ГОСТЕВАЯ ЛОЖА


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


"РИСКУЙТЕ ГОЛОВОЙ НО ЛИЦА НЕ ТЕРЯЙТЕ!"

Заповедь, вынесенную в заголовок этого материала, можно считать жизненным и профессиональным кредо Йорга Бергера, одного из самых авторитетных специалистов германской бундеслиги. За четверть века тренерской работы ничто не могло заставить его изменять своим принципам. В свое время не удалось добиться этого даже всесильным спортивным бонзам бывшей ГДР: задолго до разрушения "берлинской стены" Бергер, как принято говорить, выбрал свободу и сделал это не столько из политических, сколько из профессиональных соображений.

Он работал в Кельне, во Франкфурте, а ныне возглавляет клуб- "ветеран" немецкого футбола - "Шальке-04". Интервью, которое мы публикуем с некоторыми сокращениями, Бергер дал журналу "Фусбалльтрейнинг".

- Йорг, какой смысл вы вкладываете в понятие "тренерская работа", в то, что по-английски называется "коучинг"?

- Это все, что связано с руководством командой, управлением тренировкой и игрой и, в конечном итоге, с успехом. Иными словами, это непосредственная работа с командой от субботы до субботы, включая и индивидуальные собеседования, и беседы с группами игроков.

- Существуют ли стратегические принципы взаимодействия с командой и отдельными игроками?

- В вопросах, касающихся непосредственно игры, стратегию определяют две точки отсчета -матч прошедший и матч предстоящий. Соперники меняются каждую неделю, и так же каждые семь дней меняются акценты в подготовке - с учетом предыдущего результата и особенностей очередного противника. Иногда мне приходится сделать упор на физической подготовке, иногда - обратить внимание на моральный дух команды или отдельных футболистов. Что же касается тактики игры, то она определяется на предыгровой установке и порой требует вмешательства на протяжении всего матча.

- Что важнее в работе тренера - интуиция или расчет?

- Важно и то, и другое. Фундаментом работы являются теория тренировки и знание футбола. На этой базе вы можете строить свои расчеты. Но, не умея "проникнуть" в команду, ощутить ее настрой, вы обречены на неудачу. Это уже - из области интуиции. Она позволяет в последний момент нанести какие-то незначительные штрихи, "вдруг" изменяющие облик команды, делающие ее по-настоящему боевым коллективом.

- Какие личностные качества должен сочетать в себе тренер?

- Не думаю, что существует некий стереотип "удачливого тренера". Все люди разные, но наиболее существенным качеством остается умение взаимодействовать с командой, найти убедительные методы мотивации перед игрой. Что касается лично меня, то, если я составил себе определенное мнение и избрал определенную линию поведения, я никогда не сверну с немеченного пути. Я верю во что-то и должен обратить в свою веру других, в частности команду. Если мне это не удается, значит, наступила пора расставания. Важно также, чтобы игроки верили в справедливость тренера, в то, что не лукавит с ними, а говорит то, что думает сам. В этом случае вам простят и резкие "разборки", и крутые разносы. Ни в коем случае нельзя оставлять нераспутанными конфликтные узлы в команде: очаг напряженности будет тлеть и обязательно разгорится вновь.

- Как вы относитесь к влиянию на ваши взаимоотношения с игроками людей и структур, окружающих команду?

- Футболисты - взрослые люди и прекрасно понимают степень зависимости команды от социального окружения. Но его влияние они должны ощущать только в преломлении через мою фигуру, мою точку зрения. Мои взаимоотношения с окружающей социальной средой, с одной стороны, и с игроками - с другой, и без того достаточно сложны, чтобы я мог позволить кому-то в них вмешиваться. Как только я чувствую, что игрока начинают использовать как "козырную карту" в игре со мной, он перестает для меня существовать.

- Иногда вы ведете себя с игроками очень "авторитарно", иногда даете им большую свободу. От чего это зависит?

- В первую очередь от ситуации в команде. Когда я пришел в кельнский клуб, команда проигрывала игру за игрой, за полгода не выиграла ни одной встречи. Нужно было заставить футболистов поверить в свои силы, убедить их в том, что таблица розыгрыша не отражает их потенциальных возможностей. Возьми я в такой момент в руки "кнут", команда пропала бы для футбола. А "пряник" как раз оказал нужное воздействие. Потом-то я за них взялся как следует, но начало возрождению коллектива было положено, команда поверила в свои силы. Но такая политика не должна носить характер уступки или подачки. Просто нужно менять формы тренировки: например, вместо тактических заготовок, которые неизбежно вызывают критические замечания, дать игрокам поработать над техникой или над своими физическими кондициями. Тут их можно мягко поправить и даже, слегка покривив душой, похвалить, - лишь бы вернуть им веру в себя.

