На заглавную страницу Сделать закладку
на сайт

Rambler's Top100 Service (В Netscape
нажмите Ctrl-D)

"Культура Тела"

Новости
Обзоры выпусков
Обратная связь
Реклама

 
На сайт Федерации






ЭПИЗОДЫ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Евгений САНДОВ

(Перевод Д. Дубшина)



ЧЕЛОВЕК, С КОТОРОГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

    С этого номера мы начинаем публиковать (с продолжением!) уникальную книгу - автобиографию великого Евгения Сандова, "Монарха мускулов", человека с которого ведет отсчет история современного бодибилдинга. О Сандове у нас писали много, но, как правило, очень неинтересно. Одни и те же два-три анекдота по много лет кочуют из статьи в статью. Решив исправить это положение я, не пожалев средств, заказал в одном из антикварных магазинов Америки редкое издание - вышедшую в Лондоне в 1897 году книгу Сандова "Strength and How to Obtain It" ("Сила и как ее обрести"). Эта карманного формата книга в красной обложке состоит из трех частей. Первая - знаменитая тренировочная система Сандова. Вторая часть - письма его учеников добившихся успеха, с приложением их фотоснимков до начала занятий и после прохождения курса "по Сандову". Ну а третья часть собственно автобиография атлета. Именно с этой частью мы и решили вас познакомить. Рассказ Сандова о себе мы сопровождаем большим количеством редких иллюстраций из моего собрания.
Надо сказать, что до революции этот текст уже переводился на русский язык, но перевод тех лет сильно сокращен и полон неточностей. Так что это - первый полный и точный перевод книги Сандова на "великий и могучий". Автобиография "Монарха мускулов" читается как захватывающий приключенческий роман, гарантирую - скучно вам не будет. Из последующих номеров вы узнаете о том как Сандов отбивался от рэкета в Америке, как он встретил великана в Германии, как вступил в Сан-Франциско в схватку с живым львом и многое другое.
Как и всякий рассказывающий о себе, Сандов несвободен от стремления подать свою персону в наиболее выгодном свете. О чем-то он умалчивает, где-то откровенно хвастается, порой ему изменяет чувство меры. Поэтому дабы уравновесить его пристрастный рассказ фактами, мы будем давать - там, где это необходимо - небольшую историческую справку о том или ином моменте в жизни атлета.
И последнее. Об имени. В своем переводе я сохраняю принятое в русской традиции написание "Евгений Сандов", несмотря на то, что сейчас модно транскрибировать буквально, на английский манер: "Юджин Сэндоу". Я считаю, что для русского уха привычней "Сандов", а никакой не "Сэндоу". Сторонникам буквального перевода могу посоветовать именовать принцессу Диану - Дайян, Рональда Рейгана - Риганом, а Джо Уэйдера, соответственно - Видером. Именно так эти имена звучат в оригинале. Если моей аргументации читателю недостаточно, сошлюсь на мнение столь авторитетного человека, как артист Василий Ливанов. Объясняя, почему он предпочитает "неправильное" написание имени знаменитого доктора из рассказов Конан Дойла - "доктор Ватсон", "правильному" - "доктор Уотсон", он говорит: "…Меня категорически не устраивает писатель "Уильям Шейкспиа". Предпочитаю, чтобы мои дети, внуки и правнуки читали в русском переводе великого английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира".
Данила Дубшин, зам. Главного редактора

Глава 1. МОИ ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО.

       Совсем необязательно, вопреки тому, что думают некоторые, родиться сильным для того, чтобы сильным стать. В отличие от поэта, который, как говорят, должен появиться на свет поэтом, сильный человек может сам сотворить себя.

       Ребенком я был чрезвычайно хрупок. Не единожды исчезала всякая надежда на то, что я выживу. Прежде, чем мне исполнилось десять лет, едва ли я знал, что такое сила. Потом случилось так, что я увидел силу воплощенной в бронзе и камне. Мой отец взял меня с собой в Италию, и в художественных галереях Рима и Флоренции, я был поражен и восхищен скульптурными фигурами древних атлетов с их превосходно развитыми формами. Я не преминул спросить моего отца, так ли физически развиты и современные люди? Он ответил отрицательно, и объяснил мне, что то были изображения людей, которые жили в эпоху, когда сила была в чести, когда оружием мужчин были собственные руки, и нередко сама жизнь зависела от физической силы. Кроме того, они не знали ничего из роскоши современной цивилизации, и, помимо тренировки и упражнений, их мускулы всегда получали значительную нагрузку в ходе обычной каждодневной жизни.

       Память об этих мускулистых фигурах была представлена повсюду, и когда мы возвратились домой в Кенигсберг, я захотел стать таким же сильным как они. Но хотя я и приучил себя испытывать силу и посещать гимнастический зал, ничто не приближало меня к моей мечте в течение многих лет.

       Так что, пока мне не исполнилось восемнадцать, я оставался хрупким. В этом возрасте я стал изучать анатомию. Таким образом, я обнаружил наилучший способ развития тела, и изобрел систему, которая дает нагрузку каждой отдельной мышце. Я так подготовил форму выполнения упражнений, что, когда одни мускулы вовлечены в работу, другие расслаблены и остаются без напряжения.

       В этот период средним временем, которое я посвящал специальным упражнениям, было пятнадцать минут каждый день. Возможно, здесь полезно отметить, что я не придерживался никакой специфической диеты. Я ел и пил как обычно. Могу сразу сказать, что я не верю в специальную диету; я всегда съедал и выпивал то, что диктовал мой вкус. Но я также всегда заботился о том, чтобы избегать излишеств в чем бы то ни было. Нет лучшего принципа для хорошей жизни, чем умеренность. Это факт, понимание которого я всегда стараюсь внушить моим ученикам. Будьте во всем умеренны, и не сомневайтесь в непрерывном росте силы по моей системе тренинга.

Глава 2. КАК Я ПРИЕХАЛ В ЛОНДОН И ПОБЕДИЛ САМСОНА.

       Годы моей жизни с восемнадцати до двадцати одного могут быть пропущены с тем лишь примечанием, что они были свидетелями неизменного увеличения моей силы и некоторых случайных выступлений в качестве любителя-атлета и борца.

       В 1889 я познакомился с Обри Хантом, художником, бывшим в ту пору в Венеции. Один из наиболее очаровательных видов на окрестности открывался с территории моей виллы близ Ледо. Естественно, мистер Хант пожелал написать его, и для меня было удовольствием предоставить ему эту возможность. Одним из результатов нашего знакомства был то, мистер Хант написал мой портрет в образе гладиатора в Римском Колизее. Эту картину, которую я ценю очень высоко, можно увидеть в комнате приемов в моей школе на Сент-Джеймс-стрит. Мне говорили, что сходство просто поразительно.

       Это от мистера Ханта я услышал, что Самсон в Королевском Аквариуме в Лондоне предлагает сто фунтов человеку, который смог бы исполнить трюки его ученика Циклопа, и тысячу фунтов любому, кто сможет победить его самого. Мистер Хант предложил мне принять вызов, и это совпадало с моим первоначальным намерением поехать в Лондон вместе с ним. В конце концов, это было решено, однако, я должен был стартовать без промедления, и наше путешествие в Англию началось в тот же самый день, что я впервые услышал о вызове.

       Продолжение читайте на страницах журнала "Культура Тела"
 

Реклама:
 


 
© FBFR 1998-2001гг.
 

 Library В библиотеку