|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ Доктор
педагогических наук, профессор Ю.А.
Шулика В ходе непосредственной подготовки к соревнованиям тренеры, как правило, решают проблему снятия у борцов эффекта нарастающего утомления, а попросту - повышения качества специальной выносливости за счет противодействия "сбивающим факторам" соревновательного поединка. В данных комплексной научной группы сборной команды России по греко-римской борьбе [3] дается процентное соотношение влияния различных факторов на эффективность соревновательных результатов (табл. 1), что приводит к мысли о различных ипостасях одного и того же фактора, отрицательно влияющего на это качество, - фактора психологического. В данном случае 77,4% всех сбивающих факторов так или иначе имеют психофизиологическую основу, а 22,6%, формально относящиеся к утомлению, также могут иметь различную причину, и в первую очередь - пессимальные (астенические) реакции или неадекватную технико-тактическую подготовленность, поскольку четкого определения усталости в процессе соревнования в единоборствах пока нет. Зачастую бывает так, что человек, будучи физически сильным и технически обученным, не может эффективно реализовать умения, попав в социально ответственную или биологически опасную ситуацию. Думается, что при все чаще поднимаемом вопросе о необходимости превалирования соревновательных упражнений в ходе подготовки к соревнованиям, имеется в виду не столько их биомеханическое подобие, сколько подобие по психологическому напряжению. При решении вопроса о повышении специальной выносливости борцов и при контроле за ее становлением, как правило, используют многократные повторения бросков манекена на скорость с последующим определением ЧСС. Но, во-первых, эти броски по технике исполнения далеки от реальных условий и, во-вторых, не имитируются условия психостресса реального поединка. Ведь известно, что сообщение о досрочном выходе на ковер, без разминки, значительно повышает частоту сердечных сокращений. В связи с тенденцией к эксплуатации функциональных резервов единоборцев в ущерб качеству технико-тактической подготовки [4] необходимо рассмотреть этот вопрос в нетрадиционном аспекте, поскольку ряд представлений о физической и психологической подготовке, на наш взгляд, несколько устарели. К чисто физическим качествам относятся двигательные проявления, которые можно измерить по силе, быстроте и длительности выполнения. К координационным качествам относят способность сенсорных и моторных нервных проводящих путей обеспечивать согласованность сокращения мышц-синергистов и расслабления мышц-антагонистов для осуществления произвольного движения. Под сенсомоторными качествами следует понимать способность высших отделов коры головного мозга полноценно управлять действиями человека в сложных, быстро меняющихся ситуациях статического, кинематического и динамического состава. Обыкновенно тренеры пытаются развить ловкость единоборца во время игр. На наш взгляд, ловкость в конечном итоге надо развивать специальную, а содержание специальной ловкости есть содержание техники и тактики ее исполнения. Однако можно быть великолепным тактиком, но с повышением ранга соревнований терять эти качества, что вынуждает обратиться к понятию "психомоторика". Под психомоторными качествами в данном аспекте следует понимать способность высших отделов коры головного мозга сдерживать или не сдерживать разрушающее влияние пессимальных эмоций [7, 8] в психострессорных условиях. У одних индивидов в случаях опасности формируется активно-оборонительная реакция, а у других - пассивно-защитная. Это зависит от генетически обусловленных физиологических реакций и от множества привходящих психофизиологических причин, которые практически трудно прогнозировать в действительно опасных для жизни ситуациях. В отличие от сенсомоторных механизмов [2] интеллект отвечает за уравновешивание себя с окружающим миром не путем движений, а путем предварительного логического определения: "делать или не делать; если делать - то что и как?" Поскольку интеллект связан с работой высших отделов коры головного мозга, его деятельность может быть подвержена многочисленным сбивающим факторам в процессе получения и обработки многочисленной внешней и внутренней информации [6]. В связи с этим качество его деятельности зависит от уровня экстремальности (стрессовости) ситуации. Спортивное единоборство является игрой в экстремальность, когда имеется оптимальная модель деятельности в конфликтных условиях и эту деятельность можно путем многократного вариативного повторения тренировать, с тем чтобы наработать привычные действия адекватно меняющейся ситуации. Однако помимо решения вопросов тактики реализации произвольных движений мозг одновременно решает и задачи социального плана, связанные с личными амбициями, желанием занять определенную социальную нишу в обществе и т.д. В этом случае психика, ориентированная на достижение какого-либо результата (особенно в социальном плане), может негативно влиять на успешность организации движения, слишком заинтересованно следя за обстановкой, внося в работу нервных проводящих путей избыточное возбуждение и нарушая отлаженное взаимодействие координационных структур [1, 2, 5]. Таблица 1. Процентная доля факторов, отрицательно влияющих на результативность соревновательного поединка (по данным опроса ведущих тренеров)
