Олимпийский спорт России на пути к Афинам-2004


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ТРЕНИРОВКА (ПОДГОТОВКА) СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА: ПРИНЦИПЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Профессор В.М. Смолевский
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Введение. ХХ век с полным основанием можно назвать и веком спорта: сформировались международные федерации по видам спорта, спорт стал одной из наиболее важных форм общения представителей стран мирового сообщества. Рекордные достижения атлетов расширяют наши представления о резервных возможностях человека. Выступления спортсменов на соревнованиях стали наиболее популярным зрелищем. Пример тому - Олимпийские игры, чемпионаты мира и другие наиболее крупные международные соревнования.

Спорт как феномен культуры принял на себя задачи физического воспитания населения, а если иметь в виду спорт высших достижений, то и ответственные задачи демонстрации национального престижа. Этим во многом можно объяснить внимание к спорту государственных и политических структур и организаций многих стран, независимо от различий в их политико-экономическом устройстве: США, России, Германии, Китая, Великобритании, Кубы, Японии, Ирана и т.д.

На плечи спортсменов, тренеров и организаторов легла большая ответственность, так как спортивный результат и значение побед и медалей прямо стали связывать с патриотизмом.

Развитие спорта, особенно в конце ХХ века, можно представить как "гонку за лидером". Ярко проявились тенденции профессионализации спорта и унификации системы подготовки спортсменов.

Спортсмены-любители во многих видах спорта перешли на систему многолетней круглогодичной, практически ежедневной тренировки и даже неоднократной тренировки в один день. Унификация системы подготовки спортсменов проявляется в использовании наиболее передового опыта, эффективных методов обучения и тренировки, причем не только в своем виде спорта: заимствуется технология подготовки в родственных видах спорта. Благодаря широким возможностям общения, средствам коммуникации и информации "секреты" и новинки в методах тренировки становятся достоянием всех заинтересованных лиц.

В своем развитии спорт высших достижений прошел несколько этапов. Относительно высоких результатов спортсмены во многих видах спорта добились благодаря наращиванию объема тренировочных нагрузок. Период 70-80-х годов в спортивной гимнастике характерен выходом на максимальные объемы нагрузки - трехразовые занятия в один день, до 6 ч тренировки.

Идти по такому пути далее было нельзя. Это тупиковый путь. Во многих видах спорта отмечается такая же ситуация. Начались поиски новых методов подготовки, в частности не за счет объемов работы, а путем интенсификации процесса подготовки, рационального распределения во времени содержания и количества тренировочной работы. Спортивные результаты на уровне рекордов возросли, а тренировочный процесс стал еще более напряженным.

Например, в спортивной гимнастике выделены факторы, которые определяют успех: это и параметры объема, и параметры интенсивности тренировочной нагрузки. Определены так называемые единицы нагрузки. В частности, объем и интенсивность нагрузки в один день соревнований и в соревновательном микроцикле приняты за единицу - модель соревновательной нагрузки.

Успехи гимнастов ведущих стран в этом виде спорта объясняются превышением объема и интенсивности тренировки в соревновательном периоде в 1,5-2 раза по сравнению с модельной единицей. Иными словами, если на соревнованиях гимнаст выполняет на оценку одну комбинацию, то на тренировке он выполняет ее дважды.

Возросла роль научного поиска методов управления тренировочными нагрузками, методов контроля за состоянием спортсменов. Особое внимание обращено на восстановление физической работоспособности и психического состояния спортсменов.

Нами выделено 8 взаимосвязанных факторов, которые определяют развитие спорта в целом и каждого его вида в частности. Каждый из факторов может быть рассмотрен с учетом национальных особенностей и традиций той или иной страны. Не является исключением и такой фактор, как формы и методы организации спортивной подготовки. При всех особенностях и отличиях в системе подготовки спортсменов высокого класса в различных странах централизованная подготовка стала ведущим способом организации тренировочного процесса. Наша статья посвящена именно этому, а ее содержание отражает современные представления о наиболее эффективных методах реализации централизованной подготовки (ЦП). В основе материала лежит опыт централизованной подготовки гимнастов, лидирующих в мировой табели о рангах стран и, естественно, опыт подготовки гимнастов России.

1. Централизованная тренировка (ЦТ) как наиболее эффективный метод подготовки спортсменов высокого класса. Маленькая историческая справка.

В бывшем Советском Союзе в 50-60-е годы мы начали централизованную подготовку в связи с необходимостью концентрации усилий и материального обеспечения. Не было тогда достаточного количества оборудованных гимнастических залов, не хватало опытных тренеров и т.п. В этих условиях мы в одном месте собирали гимнастов и тренеров национальной команды страны, привозили лучшие снаряды, организовывали сборы по подготовке к важным соревнованиям. Положительный опыт таких тренировочных сборов нашел дальнейшее развитие и привел к разработке принципов и методов централизованной подготовки.

Следует вспомнить, что проведение продолжительных тренировочных сборов противоречило Олимпийской хартии, согласно которой сроки нахождения спортсменов-любителей на сборах строго лимитировались. Многие страны нарушали это правило и скрывали эти факты. В итоге победила практика организации длительных сборов и эта статья Хартии была отменена.

Существуют определенные отличия в статусе спортсменов-профессионалов и спортсменов-любителей. Но если речь идет о достижении спортивных результатов самого высокого уровня, то подготовка спортсменов -любителей должна строиться на профессиональной основе. Имеются в виду уровень подготовленности тренеров, наличие современных центров и организация централизованной подготовки. В чем же преимущество ЦП?

Отметим ее наиболее важные преимущества (факторы со знаком "+"):

- использование лучших баз (спортзалов, стадионов) и т.п.;

- обмен опытом и применение передовой методики обучения и тренировки;

- концентрация усилий специалистов различного профиля (тренеров, медиков, научных работников);

- возможность контроля за ходом подготовки команды и каждого участника;

- моделирование ситуаций при подготовке к соревнованиям;

- отбор команды и отработка тактических задач выступления в соревнованиях;

- создание здорового психологического климата и психологической совместимости членов команды.

Последние две задачи особенно важно решить в таком виде спорта, как гимнастика, где не очень ярко выражены командные взаимодействия спортсменов. При организации ЦП, особенно при продолжительном нахождении на тренировочных базах, проявляются и негативные факторы, в первую очередь отрыв спортсменов и тренеров от семьи, трудности организации учебы в школе и вузе.

2. Особенности организации централизованной подготовки по принципу "звезды"

Мы называем организацию ЦП принципом "звезды", или пентагоном, в связи с тем что для эффективной и очень трудоемкой тренировки необходимо иметь пять "станций" ( спальню; гимнастический зал или стадион, бассейн и т.п., столовую, реабилитационный центр; школу или другое учебное заведение), которые образуют замкнутую систему спортивного и социального обеспечения атлетов и тренеров.

Мы вправе назвать такой способ организации тренировки принципом , так как вне зависимости от длительности нахождения спортсменов на подобных сборах наличие таких станций приводит к наилучшим результатам. Конечно, если сборы короткие и совпадают с каникулами, то отпадает необходимость в станции "школа". Но если речь идет о круглогодичной подготовке с пребыванием на сборах до 200 и более дней в году, то наличие всех станций обязательно. И этим принципом "звезды" должны руководствоваться в первую очередь организаторы подготовки.

Современные спортивные центры имеют все условия для организации подготовки спортсменов на основе принципа "звезды". Важнейшим условием при организации таких центров является расстояние (в буквальном смысле этого слова) между станциями. Оно должно быть минимальным.

3. Характеристика отдельных частей ("станций") и требования в связи со спецификой вида спорта. При характеристике каждой "станции" отметим некоторые особенности, связанные со спецификой видов спорта. Организаторам ЦП особенно важно знать эти особенности в привязке к каждой "станции".

Первая станция - спальня. Сразу возникают вопросы (а может быть, и проблемы):

- оборудование спальни, размер кровати (сравните гимнастку 12-14 лет и 2-метрового баскетболиста), тип матраца (ортопедический и т.п.);

- гигиенические условия (туалет, вентиляция, освещение и т.п.);

- количество человек в комнате.

Вторая станция - спортивный зал. Перечислим наиболее важные объекты внимания:

- оборудование зала (стадиона, трассы и т.п.) стандартными снарядами, устройствами;

- вспомогательные, дополнительные снаряды, тренажеры и т.п.;

- инфраструктура: раздевалки, душевые, сауна, медпункт, тренерская комната, методический кабинет, средства связи.

Современные гимнастические залы, к примеру, специализируются под мужскую или женскую гимнастику. Предусматривается площадка для занятий сопутствующими видами технической и физической подготовки: хореографической, батутной, акробатической, физической. Это могут быть отдельные помещения в общем комплексе или в одном большом зале. На стадионе для легкоатлетов или в бассейне для пловцов - это отдельные помещения под трибунами, но также в непосредственном контакте с основной ареной.

