|
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ТРЕНЕР К какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники физкультурного вуза, им предстоит работа с людьми, - будь то специалисты лечебной физкультуры, физической реабилитации, оздоровительной физкультуры, спортивного менеджмента или преподаватели школы, вуза, тренеры по виду спорта. Поэтому их профессиональный труд не может и не должен сводиться к владению "ремеслом" (как бы это ни было важно), определяться только базовыми научными знаниями и методической подготовкой. Тот, кто работает в системе "человек-человек", должен получать специальное образование, направленное на развитие его личности, системы ценностных ориентации и мотивов действий, на выработку стиля взаимоотношений с людьми, -иными словами, на формирование его профессиональной культуры. Вот уже несколько лет на кафедре педагогики и психологии нашей академии ведется в этом направлении большая работа. Мы исходили и исходим из этого, что понятие культуры многогранно и в самом широком смысле сопоставимо с социальным бытием людей. Обычно ее определяют как исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Историческое развитие культуры делает ее сложноструктурированным образованием, в котором важнейшая роль отводится триаде основных форм человеческой активности: деятельности, поведению и общению. Более узкое значение культуры - степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности, - вытекает из первого значения, но в большей мере соотносится с индивидуальной характеристикой человека как носителя данной культуры. Очевидно, что индивид не в состоянии овладеть всем объемом культуры общества в целом и усваивает лишь определенную ее часть, компоненты и содержание которой зависят, в числе прочего, от образовательных программ его общей и профессиональной подготовки. Выпускник физкультурного вуза должен в первую очередь обладать культурой педагогической. Говоря о педагогической культуре, следует заметить, что существует лишь самое общее ее определение как сложного качества личности, вобравшей в себя часть общечеловеческой культуры. Главенствующая роль в ней принадлежит таким показателям общей культуры, как умение устанавливать контакты с людьми, знание эстетических норм поведения, культура речи. Вводя в учебную программу физкультурного вуза дисциплины по культуре поведения и речи, следует непременно соблюдать такие условия, как: - отбор для изучения таких компонентов общей культуры, которые имеют выраженный профессионально значимый характер, могут быть связаны между собой и со стационарными дисциплинами учебного плана; - осознание студентами роли и значимости предлагаемых знаний в их профессиональной подготовке и в развитии личности; - информативная насыщенность и новизна учебных материалов, стимулирующие интерес студентов, их глубина и теоретический уровень, соотносимые с уровнем подготовки обучаемых. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ, своего рода "внешняя" сторона нравственной культуры личности, - это необходимая составляющая профессиональной культуры любого спортивного специалиста. Особенно важна она как составляющая часть культуры педагога или тренера, который своим личным примером передает подрастающему поколению социально ценную информацию, прививая ему совокупность форм повседневного общения с окружающими, обусловленную нравственно-эстетическими ценностями общества. Профессиональные цели тренера не должны ограничиваться заботой о спортивном совершенствовании ученика; он должен развивать в нем ценностное отношение к культуре поведения как "внешней" характеристике его личности. Ведь именно в формах поведения спортсмена проявляются его нравственные качества, в значительной мере определяющие успех тренировочного процесса. Огромную роль, повторяю, здесь играет личный пример педагога. Одним словом (позволю себе перефразировать известное выражение), скажи мне, кто твой тренер, и я скажу тебе, кто ты... Есть и еще один серьезный довод за введение "культурных" дисциплин в программы обучения физкультурных вузов. В последнее время сфера деятельности их выпускников значительно расширилась. В физкультурных и спортивных структурах возникают различные формы собственности и предпринимательства, развиваются деловые связи, в том числе и с зарубежными партнерами. Все это предъявляет новые требования к менталитету спортивного специалиста и служит дополнительным основанием для включения вопросов культуры поведения и контактов в программу его обучения и подготовки. Прежде чем разрабатывать программу обучения по новым дисциплинам, сотрудники кафедры провели достаточно широкое анкетирование студентов физкультурных вузов на базе нашей и российской академий, а также факультета физвос-питания МГПУ. Целью опросов было выяснение уровня нравственных представлений и понимания студентами сущностных характеристик культуры поведения. Результаты исследования, к сожалению, оставили желать лучшего. Так, например, выяснилось, что в сознании большинства студентов понятие культуры поведения отождествляется в основном с соблюдением установленных в обществе правил этикета. Тем самым оная культура сводится для них к внешнему соблюдению неких ритуалов. А таковое, между прочим, скорее свидетельствует о недостаточно высокой культуре поведения, в которой "ритуальная" часть играет важную, но далеко не главную роль. Скажу больше: в некоторых ситуациях незначительные отступления от тех или иных правил этикета - при соблюдении этических норм, принятых в обществе, - свидетельствуют о подлинной культуре поведения, о глубинных процессах в сознании человека, овладевающего истинными гуманистическими ценностями. И в этом плане предлагаемые нашей кафедрой дисциплины представляются мне не просто очередным "учебным курсом", но прежде всего - своего рода катализатором, стимулирующим культурное и нравственное совершенствование будущих специалистов, в первую очередь - педагогов и тренеров. Но как бы там ни было, учебная программа требует точных формулировок, и потому данный предмет "озаглавлен" у нас как "Культура поведения и ее нравственные основы", и в рамках его мы предлагаем студентам для изучения такие конкретные темы, как: культура поведения человека и ее составляющие - "внешняя" и "внутренняя" культура поведения; этикет как часть культуры общества и его развитие; традиции русского национального этикета; определение и сущность современного этикета; сущность культуры общения; психология нравственного поведения; бытовые традиции и особенности этикета разных народов; этикет знакомства и приветствий; культура внешнего вида и одежды; служебный этикет, этикет телефонного разговора и деловой переписки...ну и так далее. Занятия по культуре поведения проводились в нашей академии в нескольких экспериментальных группах и дали в целом положительные результаты. Было отмечено, в частности, ослабление у студентов таких отрицательных качеств, как агрессивность, неуверенность, грубость и резкость в поведении, зато усилились такие свойства, как контактность, взвешенность, доброжелательность. Второй учебный год ведется в академии преподавание предмета "КУЛЬТУРА РЕЧИ", рассчитанного на четырехлетний курс обучения. В нем рассматриваются такие критерии культуры речи, как ее информативная насыщенность, логичность, точность и ясность изложения, богатство лексики и прочие. Практические занятия по сущности характеристик речи мы стараемся увязывать с профессиональной лексикой, обращая при этом внимание на особенности спортивного жаргона. Большое внимание уделяется работе над лексическим разнообразием русского языка, над такими понятиями, как омонимия, синонимия, антонимия. Предметами особого изучения служат славянизмы и заимствованная иноязычная лексика, что обогащает словарный запас будущих специалистов. Помимо этого студентам преподаются основы научной и методической лексики, особенности структуры научных и методических текстов, что помогает им при написании курсовых и дипломных работ, а в будущем - научных отчетов и монографий. Надо заметить, что разработка методик преподавания курсов культуры поведения и речи вскрыли их "междисциплинарные" связи с такими базовыми разделами учебной программы, как этика, педагогика, психология, и в то же время проявила принципиальные различия между ними. Это лишний раз убедило нас в насущной потребности введения "культурных, дисциплин" в программу обучения спортивных специалистов. Четыре года работы в этом направлении не только дали нам неоценимый практический опыт, но и позволили осмыслить его теоретически. За это время кафедрой подготовлен ряд методических работ и пособий, таких, как "Профессиональное самовоспитание тренера", "Мастерство педагогического взаимодействия", "Культура поведения и ее нравственные основы", "Пособие по развитию культуры речи", "Роль культуры поведения спортсменов в тренировочном процессе" и другие, знакомство с которыми, на наш взгляд, может оказать существенную помощь нашим коллегам из других физкультурных вузов в подготовке квалифицированных, отвечающих требованиям сегодняшнего дня педагогов, тренеров и вообще специалистов по спорту. Елена НИКИТИНА, профессор, На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |