сезона и олимпийского цикла.

2. Соответствие адаптационным возможностям организма спортсмена, имея в виду структуру соревнований в годичном и олимпийском циклах, оптимальное количество соревнований различного уровня значимости, продолжительность восстановления после прошедших стартов, экономическую целесообразность и т.п.

3. Необходимость создания такой системы годичной тренировки, которая бы сочетала плановую подготовку к главным соревнованиям года с возможностью спортсменов принимать участие во многих различных соревнованиях высокого уровня мотивации в течение года.

Опыт подготовки сборных команд страны показывает, что погоня за сиюминутными заработками в коммерческих стартах может наносить значительный ущерб успешности выступлений в главном старте сезона.

В олимпийском году для членов сборной команды страны участие в коммерческих соревнованиях должно четко согласовываться со всей системой подготовки и позволять спортсменам проводить необходимую тренировочную работу, прежде всего в подготовительном периоде и на этапе непосредственной подготовки к Олимпийским играм. На этапе непосредственной подготовки к Олимпиаде старты должны иметь подводящий характер и невысокую психическую напряженность.

Достижение превосходства над основными соперниками в методике подготовки - стратегическая задача, решающий фактор успешного выступления спортсменов России на международной арене.

Наиболее значимыми методическими положениями и принципами являются следующие:

- перспективное (минимум на олимпийский цикл) планирование подготовки, комплексная увязка ее составляющих и систем обеспечения (научного, медицинского, материально-технического, финансового и др.);

- целевой подход, согласно которому прогнозируемый конечный результат спортсмена на Олимпийских играх и прогнозируемые характеристики его соревнователь ной деятельности определяют содержание и характер процесса подготовки, при этом индивидуальная целевая перспективная модель разрабатывается с оптимальным опережением реального прогноза результата победителя и возможных основных соперников;

- базовая подготовка с опережающим развитием физической, функциональной и психологической подготовленности, на основе которых формируется новый уровень технико-тактического арсенала и соревновательной деятельности;

- целенаправленное применение в тренировочном процессе искусственной гипоксии, электростимуляции и других инновационных технологий повышения работоспособности;

- взаимокомпенсация отдельных сторон подготовленности, достижение решающего превосходства над соперником по одному или нескольким компонентам соревновательной деятельности. В этой связи рекомендуется углубленная индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов;

- оптимизация соревновательной практики, готовность к выполнению соревновательной нагрузки и достижению оптимального результата на любом из этапов годичного и олимпийского цикла подготовки.

- единство и оптимальное сочетание нагрузки и факторов восстановления;

- комплексная оценка перспективности и состояния готовности при отборе кандидатов в сборную команду России, формировании составов на главные соревнования сезона и Олимпийские игры на основе стабильности спортивных достижений, уровня психологической устойчивости, развития физических качеств, функциональной подготовки, технико-тактического мастерства;

- динамичность системы подготовки, гибкое планирование, оперативная коррекция программ на основании изучения и учета тенденций развития мирового спорта, соотношения сил с основными соперниками, изменения правил соревнований, международного календаря, разработки новых средств и методов тренировки и восстановления.

Учитывая проблемы участия российских спортсменов в предыдущих летних Олимпийских играх (1996, 2000 гг.) и особенно зимней Олимпиады 2002 г., необходимо дальнейшее усиление внимания к проблемам научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по олимпийским видам спорта.

Существенную помощь в подготовке спортсменов сборных команд по олимпийским видам спорта оказывают комплексные научные группы. Необходимо с их помощью решить проблемы оценки функционального состояния организма спортсменов на различных этапах подготовки, повысить спектр и точность диагностики здоровья, наладить регулярную оценку переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок и их соответствия запланированным показателям.

Особого внимания заслуживает организация информационного обеспечения подготовки сборных команд. Здесь наряду с традиционной работой - регулярным обеспечением тренеров и спортсменов сборных команд последними данными о результатах, показанных нашими основными соперниками на международных и внутренних соревнованиях, необходимо уделить серьезное внимание следующим разделам:

1. Целенаправленный поиск, анализ, обобщение и адресное распространение информации об инновационных технологиях в методике подготовки, средствах и методах восстановления, инвентаре, оборудовании, дополнительных (недопинговых) способах повышения работоспособности. С этой целью предусмотреть дополнительные средства для выявления и приобретения необходимой информации (в т.ч. зарубежной периодики, ее перевода и аннотирования), командирование специалистов на международные конференции, симпозиумы, семинары, на постоянный просмотр соответствующих Интернет-сайтов.

2. Регулярный обмен информацией между тренерами сборных команд по видам спорта со сходным характером тренировочной и соревновательной деятельности. С этой целью разработать программу постоянно действующих семинаров, "круглых столов" тренеров и специалистов по ключевым вопросам подготовки сборных. Привлекать для участия в них тренеров по летним видам спорта и специалистов из других областей деятельности, требующих для достижения успеха максимальной физической и психической мобилизации.

3. Текущий контроль уровня потребностей тренеров в научно-технологической информации и их активности в использовании для этих целей научной периодики и Интернет-источников информации.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!