НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ШОУ

Аспирантка М. В. Климова
Белгородский государственный университет, Белгород

Введение. Занятия эстрадно сценическим танцем (ЭСТ) оказывают комплексное воздействие на занимающихся. Одна из его сторон - положительное влияние на организм детей и подростков, способствующее развитию двигательного аппарата, приобретению необходимых двигательных навыков и формированию правильной осанки. Танцевальное шоу со стремительными ритмами и сложными положениями тела хорошо тренирует выносливость, вестибулярный аппарат, сердечно сосудистую и дыхательную системы [6].

Занятия, несмотря на свою специфику, проводятся на основе общих педагогических принципов - воспитывающего и развивающего обучения. Систематические занятия танцами дают возможность проводить большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца [8].

В связи с активным развитием данного танце вального направления создаются детские и юниорские коллективы. Так, в Белгороде существует театр танца "Стиль", работающий под эгидой Белгородского государственного университета. Несмотря на достигнутые успехи взрослых танцоров (многократные победы на чемпионатах России, Европы и мира) методика подготовки юных танцоров нуждается в научном обосновании. Если в таких видах спорта, близких к танцевальному шоу, как спортивные бальные танцы, художественная и спортивная гимнастика, имеются научные разработки, то по методике подготовки занимающихся ЭСТ исследований не проводилось.

Цели данного исследования:

- во-первых, выявление факторов, определяющих результативность соревновательной деятельности в танцевальном шоу и их взаимосвязи;

- во-вторых, анализ содержания программы выступления участниц полуфинала чемпионата мира по танцевальному шоу в номинации "женское соло" для выявления наиболее сложных и значимых для достижения соревновательного результата элементов.

Методы и организация исследования. Для достижения цели использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Анализ доступных нам литературных источников по данной тематике показал, что научные исследования, посвященные влиянию современных танцевальных направлений на развитие детей и подростков, практически отсутствуют.

Проводилось педагогическое наблюдение за выступлениями 11 участниц полуфинала Чемпионата мира по танцевальному шоу в Германии, в г. Риза, проходившем с 22 по 26 ноября 2006 г. Девушки выступали в номинации "женское соло" и представляли команды различных стран: по одной участнице из команд Венгрии, Польши, Словении, Южной Африки, Германии и Финляндии, две из США и три из Канады. Для более тщательного анализа была выполнена видеозапись выступлений каждой участницы полуфинала. Результаты наблюдений регистрировались в специальных протоколах, предусматривающих фиксацию элементов наиболее сложных и значимых для достижения высокого результата. Элементы, выполняемые каждой из участниц, были разделены на четыре группы: "прыжки", "повороты", "равновесия", "акробатика". Группы "прыжки", "повороты" и "равновесия" в зависимости от сложности элемента были разделены на подгруппы: "простые" и "сложные". К "простым" отнесли одиночные элементы с небольшой амплитудой, не требующие проявления высокого уровня развития двигательных способностей, к "сложным" - многократно повторяемые или комбинированные, с максимальной амплитудой, с проявлением высокого уровня развития двигательных способностей.

Полученные результаты, выраженные количественно, были обработаны методами математической статистики. В частности, для установления степени значимости отдельных групп элементов в достижении более высокого соревновательного результата проведен корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение. Всесторонние знания о структуре соревновательной деятельности, факторах ее обеспечения и реализации, наличие соответствующих функциональных возможностей и технико-тактического оснащения создают необходимые предпосылки для достижения спортивного результата. Однако его практическая демонстрация зависит от способности и реализации этих предпосылок в условиях ответственных соревнований. На основании анализа литературных данных [2, 3, 4, 7] и собственных наблюдений была предпринята попытка выявить факторы, определяющие результат соревновательной деятельности танцоров, занимающихся ЭСТ.

Фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для данного танцора результата. Соревновательный результат как продукт соревновательной деятельности обусловливается большим количеством факторов [4, 7]. По аналогии с соревновательной деятельностью в близких к танцевальному шоу видах спорта на спортивный результат влияют объективные, субъективные и дополнительные факторы.

К объективным факторам относятся критерии судейской оценки, условия соревнований и материально технические условия.

Критериями судейской оценки соревновательной деятельности являются существующие требования Международной танцевальной организации - International Dance Organization (IDO): техника исполнения, композиция/хореография, имидж и шоу.

Техника исполнения - точность в исполнении элементов, соответствие стилю, уровень сложности, оригинальность, возможности танцора воспроизвести характерные особенности выбранного танцевального направления, качество исполнения, ритм, синхронность при исполнении танца двойками, парами, группами или формейшн.

