Старт. Финиш. Победитель.

продолжение

  Наше решение было таким: курс на Обь-Енисейский канал под флагом Географического общества. Цель похода: обследование состояния канала, проведение кинои фотосъемок, промер глубин, взятие проб воды. Протяженность маршрута в оба конца порядка 3200 км, продолжительность путешествия — месяц.

13 августа 1957 г. во второй половине дня “Мир” отошел от причала и, сделав прощальный круг, лег на курс. Сергей нажал на кнопку штурманских часов — начался счет ходовому времени. С этого момента количество ходовых часов будет строго фиксироваться в бортовом журнале. Путешествие началось.

Рассвело. Легкий туман поднимается над Кетью. Я очнулся от воспоминаний, подбросил дров в костер и пошел к лодке за котелком для чая. Заодно и разбудил Сергея. Пора было завтракать и идти раздобывать горючее.

Здесь, в этом селе, мы взяли на борт 180 кг бензина и канистру авиационного масла, так как далее на нашем пути заправок горючим не было.

Мы сделали еще небольшую остановку в Усть-Озерном и вскоре прибыли на Обь-Енисейский канал.

Кругом запустение. На канале мы пробыли пять незабываемых дней. Все 14 шлюзов и водосливные плотины в разрушенном состоянии. Канал не просто сильно засорен, а местами непроходим из-за упавших поперек шлюзов огромных сосен. Вдвоем растаскивать завалы и перепиливать стволы оказалось очень тяжелой работой. Подходы к шлюзам замыты. Берега – довольно высокие (до 5-8 м) искусственные дамбы — заросли лесом. Таежный урман подступает вплотную к самому урезу воды.

Так как шлюзы давно находятся в открытом состоянии — ворот нет, то глубина на всем канале небольшая: в реках Озерной и Ломоватой — 1.8 м, а на перекатах и шлюзах — не более 0.35-0.5 м. Наиболее высокий уровень воды в открытых шлюзах канала (0.5-0.7 м) бывает в июле.

Вот, например, как описано наше путешествие по каналу в дневнике похода:
“Канал “вырвал” наш основной фактор — скорость. За день мучений мы прошли не более 15 км и только один шлюз (Веселый). Запас латунной проволоки диаметром 5 мм, взятый нами на шпонки на весь маршрут, на треть был израсходован за первый же день, а нам до конца маршрута (Александровский шлюз) осталось пройти еще 130 км!”

Мы по наивности считали, что уложимся в месяц нашего отпуска. Но вместо 30 расчетных дней на поход было затрачено 52! Эти лишние 22 дня ушли на добывание горючего. Мы, конечно же, совсем не предполагали, что в низовьях Кети после окончания уборочной страды горючее для техники было уже не нужно и его здесь не было. А выше по Кети начался сезон охоты и сбора орехов, грибов и т.д. на долгую сибирскую зиму: мужское население деревень почти поголовно ушло в тайгу. Были случаи, когда у хранилищ, наполненных бензином, мы по нескольку дней ждали возвращения кладовщиков и бухгалтеров из тайги просто потому, что некому было отпустить нам горючее.

Посовещавшись, мы с глубоким сожалением решили двинуться обратно, не дойдя до Енисея 345 км…

Итак, проведя замеры уровня воды и сделав фотои киносъемки канала, мы тронулись в обратный путь. Так как нам уже были известны фарватер, а главное — возможности заправки горючим на уже знакомом пройденном пути, мы шли в максимально облегченном варианте, по течению, со скоростью 25-28 км/ч.

В районе Усть-Озерного нас постигла неудача — лопнул пополам в месте установки шпонки гребной вал. Запасных частей к мотору (в том числе и винтов) у нас не было. Спасла конструкторская смекалка: на месте разлома мы сделали пазово-хвостовое соединение, а отверстие под шпонку просверлили новое. На такой ненадежной конструкции мы благополучно прошли всю Кеть и, выдержав в ее устье сильный 5-часовой шторм, поздно ночью прибыли в г. Колпашево.

По Оби мы не рискнули идти 686 км со сломанным гребным валом: погрузились на пароход “Минин”, который и доставил нас в Новосибирск.

За 151 ходовой час наш “Мир” прошел около 2500 км, т.е. средняя скорость нашего движения составила свыше 16 км/ч.

6 месяцев мы обрабатывали привезенные из похода материалы дневника и судового журнала, результаты фото- и киносъемок. В походе было сделано 288 фотоснимков и отснято 600 м 36-мм кинопленки. Был составлен подробный научный отчет для Географического общества АН СССР с приложением к нему короткометражного озвученного черно-белого кинофильма. Сделаны научные сообщения в Сибирском отделении и в Центральном правлении (Ленинград) Географического общества. Научно-популярный отчет о походе был опубликован в журнале “Военные знания”. По результатам эксплуатации мотора “Москва” был составлен технический отчет о его состоянии (после разборки) с рекомендациями по улучшению некоторых его узлов и деталей и направлен в адрес завода-изготовителя. На заводе п/я 75 г. Москвы по результатам наших замечаний был улучшен ряд узлов и деталей мотора.

Новосибирской студией телевидения был сделан 10-минутный телефильм “На полуглиссере по рекам Сибири”; он обошел телеэкраны страны и подтолкнул многих заняться водно-моторным туризмом. Мы получили массу писем и позднее, стараясь ответить на часто повторяющиеся вопросы, составили для водно-моторных секций “Рекомендации по организации дальних спортивных плаваний”.

Окрыленные первым успехом, мы решили на следующий год организовать поход на двух полуглиссерах того же типа из Новосибирска в Кяхту по Обь-Енисейскому каналу, Енисею, Ангаре, Байкалу и Селенге — по пути первого посла России в Китае Спафария. Однако с Китаем установились натянутые отношения, и органы власти дали понять, что такое мероприятие нежелательно.

Окончание в следующем номере.

вверх

Реклама:
 


 Library В библиотеку 


Логотип ` Катера и Яхты`
№177 2001 г.
 
E-mail редакции:
Все права принадлежат

www.katera.ru