|
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Доктор педагогических наук, профессор А.А. Новиков На основе исследования опыта подготовки нескольких поколений сильнейших спортсменов мира, результатов теоретических и экспериментальных данных и методологических принципов общей теории системно-структурного подхода во ВНИИФКе была выдвинута концепция многофакторной системы подготовки. В ней процесс тренировки является только одной из подсистем, взаимосвязанной с процессами соревнований и направленного восстановления. Исходя из методологических принципов системно-структурного подхода в теоретическом аспекте было выдвинуто положение о том, что при организации системы подготовки спортсменов на этапе совершенствования высшего мастерства необходимо организовать функционирование следующих подсистем: 1) прогнозирования; 2) моделирования и отбора кандидатов в сборные команды СССР основного состава и для участия в крупнейших международных соревнованиях; 3) тренировки, соревнования и направленного восстановления как единого педагогического процесса; 4) материально-технического обеспечения тренировочного процесса, соревнований и восстановления; 5) повышения специальных знаний и педагогического мастерства тренеров и уровня самосовершенствования спортсменов. Наши многолетние исследования, в частности по единоборствам, дали возможность выделить и обосновать методами статистического анализа (методом ранговой корреляции) значимость шести параметров (элементов) соревновательной деятельности: надежности защиты - НЗ, эффективности техники - ЭТ, среднего балла - СБ, интервала атаки - ИА, разнообразия техники - РТ и интегрального уровня подготовленности - Т. Резервные возможности единоборца определялись путем сопоставления их "абсолютного" околопредела (100%-ный показатель) на данный момент времени с элементами соревновательного поединка конкретного единоборца. В результате было выявлено, что в крупнейших международных соревнованиях борцы только в одном или двух элементах соревновательного поединка приближаются к абсолютному околопределу. Например, спортсмен темпового типа ведения схватки не достигает абсолютного околопредела, т.е. его резервные возможности по показателям, положим, НЗ составляют 9-22%. По основным характеристикам СД этот показатель находится еще ниже - на уровне 40%. Наши расчеты позволяли также постоянно иметь ориентиры движения спортсмена к околопределу, т.е. появилась возможность реально прогнозировать рост мастерства и развитие физических качеств. На базе предложенной концепции системы подготовки в 1976 г. нами была разработана функциональная система управления тренировочным процессом с раздельной функцией управления на разных уровнях (управлять тренировочным процессом - значит выводить систему на новый функциональный уровень). При рассмотрении процесса управления тренировочным процессом как сложной иерархической системы было выделено три основных уровня, которые позволяют представить всю систему в полном объеме и определить взаимосвязь воздействий в управляемых элементах. Первый уровень системы - основной целеполагающий, отражающий модель соревновательной деятельности в виде спорта (модель потребного будущего и двигательные задачи по Н.А. Бернштейну), необходимую для достижения планируемого результата, а также динамику соответствия модельным признакам текущих внешних (двигательных) и внутренних (физических) значений и компонентов соревновательной деятельности конкретного спортсмена. Второй уровень системы характеризуется информационными образованиями, посредством которых осуществляется соревновательная деятельность. Это характеристики технической, тактической, психологической и других сторон подготовленности. Третий уровень отражает состояние систем организма и психики. Он необходим для всестороннего анализа причинно-следственных взаимосвязей элементов систем на первом и втором уровнях и условий их функционирования в зависимости от состояния основных систем организма спортсмена. Объект управления описывается тремя уровнями, которые содержат информацию о состоянии управляемой системы в конкретный момент времени. Для эффективного перехода от теоретической концепции к реальной функциональной схеме управления необходимо управляющие воздействия формировать целенаправленно для каждого уровня элемента системы, знать не только конечное состояние, к которому стремится управляющая система (спортсмен), но и текущее состояние в данный момент. Постоянное сопоставление текущего состояния системы с переходным, полученным в результате применяемых управляющих воздействий, позволяет оценить качество управления во времени. Основной оценкой качества управления (или критерием эффективности) можно считать степень достижения цели. Трехуровневая система управления подготовкой единоборцев высокого класса1 требует организации строгой системы информационных потоков, позволяющих получать исследуемые элементы на каждом уровне и определять их взаимосвязь как внутри каждого уровня, так и между уровнями по вертикали. Для обеспечения комплексной оценки готовности спортсмена и постоянного управления тренировочным процессом на специализированных стендах нами совместно с сотрудниками ЦАГИ был разработан стенд (генеральный конструктор - Е. Бюшкенс), позволяющий изучать и контролировать эффективность соревновательной деятельности борцов с учетом их индивидуальных особенностей, а также элементы этой деятельности, а также получать срочную и достоверную информацию об эффективности основных сторон мастерства. Стенд управляется компьютером. С его помощью реализуются тренировочные программы и осуществляется регистрация таких, например, показателей, как: а) биомеханические характеристики приемов; б) количество бросков в одном цикле и за схватку; в) среднее за схватку силовое давление спортсмена на манекен и др. Параметры регистрируются в точном соответствии с околопредельными и оптимальными характеристиками, получаемыми в условиях соревнований, с помощью специальных коэффициентов. Одновременно на стенде осуществляется оценка уровня работоспособности за схватку и по отрезкам. Внедрение предложенной системы управления подготовкой ВКС позволило членам сборной команды СССР уже в 1972 г. в Мюнхене быть первыми, и до 1996 г. наша команда не уступала сборной команде США. Для выхода разработанной системы управления подготовкой сборных команд РФ и НМО на новый виток, коллектив ВНИИФКа, обеспечивающий работу по ВСМ, должен в ближайшее время решить следующие задачи: 1. Продолжить изучение теории управления подготовкой спортсменов высокого класса. 2. Создать центры НМО, куда должны войти: а) комплексные научные группы (КНГ); б) стационарные и портативные научно-методические стенды, моделирующие соревновательную деятельность в данных группах видов спорта; в) походные лаборатории для НМО спортсменов на учебно-тренировочных сборах; г) информационный центр; д) система восстановительных средств; е) полигоны с учетом моделирования уровня международных соревнований и др. 3. Разработать целевые программы подготовки спортсменов на четырехлетние олимпийские циклы (можно планировать их на 2 олимпийских цикла). 4. Создать системы контроля, моделирующие соревновательную деятельность спортсмена по каждой группе видов спорта. 1Подробно изложена в монографии А.А. Новикова "Основы мастерства спортсменов". М., 2003, с. 200. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|