Композиция/хореография - выбор танцевальных элементов и их композиция, фигуры, вариация; использование танцевальной площадки; взаимодействие друг с другом; вариативность и оригинальность использования различных связок, линий.

Имидж - самовыражение, презентация, контакт со зрителем, костюм, выражение задуманной идеи в танцевальной композиции, реквизит, макияж.

Шоу - зрелищность, эффектность.

К условиям соревнований отнесены следующие факторы: решение судей, отношение зрителей, место проведения, стартовый номер.

Решение судей. Судейство соревнований, как и всякая другая человеческая деятельность, несет в себе определенную долю субъективизма, особенно в тех видах спорта, где результат оценивается судьями в условных единицах и в соответствии с произведенным впечатлением. Поэтому необходимо учитывать состав судейской коллегии, опыт и манеру судейства отдельных судей, субъективно возможные варианты оценки соревновательного выступления. Максимальная объективность решения судей в танцевальном шоу достигается за счет коллегиальности (выступление оценивают 7-9 судей).

Отношение зрителей. Болельщики своим поведением создают определенную психологическую атмосферу проведения соревнований, а это влияет на состояние спортсмена, так как создает положительный или отрицательный фон соревновательного выступления.

Место проведения. При подготовке к старту следует учитывать: качество покрытия, время проведения, расписание соревнований, качество вспомогательных помещений, расстояние от места проживания танцоров до спортивной базы.

Стартовый номер. В зависимости от психического состояния танцоры могут "перегореть" до выступления, имея последний стартовый номер, или находиться в состоянии предстартовой апатии, имея первый порядковый номер. Танцоры с последними стартовыми номерами имеют небольшое преимущество: знают, как выступили соперники.

На спортивный результат также влияют материально-технические условия, к которым относятся финансирование и материально техническая база.

Финансирование. В танцевальном шоу большое значение имеют костюм, внешний вид, реквизит, высокое качество которых невозможно без финансовой поддержки. От финансирования зависит, смогут ли танцоры выезжать на соревнования, участие в которых необходимо для высокого рейтинга.

Материально техническая база. Без определенных условий (помещение с высоким потолком, наличие зеркал, качественное покрытие и т. д.) невозможно подготовить конкурентоспособных танцоров.

К субъективным факторам мы отнесли основные стороны подготовленности: физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных способностей, обеспечивающий выполнение соревновательной программы.

Техническая подготовленность - уровень владения техникой элементов, соответствующий особенностям ЭСТ.

Тактическая подготовленность - овладение рациональными формами ведения борьбы в процессе соревновательной деятельности.

Психологическая подготовленность - уровень развития психических качеств и свойств темперамента, обеспечивающих успешность выступления.

Теоретическая подготовленность - уровень знаний о существующих в танцевальном шоу требованиях и правилах.

Объективные, субъективные факторы воздействуют на спортивный результат в комплексе. Если такие объективные факторы, как место проведения и стартовый номер, влияют на спортивный результат независимо от субъективных факторов, то решение судей и отношение зрителей связаны с уровнем подготовленности участников соревнований. Так, место проведения соревнований сообщается организаторами как факт, стартовый номер определяется жеребьевкой, повлиять на которую спортсмен не может. Решение судей и отношение зрителей во многом определяется тем, насколько успешно выступает танцор в соответствии с критериями оценки соревновательной деятельности.

От субъективных факторов зависит техника исполнения, так как наиболее эффективная техника требует более высокой физической подготовленности, которая является базой для формирования сложной техники, а владение технически сложными элементами, в свою очередь, позволяет наиболее гибко строить программу выступления, используя более трудно выполнимые и эффектные элементы и связки между ними.

Одним из факторов, влияющих на результат, является физическая подготовленность. Ее уровень можно определить при анализе основных элементов, выполняемых танцовщицами. В свою очередь, эти элементы можно представить в виде четырех групп. При просмотре видеозаписей выступлений ведущих танцовщиц мира были выделены основные элементы, составляющие структуру выступления в номинации "женское соло". Это "прыжки", "повороты", "равновесия", "акробатика".

Прыжок - элемент, содержащий фазу полета, в которой фиксируется одно или несколько положений тела (широкий, касаясь в кольцо, перекидной и др.).

Поворот - элемент, при котором выполнятся вращение тела вокруг вертикальной оси (пируэт, фуэте, поворот в аттитюде и др.).

Равновесие - элемент, при исполнении которого сохраняется устойчивое положение тела (боковое, низкое - статические; равновесия, выполняемые с турляном, - динамические).

Акробатика - элемент или серия элементов, исполнение которых связано с фиксированным положением тела или вращением вокруг всех возможных осей, выполняемых с риском (сальто, фляк, переворот и др.) [1].

Каждый элемент, выполняемый танцовщицей, заносился в одну из групп. "Простые" элементы (А) оценивались одним баллом, для "сложных" (Б) и акробатики вводился коэффициент 2.

На основе выступления спортсменки, занявшей

1-е место, приведен пример расчета количества баллов:

1) в группе "прыжки": "простых" - 0, "сложных" -5. Итого: (1 • 0) + (5 • 2) =10 баллов;

2) в группе "повороты": "простых" - 3, "сложных" - 7. Итого: (1 • 3) + (2 • 7) = 17 баллов;

3) в группе "равновесия": "простых" - 2, "сложных" - 0. Итого: (1 • 2) + (2 • 0) = 2 балла;

4) в группе "акробатика": (2 • 7) = 14 баллов. Полученные данные свидетельствуют, что не всегда сумма баллов соответствует занятому месту. Так, например, разница между 2 м и 9 м местами всего 3 балла. При анализе соотношения простых и сложных элементов установлено, что в первом случае баллы набираются за счет более сложных элементов и акробатики, а во втором - его количества простых. Это свидетельствует о том, что для достижения более высокого результата необходимо выполнение технически сложных элементов, требующих высокого уровня физической подготовленности.

Для подтверждения этого положения проведен корреляционный анализ исследуемых групп элементов и мест, занятых девушками на чемпионате мира. Получены следующие коэффициенты корреляции: "по ворот - место" r = 0,42, "равновесие - место" r = 0,34, "акробатика - место" r = 0,44. По уровню корреляционная связь в них оценивается как средняя (от 0,31 до 0,69), по характеру - как обратная отрицательная. Следовательно, чем больше в соревновательном выступлении поворотов, равновесий и акробатики, тем лучше (а значит, ближе к первому), место, занятое танцовщицей.

В паре "прыжок - место" показатель корреляционной зависимости равен 0,39, связь характеризуется как средняя, но по характеру она - обратная положительная. Из полученного результата можно сделать вывод, что чем меньше прыжков используется в соревновательном выступлении, тем выше (а значит, дальше от первого) место займет участница.

Коэффициент корреляции между местом, занятым спортсменкой, и суммой набранных по всем группам элементов баллов равен 0,639. Эта корреляционная связь характеризуется как средняя по силе и обратная отрицательная по характеру. Значит, чем больше элементов использует танцовщица, тем ближе ее результат к призовому месту.

Результаты исследования подтверждают то, что для достижения высокого результата необходима разносторонняя физическая подготовленность. Общая физическая подготовка является базовой, позволяющей более уверенно и легко выполнять нужные для успешного выступления элементы. В то же время в подготовке занимающихся эстрадно сценическим танцем выделяются двигательные способности, которые должны составлять основу специальной физической подготовки танцоров. К ним относятся скоростно-силовые способности, необходимые для выполнения прыжков; координационные способности, без которых невозможно выполнить ни повороты, ни акробатику, ни равновесия; подвижность в суставах, которая позволяет выполнить все эти элементы с максимальной легкостью и амплитудой.

Заключение. Определены объективные и субъективные факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности в танцевальном шоу, и установлена их взаимосвязь. Доказано, что среди субъективных факторов именно физическая подготовленность имеет решающее значение в достижении высокого соревновательного результата. В итоге педагогического наблюдения за выступлениями лучших танцовщиц мира в номинации "женское соло" выявлены наиболее значимые для соревновательного результата группы элементов: прыжки, повороты, равновесия, акробатика. Качество их выполнения зависит от уровня развития физических способностей, и прежде всего от скоростно-силовых, координационных и гибкости.

Литература

1. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика / Л. А. Карпенко. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 381 с.

2. Никитин В. Н. Энциклопедия тела (психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент) / В. Н. Никитин. - М.: Алетейа, 2000. - 624 с.

3. Руднева С. Методическое пособие для педагогов музыкально двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб., 2000. - 76 с.

4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература,1997. - 583 с.

5. Лунькова А. Пусть шоу продолжается / А. Лунькова // Современные и эстрадные танцы. World dance. - 2006. - № 5. - С. 16-21.

6. Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Фокина. - Тюмень: ТюмГУ, 2002. - 195 с.

7. Холодков Ж. К., В. С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодков. - М: Академия, 2001. - 472 с.

8. Шестакова Т. А. Танцевально ритмическая гимнастика для детей младшего школьного возраста: метод. рекомендации для студентов факультета физической культуры, учителей начальной школы / Т. А. Шестакова, В. В. Борисова. - Тула: ТГПУ, 2003. - 42 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!