|
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАРАТИСТОВ Кандидат
педагогических наук, доцент С.В.
Степанов Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар Молодой человек, избравший каратэ предметом своей спортивной специализации, поставлен в условия заведомого ограничения средств тренирующего воздействия [8, 9]. Поэтому выявление и проверка эффективности различных средств тренировки, структуры специфической двигательной деятельности молодых каратистов и других аспектов педагогической работы с ними связаны с необходимостью тщательного анализа всей системы многолетнего процесса учебно-тренировочной и воспитательной подготовки в данном виде спорта в наиболее ответственное время - детском, подростковом и юношеском возрасте. В ряде работ отмечаются важность учета сенситивных периодов развития организма человека при воздействии внешней среды. По мнению И.А. Аршавского, В.К. Бальсевича, В.М. Волкова, А.А. Гужаловского, З.И. Кузнецовой, А.А. Маркосяна, Е.В. Федотовой и других, более быстрый и устойчивый эффект обучения двигательным действиям и развития физических способностей может быть достигнут именно в эти периоды. Поэтому и управление процессами многолетней спортивной подготовки будет более эффективным, если преимущественная направленность тренировочного процесса на отдельных этапах будет определяться с учетом данных о периодах наибольшего естественного прироста в развитии двигательных качеств и функциональных возможностей [1-7 и др.]. С 1988 по 2001 г. в возрастной динамике исследовались физические и психофизиологические качества спортсменов -каратистов мужского и женского пола трех возрастных групп (10-12, 13-15 и 16-18 лет. Основной базой исследования были Региональный филиал Всероссийской ассоциации каратэ-кёкусинкай (г. Екатеринбург), детско-юношеские спортивные школы гг. Екатеринбурга, Челябинска, культивирующие каратэ стиля кёкусинкай. В исследованиях приняли участие свыше 448 юных каратистов и 38 тренеров ДЮСШ. Двигательная деятельность спортсменов -каратистов практически представляет собой непрерывную цепь решения моторно-психологических задач, так как в этом виде спорта предъявляются высокие требования к уровню развития интеллектуальных, сенсомотороных качеств, а также к следующим психологическим показателям: времени и точности двигательных реакций, оперативности мышления, высокой скорости переработки информации, быстроты переключения и устойчивости внимания при достаточном его объеме, точности пространственно -временных характеристик движений (табл. 1 и 2). Наши исследования показали, что наиболее выраженный прирост морфофункциональных показателей у каратистов 13-15 лет приходится на длину и массу тела, 16-18 лет - на ЖЕЛ, окружность бедра и голени, 13-15 лет - на силу рук и предплечья, 16-18 лет - на становую силу. Наиболее выраженный прирост физических качеств был зафиксирован у каратистов в следующие возрастные периоды: абсолютная скорость движения - в 16-18 лет, абсолютная сила мышц - 13-15 и 16-18 лет, максимум взрывного усилия -16-18 лет, стартовая сила мышц - 13-15 лет, ускоряющая сила мышц - 16-18 лет, время достижения максимума усилий - 16-18 лет, максимальная скорость движения - 10-12 лет, мощность работы - 16-18 лет, скорость движения - 13-15 лет. Возрастные периоды наиболее выраженных приростов морфофункциональных показателей и физических качеств у каратисток несколько отличаются от таковых у их сверстников-мальчиков (см. табл. 2). У них сенситивные периоды приходятся на следующие возрастные периоды: длина тела - 10-12 лет, масса тела - 13-15 лет, ЖЕЛ, окружность бедра и голени - 16-18 лет, сила рук кисти и предплечья - 13-15 лет, становая сила - 16-18 лет. Периоды наиболее выраженных приростов показателей развития физических качеств у каратисток приходятся на следующие возрастные периоды: абсолютная скорость движения - 13-15 лет, абсолютная сила мышц - 16-18, максимум взрывного усилия -13-15 лет, стартовая сила мышц - 13-15 лет, ускоряющая сила мышц - 10-12 лет, время достижения максимума усилий - 16-18 лет, максимальная скорость движения - 10-12 лет, мощность работы - 16-18 лет, скорость движения - 13-15 лет. Сравнительный анализ психологических и психомоторных характеристик молодых каратистов различного возраста и пола также выявил особенности их проявления. Так, такие важнейшие показатели в единоборстве, как смелость и решительность, как у мальчиков, так и у девочек проявляются в наибольшей степени в 10-12 лет, соответственно