НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С АЛЬМА-МАТЕР

В этом году празднуется 85-летие Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Как же пережила система высшего физкультурного образования многочисленные реформы в нашей стране? Какие потери и какие нововведения произошли за эти годы в науке и спорте? Каковы перспективы нашей отрасли на ближайшее время? Обо все этом и о многом другом разговор с человеком, который 24 года назад стал студентом ГЦОЛИФКа, 10 лет назад ректором РГАФКа, а сегодня является президентом Попечительского совета РГУФКа. Наш собеседник - Валерий Владимирович Кузин, депутат Государственной Думы, первый вице-президент Олимпий-ского комитета России, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Вы прошли немалый жизненный путь, связанный с нашим вузом. Каким Вам представляется его вклад в спортивную жизнь как России, так и всего мира?

Этот вклад неоднократно признан и оценен. Недаром еще во времена СССР институт был награжден орденом Ленина и Международным Дипломом ЮНЕСКО за вклад в развитие физической культуры и спорта в мире. Если бы сегодня не существовало правила, при котором государственные награды запрещены юридическим лицам, то к юбилею университет был бы награжден орденом, подытоживающим всю работу, проведенную за время его существования. Ведь университет всегда находился и находится на передовом рубеже подготовки физкультурных кадров, спортивных достижений и спортивной науки. При всех спадах интереса к спорту, экономических коллизиях, перестановке акцентов государственной политики и идеологии мы никогда не теряли своей марки. Наше учебное заведение всегда было и остается на высоте.

По вашему мнению, перейдет ли на новый качественный уровень подготовка специалистов с увеличением в последние годы количества специальностей и преобразованием академии в университет?

Преобразование академии в университет и означает переход на новый уровень образования. Ведь сначала появляются новые специальности, затем вуз проходит государственную аттестацию на готовность и соответствие званию университета. Мы прошли все эти стадии, и сейчас можно с уверенностью говорить об университетском образовании будущих кадров для отрасли "физическая культура и спорт".

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о специфике подготовки по новым специальностям.

На самом деле из стен нашего вуза выходят люди, получившие общую специальность. Другое дело, что направленность подготовки этих специалистов смещена на область спорта. Специализация, начинающаяся уже с первого курса, акценты на основных предметах, учебные курсы, относящиеся исключительно к физкультурному образованию, практика и обучение преимущественно на спортивных примерах - вот что делает правомочным приставку "спортивный" в их дипломах. Они получают классическое образование по специальности с совершенно четко выраженным профилем. Но ничто не помешает, например, журналистам, вышедшим из наших стен, работать по своей общей специальности в области политики, экономики или какой-либо другой. И никто не станет спорить, что писать про спорт, который сегодня очень многогранен и сложен, будет довольно трудно не подготовленному в этой области человеку.

Ранее Вы говорили, что университет всегда находился на переднем рубеже и готовил лучших специалистов по физической культуре и спорту. Насколько оправданна подготовка по новым специальностям, таким, например, как "связи с общественно -стью", в университете физической культуры, когда есть общепризнанные научные и педагогические школы, например МГУ, МГИМО и многие другие?

Сейчас огромное количество вузов расширяют направления, по которым они готовят специалистов. Мне, как председателю учебно-методического объединения, приходится рассматривать множество обращений, в том числе и технических вузов, об открытии специальности "физическая культура и спорт". Таким образом, защищая классические специальности, мы должны открывать и новые, обслуживающие нашу отрасль. Мы живем в конкретном историческом периоде, и, как в любом другом, в нем не все идеально. Само по себе открытие специальности несет с собой массу последствий. С одной стороны, появляются более подготовленные, например в области спорта, журналисты. С другой - уровень их базовой подготовленности в области журналистики зависит только от нас, и необходимо сделать все возможное, чтобы этот уровень соответствовал общегосударственным стандартам. Ведь даже педагогические факультеты в свое время то появлялись, то исчезали в институтах физической культуры, где изначально готовили только тренеров. И разжижение классических специальностей может привести к выпуску менее подготовленных тренеров по видам спорта и педагогов физической культуры. Но я хочу сказать, что эти изменения в высшем образовании всей страны - некое веление времени, которому мы не можем не следовать. Если коллектив в состоянии это вытянуть, почему нет?

У нас были очень серьезные баталии, когда мы открывали специальности "связи с общественностью", "спортивная режиссура", "адаптивная физическая культура". И это было естественно. Другое дело, что процесс открытия специальности всегда представляется более легким при неоспоримой тяжести ее дальнейшего функционирования.

По крайней мере могу сказать, что тогдашнего облика академии, а ныне университета эти нововведения коренным образом не изменили. Скорее, изменился внутренний настрой: и педагогический, и студенческий коллективы с появлением этих специальностей приобрели своеобразные черты.

Однако и меня, и ректора больше беспокоит другое. Настоящая головная боль - это уровень научных работ. Только некоторое время назад начал ощущаться так называемый "провал в возрасте": многие люди в возрасте около 35-45 лет были потеряны для науки в 90-е годы, когда совсем не выплачивалась заработная плата. Педагогические кадры, ушедшие тогда, мы смогли восполнить через некоторое время, но уход ученых, каждый из которых формировался десятилетиями, нанес непоправимый урон многим научным школам. Этот пробел необходимо восполнять с помощью магистров, кандидатов наук, обладающих научными амбициями, что совсем не просто. В государстве наметилась тенденция, при которой диссертации в основном защищают люди, не занимающиеся наукой в классическом смысле этого слова. То есть занятие наукой для них - это некий разовый промежуток времени, необходимый для написания и защиты диссертации. Такая часть специалистов всегда была рядом с теми, кто, написав диссертацию, продолжал трудиться в науке и дальше, но она никогда не была доминирующей. Теперь, на мой взгляд, в науке остается менее 10 процентов защитившихся.

Может, это прежде всего обусловлено финансовыми проблемами, которые испытывают молодые ученые?

Естественно, этим, но это лежит на поверхности. Причина и в том, что сегодня все больше используются зарубежные наработки при имеющихся отечественных аналогах. Молодые люди не видят четкой и сформированной перспективы внедрения результатов их исследований в практику. И в этом - одна из причин наших стратегических потерь определенных передовых позиций в мире.

Не будут ли активизированы научные изыскания с возрождением спартакиад трудящихся? Специфика России и регионов, в которых будут проводиться спартакиады, неизбежно потребует результатов отечественных исследований.

Наукой не занимаются в зависимости от кратковременного скачкообразного спроса. Если этот скачок длится хотя бы 10 лет, только тогда появляются первые результаты. Слишком много времени должно пройти для становления настоящего ученого в области спорта. Так что прямой корреляции между сегодняшним повышением интереса государства к спорту и физической культуре нет. Прямая зависимость есть в возможности дать людям заниматься спортом, в поддержке и развитии физической культуры, большого спорта, снижении оттока и увеличении притока спортивных и тренерских кадров. Но к науке это относится лишь косвенно. Необходима стратегическая политика государства в этой области.

Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы развития российской физической культуры и спорта?

Мы все еще находимся на переломе. Уже остановившись в развитии советской системы физического воспитания, жесткой, конкретной, имевшей свои плюсы и минусы, мы пока до конца не создали новую. На фундаменте советской системы начинают вырисовываться черты другого подхода к физической культуре как к области управления. Конечно, есть проблемы роста и финансирования, но новая система - не обломки чего-то большого. И сейчас она пытается уже не выжить, а осмотреться, чтобы идти вперед. И я думаю, что мы выйдем если и с потерями, то непобежденными из той ломки, которую претерпело государство, когда решило менять свой строй.

Я с радостью поздравляю теперь уже университетский коллектив с 85-летием. Желаю, чтобы все традиции по отношению к нашим учителям, все подходы к нашим воспитанникам сохранялись. Чтобы кроме зданий, земли, собственности мы сохранили тех людей, которые сегодня высоко несут звание работников и студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Надеюсь, что и мой дальнейший путь будет так же неразрывно связан с альма-матер, как и все предыдущие годы.

Илья Лубышев


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!