НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Никитушкин
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Роль юношеского спорта в нашей стране неуклонно возрастает в связи с тем, что он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов, способных систематически пополнять составы сборных команд страны. Хорошо известно, что в детском и юношеском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений. Это заставляет педагогов, врачей, физиологов, психологов и других специалистов энергично искать новые, все более эффективные формы и методы работы со спортсменами различных возрастных групп.

Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ. В последний раз учебные программы в нашей стране издавались более 10-20 лет назад, поэтому возникла необходимость в их совершенствовании. Для этого был разработан типовой план-проспект написания учебных программ по группам видов спорта для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва.

В основу типового плана-проспекта учебной программы были заложены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов; нормативно -правовые акты, регулирующие деятельность спортивных школ; результаты современных научных исследований и передовой спортивной практики. Типовой план-проспект предусматривает создание блок-схем учебных программ для спортивных школ по группам олимпийских видов спорта, куда входят составными частями определение контрольно-переводных нормативов, допустимых уровней тренировочных и соревновательных нагрузок, составление тренировочных заданий.

Ведущее положение учебных программ выражается в том, что эффективность управления подготовкой потенциального спортивного резерва определяется прежде всего степенью научной обоснованности нормативных требований программно-методических документов, регламентирующих учебно-тренировочный процесс в спортивных школах и училищах олимпийского резерва. В этой связи органическое объединение в целостную систему всей совокупности показателей, относящихся к допустимым тренировочным и соревновательным нагрузкам, приемным и переводным контрольным испытаниям, системе комплексного контроля, и других факторов представляет собой содержание нормативных основ системы управления подготовкой юных спортсменов.

Основополагающим в научной концепции построения учебных программ является положение о рационализации системы управления подготовкой юных спортсменов, исходя из требований высшего спортивного мастерства. При таком подходе в первую очередь принимаются во внимание запросы, которым должна отвечать подготовленность юных спортсменов на отдельных этапах многолетней тренировки для достижения рекордных показателей в основных составах сборных команд страны. Закономерности, характерные для тренировки спортсменов международного класса, трансформируются с учетом возрастных особенностей. При проведении исследований особое внимание должно быть обращено на прикладность конечных рекомендаций, что будет способствовать более успешному внедрению научных данных в практику.

В рамках выполнения проблемного задания при проведении исследований предусматриваются общие, единые для всех исполнителей исходные положения, а именно:

- совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов в аспекте требований высшего спортивного мастерства;

- усиление направленности научных рекомендаций и разработок применительно к определенным организационным формам подготовки юных спортсменов;

- установка на оптимальный возраст достижения результатов, оптимальный период развития специфических качеств и др.;

- обеспечение надлежащей преемственности нагрузок, средств и методов тренировки при переходе из групп юниоров к системе подготовки взрослых спортсменов;

- унификация форм учета тренировочных нагрузок и системы комплексного контроля юных спортсменов во взаимосвязи с классификацией, принятой для высококвалифицированных спортсменов;

- медико-биологическое обоснование системы подготовки юных спортсменов с учетом адаптации организма к современному уровню тренировочных и соревновательных нагрузок.

При постановке исследований должен осуществляться комплексный подход, который предполагает объединение в общую совокупность педагогических, психологических, медико-биологических и других методов исследования для решения педагогических задач, направленных на разработку методических вопросов подготовки юных спортсменов.

Разносторонняя подготовленность юных спортсменов может быть достигнута благодаря правильно спланированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, обеспечивающей соразмерное повышение уровня физических качеств и функционального состояния. Известно, что с ростом спортивного мастерства уровень тренировочных и соревновательных нагрузок имеет тенденцию к повышению.

Нормирование нагрузок в тренировочном процессе юных спортсменов обусловливается соблюдением двух важнейших принципиальных положений. С одной стороны, нагрузки должны быть адекватны возрастным особенностям юных спортсменов, а с другой - быть ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства. Тем самым для каждого этапа многолетней подготовки юных спортсменов характерны допустимые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. В отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФКа разработаны общие подходы к нормированию нагрузок юных спортсменов. При этом выявлено, что на этапе начальной спортивной специализации в группе циклических видов спорта наиболее эффективна структура тренировочных нагрузок с преимущественной аэробной направленностью до 75-87% от общего объема нагрузок, а на этапе углубленной тренировки соотношение нагрузок различной направленности приближается к показателям взрослых квалифицированных спортсменов.

В последние годы все больше приверженцев находит точка зрения, в которой выражается мысль, что уже на этапе начальной спортивной специализации наряду с применением различных упражнений из разных видов спорта, подвижных спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специальноподготови тельных упражнений, близких по структуре к конкретному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта.