- Существуют ли психологические качества игрока, которым вы придаете особое значение и развитию которых нужно способствовать уже в юном возрасте?

- Это в первую очередь жажда победы и самомотивация. Есть футболисты "от бога", но в большинстве своем это люди, "сделавшие сами себя". Так вот "сделать себя" может лишь игрок, способный к самомотивации. Я могу обнаружить в нем это о качество во время игры, в процессе тренировки, особенно ярко оно проявляется в поведении после проигрыша матча. Его можно воспитывать в игроке, но только в беседах с глазу на глаз. Говоря с командой - на установке или на разборе, я неизбежно "сползаю" к общим словам, которые далеко не каждый может экстраполировать на себя. "Тет-а-тет" - совсем другое дело. Я могу подогреть честолюбие игрока, задеть его "больные струны", увлечь понятными для него примерами. Если же и таким индивидуальным подходом не удается развить в человеке способность к самомотивации, то приходится признать, что большой футболист из него не получится.

- Существует выражение "агрессивный футбол". Что вы под ним понимаете?

- Только не вседозволен-ность. На это есть свое определение - "грязный футбол". Агрессивность в футболе должна пониматься как одно из условий достижения успеха честными средствами. Я вообще отношусь к этому слову с большой осторожностью и предпочитаю ему другое - активность. При этом вовсе не имеется в виду тактика, избранная тренером и командой на отдельный матч. Она может быть сугубо оборонительной, но осуществляться весьма активными средствами, такими, как прессинг, игра на опережение и так далее.

- Каково ваше отношение к "звездам", к их роли в составе команды?

- В каждой хорошей команде есть два-три (еще лучше - четыре) "состоявшихся" игрока, лидера коллектива. Они не только полезны в игре, но и нужны тренеру, поскольку являются как бы его "продолжением" на поле. Они, как правило, лучше других воспринимают тренерскую установку, объемнее представляют себе общий план игры и не только действуют на поле лучше остальных, но и способны увлечь команду за собой, руководить игрой отдельных звеньев. Желательно, чтобы это были футболисты, свободные от жестких заданий на матч, - полузащитники или нападающие. Особым статусом в коллективе они не располагают, но они - "соль" команды, их имена отождествляются болельщиками с названием клуба, и вообще большой футбол без таких игроков немыслим.

- Какими средствами располагает тренер, чтобы изменить моральное состояние команды, поднять ее боевой дух?

- Хороший тренер умеет заглянуть "внутрь команды". Правда, это умение приходит с опытом. Я, например, могу понять, когда команда действительно мотивирована на игру или просто старается "уверить" меня в этом. Существует немало способов "зажечь" команду. Скажем, провести на тренировке двустороннюю игру, постоянно прерывая ее едкими критическими замечаниями в адрес игроков, а то и вовсе удаляя некоторых из них с поля. Правда, подобные методы применимы далеко не к каждому. Это, повторяю, вопрос опыта. Я работаю в футболе двадцать пять с лишним лет и все время узнаю что-то для меня новое.

- Какова роль личной инициативы игроков при выполнении поставленной задачи?

- Я бы сказал не инициативы, а ответственности. Это - обязательное свойство каждого профессионала, его нужно и можно воспитывать в игроках. Как - это другой вопрос. Конечно, не душеспасительными беседами. Привлекайте футболистов к организации тренировки, подготовке к игре и к ее анализу, ставьте перед ними конкретные задачи по руководству игрой на поле - вот примерный набор методов.

- Вы волевым путем назначаете капитана команды?..

- Да, я против выбора капитана и всегда назначаю его сам. Это слишком важная фигура в коллективе, чтобы я мог отдаться в вопросе ее выбора на волю личных симпатий или антипатий. Но капитан, безусловно, должен быть признан командой, быть человеком влиятельным, вызывать доверие и обладать соответствующим имиджем.

- Насколько важен личный авторитет тренера?

- Это вообще самое важное в нашей профессии. От силы личности тренера, от того, какое он производит впечатление, зависит решение большинства профессиональных проблем. Кто-то из великих полководцев сказал: "Стадо баранов, возглавляемое львом, всегда сильнее стаи львов под руководством барана". Когда на одной из своих предыдущих должностей я почувствовал, что мой авторитет, в силу различных причин, находится под угрозой, я сделал все, чтобы форсировать мой уход из клуба. Тренер может рисковать головой (в данном случае - работой), но не имеет права терять лицо.

По материалам журнала "Фусбалльтрейнинг"


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!