Третья станция - столовая. При организации питания помимо вопросов, связанных с оборудованием помещения (кухня, буфеты и залы столовой), необходимо решить вопросы, непосредственно касающиеся содержания спортивной диеты. Рацион должен быть связан со спецификой вида спорта. А это значит, что количество и качество продуктов должны обеспечить и восполнить необходимые энергозатраты (измеряются в килокалориях). Необходимо учитывать и возраст спортсменов. К примеру, юниоры в орбите спорта высших достижений находятся в стадии полового созревания, активного развития организма. Данному контингенту помимо восстановления энергетического потенциала необходимо обеспечить процессы возрастного развития, роста тотальных размеров тела, что не характерно для взрослых атлетов.

Важно также обеспечить необходимое количество посещений столовой за один день, установить временной режим питания, в том числе, если это требуется, предусмотреть дополнительное усиленное питание спортсменов во время тренировки (на дистанции, в зале, на стадионе и т.п.).

Четвертая станция - реабилитационный центр. Уровень высших достижений спортсменов прямо связан с выходом на околопредельные и предельные тренировочные нагрузки. Неслучайно в поисках вовлечения резервных возможностей организма прибегают к допингу. Ясно, что такой путь несовместим со спортом. Не только в связи с принципом "честной игры", но и в связи с опасностью для здоровья и даже для жизни спортсмена. В последнее время стало очевидным, что самым действенным методом повышения эффективности спортивной деятельности является сочетание больших по объему и интенсивности нагрузок с полноценным отдыхом и восстановлением. Отдых, сон - наиболее естественные физиологичные способы восстановления, но они требуют продолжительного времени. Различают педагогические, психологические и медико-биологические (физиотерапевтические) средства восстановления. Педагогические сосредоточены в руках тренера. Профессионально грамотно построенная тренировка должна предусматривать в каждом виде спорта использование различных приемов регуляции нагрузки как в одном занятии, так и в различных по длительности тренировочных циклах. Примеров тому много.

В данном случае речь идет о срочном и эффективном восстановлении с помощью психологических и физиотерапевтических средств, сосредоточенных на станции "восстановительный центр". Это, как правило, отдельное помещение, в котором предусмотрена возможность оказать спортсмену экстренную помощь в восстановительном цикле тренировки и перед последующей тренировкой (занятием). Это особенно актуально при неоднократных занятиях в один день. Очень действенна физиотерапия: различные виды массажа, душа, ванны, сауна, аппаратные процедуры (электро-, звуко-, магнитотерапия), а также психотерапия.

Данная станция может иметь "подстанции" - специализированные помещения для применения средств восстановления в "полевых условиях" (в спортзале, на стадионе, в бассейне и т.д.). Опыт показывает, что там, где решены вопросы восстановления, достигают наиболее высоких спортивных результатов.

Восстановительный центр также выполняет важную задачу профилактики травм и заболеваний, типичных для отдельных видов спорта. Оснащение восстановительного центра контрольно-измерительной аппаратурой (весами, аппаратом для измерения ЧСС, артериального давления) позволяет определить функциональное состояние спортсмена, вовремя обнаружить отклонение тех или иных показателей от нормы

Подытоживая вышесказанное, можно сказать: пришло время оценивать качество организации подготовки спортсменов по качеству средств и методов восстановления и по тому, что этому способствует.

Пятая станция - школа - предусматривает такую организацию подготовки, при которой спортсмены имеют возможность сочетать круглогодичную тренировку с процессом образования. Это либо школа, если речь идет о юниорах, либо колледж, вуз. Сочетание образования и спортивной тренировки в сфере "большого спорта" - очень острая проблема. В разных странах она решается с учетом сложившихся схем, системы образования, традиций. В бывшем Советском Союзе для одаренных детей были созданы спортивные школы-интернаты, работа которых строилась по принципу "звезды". Подобные интернаты есть в Китае, Малайзии, Румынии и других странах. Есть варианты создания спортивных классов в обычных школах. В этих классах соответственно возрасту собраны представители разных видов спорта. Учебные программы по согласованию с органами просвещения адаптированы таким образом, чтобы не было домашних заданий, и из них изъят материал, не имеющий прямого отношения к экзаменационным требованиям.