Известно, что на этапе начальных занятий спортом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и параллельно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр с учетом подготовки спортсменов. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Определенное чередование средств, их дозировка, паузы отдыха между отдельными упражнениями, комплексами упражнений, играми в тренировочном занятии, продолжительность тренировки и количество уроков в неделю - важные факторы при планировании занятий с юными спортсменами.

Методика определения контрольно-переводных нормативов в группах видов спорта. Разработка контрольно-переводных нормативов для учащихся спортивных школ относится к проблеме комплексного контроля, основной задачей которого является оценка подготовленности юных спортсменов на этапе базовой подготовки. Поэтому программа тестов, с одной стороны, должна отражать всестороннюю оценку подготовленности, а с другой - быть минимальной для получения достаточной информации (В.П.Филин, 1987). В соответствии с этим положением в наших исследованиях применялись контрольные упражнения, характеризующие разностороннюю физическую подготовленность юных спортсменов в различных видах спорта и отвечающих требованиям спортивной метрологии.

Для определения контрольно-переводных нормативов применялись: метод эталонного расчета должных норм, регрессионный анализ с расчетом доверительных интервалов.

Ввиду отсутствия полного ряда данных для оценки параметров логистической кривой был использован метод "трех точек" (Е.М. Четыркин, 1975). Суть данного метода заключалась в том, чтобы кривая, выраженная уравнением, прошла через некоторые заданные точки: в начале, в середине и в конце исследуемого отрезка времени, при соблюдении равенства между ними (Е.Я. Бондаревский, 1983).

Первая и вторая точки кривой соответствовали 1-му и 4-му годам обучения в учебно-тренировочных группах, а третья - 3-му году обучения в группах спортивного совершенствования. По своему значению третья точка кривой соответствует первой фазе высшего спортивного мастерства. Согласно "Положению о ДЮСШ и СДЮШОР" (1987) спортивная подготовленность на 3-м году обучения в ГСС должна соответствовать уровню мастера спорта. Тем самым обеспечивается преемственность по отношению к высшему спортивному мастерству.

Разработка контрольно-переводных нормативов по методологии расчета должных норм и анализа временных рядов позволяет получить один показатель без учета отклонений от него. В действительности норма включает в себя не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от этой величины в известном диапазоне. За этот диапазон отклонений мы и принимаем границы доверительных интервалов. Поэтому в нашей работе при расчете контрольно-переводных нормативов использовался также и метод доверительных интервалов. По определению спортивной метрологии, "...нормой называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена к одной из классификационных групп". Следовательно, нормы представляют собой точечные границы качественно неоднородных уровней значений измеряемых показателей. Принимая во внимание тот факт, что нормирование и оценка абсолютных значений опираются на среднестатистические показатели, правомерно считать, что доверительный интервал характеризует определенный качественный уровень данного показателя, т.е. тот уровень развития того или иного физического качества, который присущ определен ному возрасту спортсмена и его физической подготовленности. Нижняя граница доверительного интервала должна характеризовать наименьший количественный показатель, при котором сохраняются качественные признаки данного уровня подготовленности спортсмена.

Методика определения допустимых уровней тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения для учебно-тренировочных групп спортивных школ. В блок-схеме учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР присутствует раздел "Программный материал для практических занятий", в который должно войти описание методики определения граничных значений тренировочных нагрузок по годам обучения в спортивной школе.

Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность целостной системы подготовки спортсменов на всех ее этапах, так как именно тренировочные воздействия формируют отдельный уровень и соразмерность в развитии физических качеств спортсменов и их функциональное состояние, от которых зависят спортивные достижения.

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетней тренировке характеризуется значительным приростом объемов выполняемых нагрузок от этапа начальной подготовки до спортивного совершенствования. Для этапа высшего спортивного мастерства характерна стабилизация объемов на высоком уровне или волнообразное его изменение при повышении интенсивности тренировочных нагрузок.

Все вышеизложенное нашло свое отражение в принципах нормирования тренировочных нагрузок на этапах начальной специализации и углубленной тренировки.

При этом критериями для обоснования допустимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения являются: динамика прироста уровня физических качеств и их соразмерности; функциональное состояние юных спортсменов; ориентация на уровень нагрузок, характерных для высшего спортивного мастерства.

Для определения допустимых тренировочных нагрузок по годам обучения применялись метод доверительных интервалов и уравнение логистической кривой. В качестве исходных значений при установлении логистической функции использовались показатели объемов нагрузки учащихся 1-го и 4-го годов обучения в УТГ и сборных молодежных команд.