Таблица 2. Формулы определения уровней нарушения в управлении движениями
Примечание. * х1 - показатели в первой половине схватки, х2 - во второй половине. Если учитывать зависимость различных конечных психологических проявлений от сложнейших взаимосвязей в многоликом биологическом базисе живого организма, то оптимальным путем вычленения интересов психологии было бы определение ее как науки, изучающей поведение людей и животных в социальных условиях. Учитывая особенности сенсомоторных и психологических проявлений при выполнении различных движений в условиях: одиночной демонстрации; проведения приемов самозащиты и рукопашного боя в условно-контактном режиме; реализации приемов боя в равных спортивных условиях противоборства с большими психострессорными нагрузками; реализации приемов боя в условиях реального боя - целесообразно дифференцировать понятие о психомоторике и определить четыре уровня управления движениями: а) локомоции - способность к простейшим движениям; б) координированность - способность к произвольным согласованным движениям в заранее запрограммированных условиях; в) сенсомоторика - способность объективно воспринимать информацию и организовывать адекватные ей движения в условиях меняющихся ситуаций (качество ловкости); г) психомоторика - способность к реализации двигательных умений и навыков (ловкости) в психострессорных ситуациях. Если понятия координированности и сенсомоторики смело можно отнести к физиологическим качествам, то понятие психомоторики, безусловно, относится к психологическому компоненту , поскольку в большинстве случаев эффективность деятельности субъекта зависит от восприятия действительности в социальном аспекте и может регулироваться за счет установки, сформированной человеческим сообществом. Поэтому не следует отождествлять содержание методики развития ситуативной координированности с методикой развития психострессорной координированности. В силу того что психология имеет дело с субъективным восприятием социально значимых для индивида внешних условий, влияющим на вегетативную регуляцию, воспитание психологической устойчивости в значительной мере зависит от того, как индивид оценивает свою роль в определенной деятельности, какова самооценка его деятельности [7, 8]. Одни психические проявления перестраиваются за счет привыкания в процессе тренировки и соревнований, а другие - за счет снижения уровня притязаний при выступлении на соревнованиях. Развивая эту мысль, снижение психологического прессинга можно обеспечить автоматизацией комплексов деятельности, переместив его проводящие пути на нижние уровни "готических сводов" [1]. В этом случае необходима логичность технико-тактических моделей деятельности при организации подготовки единоборцев, поскольку в ходе схватки (боя) формирование новых, главное оптимальных, моделей весьма энергоемко, что и предопределяет фактор снижения специальной выносливости. Поскольку сегодня методика определения специальной выносливости в борьбе при выполнении бросков манекена является эфемерной, предлагается определять ее, используя формулы психолого-педагогического контроля (табл. 2). Таким образом, если утомление начинается в коре головного мозга (КГМ) [6], то специальная выносливость - это способность не столько долго выполнять простую работу, не столько длительно выполнять работу без искажений, не столько длительно сохранять способность к адекватным действиям в ситуациях, сколько формировать стратегию и тактику использования различных двигательных действий в психострессорных условиях. Поскольку последнее качество зависит от работы ассоциативных полей высших отделов КГМ, на функционирование которых влияет масса избыточной информации, неспособность адекватно решать задачи, что зачастую оценивается как усталость, может вызываться факторами биологического страха или социальной тревожности. Поэтому наиболее оптимальными путями повышения "абсолютной" выносливости должны быть: - обучение технике и тактике в соответствии с оптимальной моделью пространственно-смысловой деятельности в единоборстве; - доведение технико-тактических умений до уровня автоматизма (при условии соответствия девизу единоборств "о минимуме технических действий для максимума возможных в бою ситуаций"); - многократное участие в соревнованиях с постепенным повышением уровня стрессовости. Литература 1. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Наукова думка, 1965. - 304 с. 2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991. - 287 с. 3. Мамиашвили М.Г. Соревновательная надежность борцов: Автореф. канд. дис. М. 1998. - 28 с. 4. Матвеев Л.П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1969, № 4, с. 49-53. 5. Мэгун Г. Бодрствующий мозг /Пер. с англ. О.С. Виноградовой. - М.: Иностранная литература, 1960. - 121 с. 6. Розенблат В.В. Проблема утомления. - М.: Медицина, 1961. - 220 с. 7. Черникова О.А. Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт. - М.: ФиС. 1973, c. 190-206. 8. Юров И.А. Фрустрированность и толерантность борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1981, c. 70-72. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |