НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ

Кандидат педагогических наук, президент городской федерации бокса И.С. Колесник
Ульяновская городская федерация бокса, Ульяновск

В современных условиях, характеризующихся коренными социальными преобразованиями во всех сферах общественного развития, особую значимость приобретает проблема повышения нравственного уровня жизни населения как один из важнейших факторов социально экономических, народно хозяйственных преобразований [1, 3]. Это должно находить свое конкретное выражение в качественном изменении социокультурной жизнедеятельности общества; приобщении людей к здоровому образу жизни, неотъемлемой частью которого являются занятия физической культурой и спортом.

Высокий положительный эффект воздействия физической культуры и спорта на человека не требует специальных доказательств и представляет собой сложную социальную деятельность с преобразующей и формирующей направленностью.

В процессе активных занятий спортом происходит не только усвоение системы специальных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие комплекса двигательно-координационных качеств, но и преобразование личности с определенной иерархией ценностных установок, интересов и потребностей [3-8, 9, 13]. Под воздействием систематических занятий спортом наряду с биологической природой человека совершенствуется и его социальная сущность, обеспечивается взаимопроникновение объективного и субъективного, преобразование индивидуально насущных личностно ориентированных потребностей в общественное значимые [7].

Большая социальная значимость спорта, его популярность обусловливают его определяющую роль как одного из ведущих факторов нравственного воспитания, и в первую очередь детей и подростков.

Спортсмены высокой квалификации становятся объектом подражания для молодежи, пропагандистами моральных и нравственных ценностей [9]. Следовательно, процесс формирования личности спортсмена является важной социальной задачей, требующей комплексного подхода к ее решению. Формирование характера человека, его морально волевых качеств, ценностных установок в определенной мере подчиняется закономерностям, определяющим направленность и содержание спортивной деятельности с учетом специфики того или иного вида спорта.

Бокс - это специфический вид спорта, характеризующийся объективной необходимостью наиболее яркого проявления личностных качеств. Боксерский поединок подразумевает наличие конфликта между спортсменами, суть которого обуславливает логику их поведения. Характер спортивного поединка определяет выбор средств разрешения соперничества за лидерство.

В. Л. Дементьев, О. Б. Малков [2] предлагают следующую структуру логики спортивного поединка в единоборствах, основными компонентами которого являются: начало взаимодействия соперников, этап активного воздействия противоборствующих сторон, исключение соперника из борьбы. На наш взгляд, предложенная структура требует некоторых уточнений и дополнений, связанных с необходимостью учета момента возникновения ошибок, их классификации, анализа и способов устранения.

Логика и ход спортивной борьбы, по нашему мнению, существенно зависят от личности боксера. Выбор атакующей, контратакующей или защитной стратегии в значительной мере определяется уровнем агрессии, в той или иной степени присущей каждому спортсмену. Следовательно, вопросы воспитания спортсмена по своей значимости должны рассматриваться наряду сего тактико-технической подготовленностью и занимать не меньше времени и внимания.

Анализ специальной литературы свидетельствует о более сложном характере проявления агрессивности: от состояния страха и тревожности до жестокости. Следовательно, ход и характер боксерского поединка в значительной мере определяются способностью управлять своим внутренним состоянием, что, в свою очередь, зависит от степени сформированности личностных качеств спортсмена и целевых, ценностных ориентаций.

Цель настоящего исследования - проверка эффективности управления проявлением личностных качеств боксерами массовых разрядов.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент с участием 56 боксеров 16-18 лет III и II разрядов. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 28 спортсменов в каждой. Занятия проводились на базе ДЮСШ олимпийского резерва в течение 2002-2005 гг. В КГ занятия проходили по программе, утвержденной Российской федерацией бокса. В ЭГ наряду с повышением уровня общей физической и тактико-технической подготовленности и большое внимание уделялось планомерной воспитательной работе, основу которой составляло формирование ведущих черт характера, способствующих духовному росту личности, повышению нравственности, общей и двигательной культуры.

В ЭГ проводились беседы о боксерах - победителях Олимпиад, чемпионатов и первенств мира, Европы, России. При этом обращалось внимание на особенности их характера, проявление уважения к сопернику, достойное поведение на ринге в наиболее острые драматические моменты спортивного поединка. Занимающимся рассказывали о дальнейшем жизненном пути после завершения спортивной карьеры; акцентировали внимание на том, что успешнее смогли себя реализовать боксеры с более высокими морально нравственными установками.

Для определения степени проявления агрессивности нами была разработана шкала тестов на основе подхода к данной методике Р.В. Кэттелла [14] и А.Л. Компри [15]. Тестировались следующие черты: сдержанность, целеустремленность, честность, эмоциональность, позволяющие создать наиболее полные объективные представления о личности боксера. Для проверки уровня агрессивности занимающихся ЭГ и КГ была разработана 5-балльная шкала оценки комплекса признаков, характеризующих личность. Для получения объективной оценки была создана специальная комиссия из трех экспертов (авторитетных тренеров, подготовивших известных спортсменов). Кроме того, использовали методику самооценки, которая сопоставлялась с мнением экспертов.