Логистическая функция в целом правильно описывает процесс роста нагрузок, однако не учитывает различий в темпах роста по годам обучения, т.к. является центрально симметричной. Чтобы учесть имеющуюся асимметрию в динамике нагрузок, нами использовалась в качестве аргумента экспоненты кубическая функция от времени по формуле:

Y=K/(1+expa+b t+c t+d t),

где t - возраст в годах, К - коэффициент, отражающий объем тренировочных нагрузок в сборной молодежной команде, t - возраст в годах.

Оценка параметров проводилась методом наименьших квадратов на основе стандартной программы из пакета программ для РС/IВМ.

В результате проделанной работы были определены теоретические значения распределения нагрузок по годам обучения в лыжных гонках, конькобежном спорте, биатлоне, велоспорте (шоссе), академической гребле и гребле на байдарках, плавании и беге на средние дистанции.

Выровненная кривая тренировочных нагрузок, построенная с учетом возрастных особенностей юного спортсмена и ориентированная на требования высшего спортивного мастерства, сравнивалась с данными, полученными в результате анализа и обобщения литературы, передового спортивного опыта. Различия в разных видах спорта составили в пределах 1%.

Таким образом, были установлены минимальные объемы тренировочных нагрузок по годам обучения в УТГ для различных видов спорта, позволяющие выйти на показатели нагрузок, характерных для первой фазы высшего спортивного мастерства. В соответствии с этим выровненную кривую, характеризующую динамику тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных спортсменов, можно принять за нижнюю границу допустимых нагрузок.

Согласно нашим данным показатели объема тренировочных нагрузок должны составлять 45-50% от объема первой фазы этапа высших спортивных достижений (показатели нагрузок мастеров спорта, членов сборных молодежных команд страны), а на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта (3-5-й годы обучения в УТГ - 70-80%). Эти показатели были использованы нами при определении верхней границы допустимых тренировочных нагрузок.

Методические требования к составлению тренировочных заданий различной направленности для учебно-тренировочных групп спортивных школ. В блок-схеме учебных программ этот раздел находится в программном материале для практических занятий.

Тренировочные задания - это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса (В.Г. Алабин, А.В. Алабин, 1986).

Из комплекса упражнений создаются каталоги тренировочных заданий определенной направленности. Посредством каталога тренировочных заданий любой тренер, имея перед собой план тренировок в определенный цикл за короткое время, может составить план тренировочных заданий, не испытывая серьезных затруднений в подборе упражнений для решения поставленных задач.

Комплексы упражнений следует создавать из упражнений, применяемых в работе с детьми, на первых порах исключив применение тренажеров.

Упражнения в комплексах располагаются в определенной последовательности с тем, чтобы внимание занимающихся переключалось с одних упражнений на другие. Это не только способствует созданию оптимальных условий, но и поддерживает интерес занимающихся к занятиям. Между отдельными упражнениями делаются определенные паузы отдыха, указывается количество повторений и даются подробные методические рекомендации по каждому упражнению. При построении тренировочных заданий необходимо учитывать задачи тренировочного процесса, средства и методы выполнения упражнений.

Для решения основных задач тренировочного процесса: обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта применяют разнообразные упражнения. Их разделяют на четыре основные группы.

В первую группу входят соревновательные упражнения, присущие данному виду спорта, и их варианты. Соревновательные упражнения являются предметом специализации, выполняются в соответствии с условиями соревнований и применяются начиная с этапа начальной спортивной специализации.

Во вторую группу входят общеразвивающие упражнения, направленные на разностороннее физическое развитие. По форме выполнения это наклоны, приседания, размахивания и т.д. Эти же упражнения могут выполняться с предметами: набивными мячами, скакалкой и др.

В третью группу входят специфические упражнения, предназначенные для обучения и развития основных физических качеств. Эти упражнения отобраны применительно к требованиям избранного вида спорта. Кроме того, специальные упражнения должны быть сходными по форме и структуре движений с элементами избранного вида спорта. Данные упражнения называются специальноподготовительными, их подразделяют на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движений; вторые - на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, выносливости и т.д.)

К четвертой группе относят упражнения из других видов спорта, в которых спортсмен не специализируется. Дополнительными тренировочными средствами являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки спортсмена.

В заключение можно отметить, что ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является первичным звеном в реализации целенаправленного и более четкого управления тренировкой. В тренировочном задании есть важное условие - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания. Все это является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного урока в условиях спортивных школ.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!