КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


МАГИЧЕСКИЙ "КВАДРАТ"

Выводя команду на поле, тренер нередко напутствует ее словами:

"Будьте внимательны!" Что он при этом имеет в виду? Бдительный контроль за действиями соперника и пресечение его атакующих планов? Готовность вступить во взаимодействие с партнерами и развить их тактические задумки? И то, и другое, и пятое, и десятое. Речь идет о восприятии всего огромного объема информации, обрушивающейся на футболиста в процессе игры, и о своевременной адекватной реакции на нее.

Отчего же порой игрок, действующий на поле предельно аккуратно и надежно, подстраховывающий партнеров, остроумно "открывающийся" для передач, получив мяч, вдруг меняется на глазах, теряется, не может найти продолжение атаки, уступает игру сопернику? Да, оттого, что он не смог переключиться с одной формы обработки информации на другую, не уловил момента перехода от "внимания" к "концентрации".

Зарубежные психо-логи, работающие в спорте, так формулируют разницу между этими двумя понятиями:

- под "вниманием" понимается сознательное наблюдение игрока за развитием всей ситуации, не требующей его активного вступления в игру;

- под "концентрацией" понимается сужение объема внимания на предстоящем собственном действии.

Иными словами, вышеназванный игрок вступил в игру не сконцентрировавшись, и либо не сумел завершить комбинацию в нападении, либо проиграл единоборство или нарушил правила в защите. А потом тренер скажет: "Имярек играл невнимательно...".

Момент смены форм обработки информации лежит, конечно же, за пределами сознательного мышления. Увы, не существует "тумблера", с помощью которого можно было бы переключаться с одного уровня нервно-мозговой деятельности на другой. Зато есть тренировочные средства, которые могут облегчить возникающие в такие моменты ментальные нагрузки. Думается, что каждый мало-мальски грамотный тренер имеет в своем педагогическом "арсенале" методические приемы, пригодные для того, чтобы научить игроков следующему:

а) ориентироваться в быстро меняющихся игровых ситуациях;

б) выполнять игровые задания в условиях стрессового характера, на высоких скоростях;

в) быстро переключаться с одной игровой задачи на другую - от нападения к обороне, от зонной защиты к персональной опеке, от комбинаций на ограниченной площади к игре по всему полю.

Эти, казалось бы, общеизвестные тренировочные задачи несут в себе большой психологический компонент и не только способствуют развитию игровых навыков и физических кондиций, но и дают игрокам высокие ментальные нагрузки, сходные с теми, что они получают в стрессовых ситуациях на поле в моменты переключения с одной формы обработки информации на Другую.

Тот же хрестоматийный "квадрат", форма тренировки, хорошо знакомая любому, даже начинающему тренеру, может приобрести необходимый психологический акцент, если пользоваться ею не формально, а с творческой выдумкой. Вот какие виды "игры в квадрате" рекомендует группа спортивных психологов в немецком журнале "Фусбалльтрейнинг" (немецкие тренеры для определения этой игры пользуются формулой "3: 1"):

<< "3: 1" с обязательными двумя касаниями: получив мяч, игрок должен обработать его и только потом отдать партнеру.

"3: 1" с двумя заданными касаниями: обработка мяча правой ногой, пас левой или наоборот.

"3: 1" с тремя обязательными касаниями: мяч отдается только после "двойной" обработки!".

"3: 1" - игра в одни маленькие ворота: нападающие разыгрывают мяч в одно касание, стараясь забить его в ворота с любой стороны.

"3: 1" - игра в двое маленьких ворот: нападающий, забивший гол или потерявший мяч, немедленно бежит к противоположным воротам и выступает уже в роли защитника.

"3: 1" со сменой мяча: две группы играют на соседних площадках и по сигналу тренера обмениваются мячами.

"3: 1" со сменой игроков: по сигналу тренера играющие меняются площадками, тот, кто перебежит последним, становится игроком середины.

"3: 1"-игра в коридор: мяч разыгрывается в одно касание с продвижением вперед поперек поля, от бровки до бровки со сменой нападающих по краям коридора."

И так далее, "Квадрат" имеет бесчисленное количество вариантов, может быть усложнен, доведен до формулы "4: 2", важно, чтобы в каждом из них игроки решали неожиданно возникающие перед ними задачи.

Особое внимание авторы журнала уделяют также "коммуникативной разминке". Игроки приходят на тренировку из сферы повседневных бытовых забот, нередко носящих стрессовый характер. Нужно дать им возможность переключиться, освоиться в "климате" стадиона и коллектива. Поэтому разминка рекомендуется в виде легкого свободного бега вокруг поля, в котором игроки могут перекинуться шуткой, потолкаться плечами, словом, "почувствовать" друг друга. После этого степень их взаимопонимания на тренировке заметно возрастает.

По материалам немецкой прессы


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!