Отработана схема, согласно которой решаются социальные вопросы получения образования и профессии преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта. Как правило, окончившие спортивные интернаты поступают в профильные учебные заведения - в институты физической культуры, на факультеты физического воспитания университетов. В этих учебных заведениях для одаренных спортсменов также созданы более облегченные условия обучения (к примеру, заочные факультеты). Подобным образом учатся одаренные музыканты, танцоры, дети артистов цирка и т.д.

На станции "школа" остро проявляются противоречия между профессионализмом и любительством в спорте. Не каждый из родителей благословит своих детей на путь профессионала в спорте, да еще не будучи уверенным в том, что цель достижима. В сочетании спорт-учеба явно крайнее проявление одного в ущерб другому. В то же время, коль скоро речь идет о медалях и рекордах, мы исходим из компромисса в пользу спорта. Повторимся: вопрос очень непростой.

В заключение данного раздела в связи с характеристикой пяти станций возникают вопросы координации работы тренеров и членов комплексной научной группы (КНГ). Тренер (старший тренер) выступает в качестве "заказчика", по возможности более конкретно формулируя задачу, проблемную ситуацию для того или иного члена КНГ. Цепочка спортсмен-тренер -сотрудник КНГ должна работать, используя принцип обратной связи. Например: плохой сон спортсмена, бессонница, причина - чрезмерная нагрузка, стресс и т.п. Подключаются психолог, доктор.

На станции "спортивный зал" возникают задачи для каждого члена КНГ. В "столовой" специалист по питанию дает рекомендации по диете, пищевым добавкам, витаминам. Особые рекомендации - сгоняющим вес.

В проблемах школы участвуют тренер-учитель -родители-психолог.

Таким образом, в теме "Тренер и его команда" становятся очевидными значение уровня подготовленности тренера, его квалификация.

4. Планирование текущего (ежедневного) тренировочного процесса на основе принципа "звезды". Линии, соединяющие пять станций "пентагона", или "звезды", дают представление о большом количестве вариантов перехода от станции к станции. Принцип "звезды" из организационного для менеджеров становится методическим принципом, которым руководствуется тренер при планировании распорядка дня.

Опыт российской сборной по гимнастике показал, что наиболее эффективно сочетание в одном блоке станций 2-4-3. Эта типичная последовательность станций (зал-восстановительный центр-столовая) позволяет спортсменам восстановиться, что особенно важно при двух- и трехразовых занятиях в один день.

Определив чередование станций, тренер составляет временной график - распорядок дня в часах и минутах. При сложной структуре одного тренировочного дня- это значительно упрощает планирование работы, в том числе и графика на недельный микроцикл. Естественно, наибольшее внимание уделяется проработке содержания занятий в спортивном зале. Эта задача усложняется при многократных занятиях в один день.

5. Интенсификация подготовки путем неоднократных занятий в один день. В спортивной гимнастике и в родственных видах спорта атлетам необходимо осваивать большое количество сложных упражнений, входящих в программу соревнований, обновлять свои программы даже на уровне высших достижений. При этом активная спортивная деятельность продолжается, как правило, в период одного олимпийского цикла, максимум - двух. В связи с этим актуальна проблема достижения мастерства в более короткие сроки. Гимнасты одними из первых стали практиковать двухразовые, а затем и трехразовые занятия в один день. Опыт и научные исследования свидетельствуют о том, что переход на двухразовые занятия в один день позволяет увеличить объем тренировочной нагрузки.

При переходе от одноразовых к двухразовым, а затем и к трехразовым занятиям в один день рекомендуется следовать определенным правилам.

1. Реализация этой методики возможна при тренировке по принципу "звезды" и в условиях школы-интерната, т.е. там, где обеспечена возможность проведения восстановительных мероприятий.

2. Переходить к двухразовым занятиям следует постепенно, проводить их не во все дни недели,
увеличивая количество дней с двухразовыми тренировками с 2 до 5-6 дней в неделю.

3. Содержание второго занятия в данный день не должно повторять содержание первого. Повторение приводит к утомлению, нагрузке на одни и те же функциональные системы организма. В каждом виде спорта можно найти способы варьирования содержания занятий. В спортивной гимнастике таких возможностей много.

4. При переходе к двухразовым занятиям с менее подготовленными или юными гимнастами общую нагрузку и содержание занятий рекомендуется разделить на 2 "порции". Это облегчит решение задач всего дня. Сам факт прихода в зал во второй раз - уже новая нагрузка для спортсмена. А далее каждую "порцию" постепенно доводят до объема полноценной тренировки.

5. Одно из занятий должно быть основным, а другое - дополнительным. По подобному пути переходят к трехразовым занятиям, в основном благодаря включению утренних упражнений - разминки в цикл ежедневных занятий.

6. Формы организации ЦТ. Основной формой ЦТ являются сборы разной направленности и продолжительности, в частности: установочные, контрольные, учебно-тренировочные, предсоревновательные, восстановительные

Схема централизованной подготовки гимнастов и чередования станций

На установочном сборе, судя уже по его названию, спортсмены и тренеры получают необходимую информацию от старшего тренера и методистов - членов КНГ - о новинках в технике упражнений, методике обучения, о правилах и особенностях календаря соревнований. Утверждаются индивидуальные планы. Такие сборы, как правило, проводятся в начале спортивного сезона, в подготовительном периоде. Практические занятия носят учебный характер.

Контрольный сбор проводится для проверки технической и физической подготовленности спортсменов, определения соответствия их готовности запланированному уровню. В плане сбора - модельные тренировки, контрольные соревнования, прием нормативов по СФП, этапные комплексные обследования.

Контрольные соревнования проводятся, как правило, в начале и в конце 2-3-недельного сбора. Сборы такой направленности следует проводить в конце подготовительного периода.

Учебно-тренировочный сбор направлен на освоение программы соревнований, достижение более высокого уровня тренированности. Его рекомендуется проводить в подготовительном и начале соревновательного периода. Нагрузки велики. Планируются неоднократные занятия в один день. Продолжительность сбора - 2-4 недели.

Предсоревновательный сбор проводится с целью непосредственной подготовки к конкретным соревнованиям, отработки тактики выступления, определения состава команды, расстановки спортсменов по номерам. Перед ответственными соревнованиями целесообразно организовать сбор продолжительностью 6-8 недель. Независимо от продолжительности сбора планирование должно быть подчинено моделированию условий соревнований.

Восстановительный сбор планируется после напряженного сезона и завершения цикла соревнований. Достаточно двух недель для активного использования средств восстановления, реабилитации и оздоровительных природных факторов. Такие сборы наиболее эффективны в благоприятных климатических условиях, в живописной местности (море, лес, предгорье). Сбор проводится в переходном периоде, когда подводятся итого сезона. Помимо активного отдыха и общей физической подготовки проводится лечение травм по показаниям.

Сборы комбинированного типа могут сочетать задачи, характерные для двух разных сборов. Например, задачи таких сборов видны уже по названию: восстановительно-установочный, контрольно -установочный .

Конечно, количество сборов и их направленность в каждом виде спорта имеют свои особенности и отличия. К примеру, гимнасты России проводят 8-10 сборов в год общей продолжительностью до 200 дней.

7. Особенности восстановления при неоднократных занятиях в один день. Интенсивная тренировка, как было отмечено выше, требует повышенного внимания к системе восстановления. С планом тренера и расписанием занятий совмещается план восстановительных мероприятий, без которого план тренировки можно считать неполноценным. Планирование использования восстановительных средств осуществляется по принципу до, во время и после занятия.

Детализация содержания и методов восстановления осуществляется тренером и спортсменом вместе с врачом и психологом и имеет выраженный индивидуальный характер.

Заключение. ЦТ по принципу "звезды" - самый результативный способ организации работы со спортсменами, нацеленными на высокие достижения. ЦТ - это метод подготовки спортсменов, требующий концентрации усилий организаторов-менеджеров, бригады психолого-педагогического, медико-биологического обеспечения.

Существуют противоречия между спортом любительским и профессиональным, спортом массовым и спортом высших достижений, возрастом атлетов и уровнем рекордных достижений в данном виде спорта. Вопросы привлечения кандидатов в орбиту централизованной подготовки необходимо решать с учетом этих противоречий. Иными словами, определить, готов ли кандидат к такой жесткой системе тренировки и есть ли у него задатки и способности, чтобы добиться успеха.

Если иметь в виду престижные национальные цели, которые общество и государство ставят перед спортом высших достижений, то имеются все основания говорить о том, что на вопросы "что делать?", "как этого добиться?" и "что для этого нужно?" у специалистов есть обоснованные ответы теоретического, организационного и методического характера.

У специалистов нет рычагов финансирования подготовки, и коль скоро государство и общество выступают в роли "заказчика" медалей и рекордов, то с их стороны и следует ожидать такую финансовую поддержку. Кстати, централизованная подготовка перспективных атлетов, на наш взгляд, является и наиболее экономически целесообразной при оценке стоимости медали.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!