До начала педагогического эксперимента уровень агрессивности занимающихся КГ и ЭГ не имел существенных различий (р<0,05). КГ занималась в соответствии с программой, рекомендованной Российской федерацией бокса.

Некоторые исследователи [6, 10, 12] при анализе взаимоотношений спортсменов в единоборствах большое внимание уделяют проблеме агрессивности, которая рассматривается ими как одна из моральных категорий. Давая оценку феномену агрессивности, они выделяют такие ее проявления, как спортивная злость, спортивный азарт и др. Истоком агрессивности в спорте считается ее проявление в боевых навыках при участии в военных действиях. Однако в спортивной деятельности оно не может быть оправданным: здесь прежде всего необходимо решать проблему всестороннего гармоничного развития человека.

Результаты исследований В. Н. Томилова [12] показали, что быстрый прирост спортивного мастерства, опережающий возрастные закономерности формирования личности, уровень ее ценностных ориентаций, нравственности приводит к возрастанию агрессивности. Это свидетельствует о необходимости организации целенаправленной воспитательной работы в ходе спортивной подготовки боксеров.

Методика воспитательной работы, осуществляемой в ЭГ, включала беседы о проявлении благородства, гуманизма, честности, целеустремленности и принципиальности победителями и призерами крупнейших соревнований по боксу. Приводились данные, свидетельствующие о зависимости темпов прироста спортивного мастерства от степени проявления морали и нравственности, духовных потребностей спортсменов.

Шкала оценки личностных качеств занимающихся боксом

Черты характера Шкала оценки, баллы
5 4 3 2 1
1 Честность Порядочность, благородство при решении любых проблем Признание значимости командных приоритетов перед личностными. Готовность оказать помощь партнеру или сопернику Готовность пр Отсутствие критического отношения к Подчинение общих интересов личным
2 Принципиаль-
ность
Способность обосновать свою точку зрения и поддержать другую в интересах большинства Умение отстаивать свою точку зрения, оставаясь в меньшинстве Отсутствие гибкости при принятии сложного решения Изменение точки зрения в зависимости Неумение отстаивать свое мнение
3 Целеустремлен-
ность
Подчинение действий и поступков поставленной цели Умение добиваться поставленной цели адекватными средствами Чрезмерное стремление к достижению цели Использование неадекватных средств для достижения цели Стремление к цели любой ценой
4 Сила воли Умение преодолевать трудности различного характера Сохранение работоспособности в неблагоприятных условиях Проявление силы воли при личной заинтересованности. Недостаточная готовность к преодолению трудностей. Неумение преодолевать трудности.
5 Дисциплини-
рованность
Умение рационально организовывать все виды деятельности. Ответственное отношение к работе Неохотное подчинение установленной дисциплине Слабый контроль за своими действиями и поступками Эпизодические нарушения дисциплины
6 Настойчивость Способность к мобилизации усилий для решения задачи Готовность к многократным действиям для достижения цели Чрезмерные затраты усилий для решения поставленной задачи Неумение довести дело до конца Неумение концентрировать усилия в нужном направлении
7 Коммуника-
бельность
Отсутствие затруднений при вступлении в контакт с окружающими людьми. Уважение чужого мнения Достаточная открытость, общительность, но не со всеми окружающими людьми Нахождение и установление контактов с людьми лишь в своей сфере деятельности Трудности в установлении контактов с окружающими людьми Неуступчивость подозрительность, мнительность
8 Сдержанность Умение регулировать психо-
эмоциональное состояние в любой ситуации
Умение контролировать слова, действия и поступки в сложных ситуациях Эпизодическое проявление отрицательных эмоций по отношению к окружающим Недостаточный контроль за словами, действиями и поступками Возможные проявления грубости и силовых действий по отношению к окружающим
9 Эмоциональ-
ность
Способность управлять своими чувствами Доброжела-
тельность по отношению к окружающим людям
Излишняя эмоциональность в сложных поступках Отдельные проявления отрицательных эмоций по отношению к окружающим Вспыльчивость и агрессивность в сложных ситуациях

Одними из важных разделов методики воспитательной работы являются анализ поведения и поступков боксеров в различных жизненных и педагогических ситуациях; характер их взаимоотношений с тренерами, судьями, зрителями и болельщиками. Демонстрационные материалы о ходе боксерского поединка позволяли создать целостную картину, свидетельствующую об уровне проявления личностных качеств, целенаправленная работа по формированию которых обеспечивает управление степенью агрессивности и позволяет лучше контролировать ситуации, возникающие во время боксерского поединка.

Исследования И. Д. Суркиной [11] показали, что под влиянием физических и стрессовых воздействий происходит снижение иммунитета, обеспечивающего здоровье и гомеостаз организма. Предложенная нами система воспитательной работы предусматривала комплекс мероприятий по повышению защитных сил организма. С этой целью организовывались тренировки на природе, где в результате более тесного общения и взаимодействия с окружающей средой спортсмены имели возможность осваивать специальные упражнения, направленные на обострение чувственного восприятия цветовой и световой гаммы, природного шума деревьев и листвы, воды, ветра, пения птиц и т. д. Это способствовало восстановлению душевного равновесия, умиротворению, проявлению добрых чувств по отношению к своим товарищам и другим окружающим людям. Не реже двух раз в месяц организовывались туристические походы (пешие, велосипедные, лодочные или байдарочные), позволяющие решать задачи не только повышения уровня общей физической подготовленности, но и формирования комплекса личностных качеств.

В процессе воспитательной работы широко применяли арсенал эффективных средств воспитания: убеждения, личного примера, разъяснения различных форм поведения с последующим комментированием и прогнозированием возможных последствий нарушения правил общественного поведения. Организовывали личные встречи с мастерами спорта международного класса, победителями и призерами крупнейших соревнований, заслуженными тренерами, которые приводили примеры из собственного спортивного и жизненного опыта, свидетельствующего, что высоких спортивных результатов чаще добиваются люди с гуманистическими идеалами, менее ориентированные на проявление агрессии как способа достижения победы.

Боксерам рекомендовали специальную спортивную и педагогическую литературу с описанием жизненного пути олимпийских чемпионов и призеров, жизненного кредо их кумиров. Проводились специальные собрания, встречи и беседы с родителями боксеров, которых знакомили с программой спортивной подготовки и планами воспитательных мероприятий с целью объединения усилий по формированию нравственности молодых боксеров, избравших данный вид спортивной деятельности. Такой подход к пониманию целенаправленного воспитательного воздействия позволил более успешно формировать положительные социально значимые свойства и качества личности.

В конце педагогического эксперимента была проведена повторная оценка степени проявления агрессивности с участием тех же экспертов. Результаты исследования показали динамику проявления черт характера в обеих группах. Так, уровень дисциплинированности (см. таблицу) вырос в КГ до 3,6 балла, в ЭГ - до 4,3; уровень сдержанности в КГ составил 3,2 балла, в ЭГ - 4,0.

Наиболее успешно происходило формирование таких качеств, как настойчивость и честность. При их естественном повышении в КГ до 3,6 и 3,7 балла, в ЭГ они оказались более ярко выраженными, составив соответственно 4,6 и 4,4 балла. Полученные результаты согласуются с данными В. Н. Томилова [12], В. А. Дементьева и О. Б. Малкова [2], Н. И. Пономарева и В. М. Рейзина [7] и других, показавших, что проявление многих морально волевых и нравственных качеств в значительной степени зависит от уровня воспитательного воздействия, личности тренера, его ценностных ориентиров, а также от социальных запросов общества. Постановка воспитательной работы, в свою очередь, зависит от запросов общества, его заинтересованности в творческом участии личности не только в спортивной, но и в других сферах общественной деятельности, а также в повышении уровня нравственности подрастающих поколений.

Таким образом, эффективность соревновательной деятельности боксера определяется как уровнем его тактико-технической подготовленности, так и в значительной мере организацией и проведением целенаправленной, личностно ориентированной комплексной системой воспитательной работы, успешно формирующей личностные качества боксера.

Литература

1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Дементьев В. А. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / В. А. Дементьев, О. Б. Малков // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 10. - С. 37-39.

3. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте: пер. с англ. Ю.Я. Ханина / Брайент Дж. Кретти. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 224 с.

4. Лубышева Л. И. Инновационные технологи в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л. И. Лубышева, В. А. Магин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 191 с.

5. Мартенс Райнер. Социальная психология и спорт / Райнер Мартенс. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 176 с., ил.

6. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Р. М. Найдиффер. - М: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.

7. Пономарев Н. И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н. И. Пономарев, В. М. Рейзин // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 10. - С. 2-4.

8. Пуни А. Ц. К психологической теории спортивной деятельности / А. Ц. Пуни // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 12. - С. 10-14.

9. Родионов А. В. Принципы психофизического сопряжения в подготовке спортсменов единоборцев высокой квалификации / А. В. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 11. - С. 34-36.

10. Романин А. Н. Проблема агрессивности в зарубежной психологии спорта / А. Н. Романин, Е. В. Романина, Е. Б. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - № 7. - С. 54-56.

11. Суркина И. Д. Стресс и иммунитет у спортсменов / И. Д. Суркина // Теория и практика физ. культуры. - 1981. - № 3. - С. 18-20.

12. Томилов В. Н. Агрессивность в спорте: социально биологический аспект / В. Н. Томилов // Теория и практика физ. культуры. - 1990. № 10. - С. 39-41.

13. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

14. Cattell R. B. The Scientific Analysis of Personality. Baltimore, Maryland: Penguin Books, Jns. 1965. - Р. 16-25.

15. Comprey A. L. Comprey Personality Scales. San Diego, California: Educational and Jndustrial Testing Service, 1971. - Р. 24-26.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!