психосенсорная чувствительность - в 13-15 и 10-12 лет, эмоциональная устойчивость - в 13-15 и 16-18 лет, скорость сенсомоторных реакций - в 16-18 и 10-12 лет, интенсивность и устойчивость внимания - в 13-15 лет, скорость приема информации - в 10-12 лет, оперативное мышление - в 16-18 и 13-15 лет, дисциплинированность - в 16-18 и 10-12 лет, сенсомоторная координация - в 10-12 лет, реакция прогнозирования - в 16-18 и 13-15 лет, скорость образования динамических стереотипов - в 16-18 и 10-12 лет, спортивное трудолюбие - в 16-18 и 10-12 лет. Сенситивность в развитии физических качеств по величине интенсивности с учетом возраста и пола показана в табл.3. Из табл. 3 видно, что сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств каратистов (по величине интенсивности) -10-18 лет. Остановимся только на максимально выраженных показателях. Так, например, сенситивные периоды развития стартовой силы у мальчиков - 15 и 16 лет, а у девочек - 17 и 18 лет, ускоряющая сила мышц у мальчиков - 15 лет, а у девочек 15 и 16 лет, максимум взрывного усилия у мальчиков - 18 лет, а у девочек - 17 и 18 лет, абсолютная сила мышц у мальчиков - 17 лет, а у девочек - 17 и 18 лет, мощность работы у мальчиков - 17 и 18 лет, а у девочек - 15-16 лет и абсолютная скорость движения у мальчиков - 14 лет, а у девочек - 17 и 18 лет. Таблица 1. модельные характеристики значимости физических и психофизиологических качеств каратистов 10-12 (1), 13-15 (2) и 16-18 (3) лет в процессе спортивной подготовки (мальчики)
Таблица 2. Модельные характеристики значимости физических и психофизиологических качеств каратистов 10-12 (1), 13-15 (2) и 16-18 (3) лет в процессе спортивной подготовки (девочки)
Таблица 3. Базовые характеристики сенситивных периодов развития скоростно-силовых качеств каратистов (по величине интенсивности)
Примечание. Стартовая сила мышц у мальчиков в умеренно выраженном режиме проявляется с 10 до 14 лет, у девочек - только в возрасте 10-11 лет. Отмечается достоверное проявление полового диморфизма в развитии физических качеств у детей, подростков и юношей, занимающихся каратэ. Анализ специфики занятий каратэ и обобщение ряда работ специалистов в области ударных видов спорта позволили нам выделить наиболее значимые качества и свойства молодых каратистов различного возраста. Например, морфологические характеристики неоднозначны у юных каратистов различного возраста, то же самое можно сказать и о физических качествах и психофизиологических особенностях. Во всех случаях прослеживаются возрастные, очевидно генетически обусловленные , особенности развития организма человека в онтогенезе . С возрастом и ростом спортивного мастерства происходят изменения приоритетных направлений в развитии различных скоростно-силовых, морфофункциональных и психофизиологических показателей каратистов, В теоретическом аспекте результаты исследований дают объективное представление о закономерностях функциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки. В свою очередь, создается возможность для теоретического анализа и последующего эксперимента закономерностей адаптации организма спортсмена к систематическим тренирующим воздействиям и неуклонного повышения на этой основе уровня его специальной работоспособности. Практический аспект
представленных результатов
заключается в возможностях,
которые они открывают для
программирования тренировочного
процесса и разработки моделей
динамики состояния каратистов в Литература 1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. - М.: Наука, 1982. - 270 с. 2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. 3. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 5-6, с. 51-54. 4. Гужаловский А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Докт. дис. Минск - Челябинск. 1978. - 285 с. 5. Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста: Тезисы пятой науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков / Под ред. З.И. Кузнецовой и В.П. Филипповича. - М.: АПН СССР, 1972, с. 144-146. 6. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 11-16. 7. Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969, с. 5 -13. 8. Федотова Е.В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. - М.: Компания Спутник+, 2001. - 245 с. 9. Накаяма М. Динамика каратэ / Пер. с англ. А. Куликова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 304 с. 10. Ояма М. Это каратэ / Пер. с англ. 2000. - 320 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |