СОБЫТИЕ - ОТКЛИК


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ИЗОБРЕТЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДА

Прошлой зимой в мире профессионального велоспорта произошло незаурядное событие. Спортивной прессе и общественности была представлена новая российско-итальянская вело-команда "Рослотто". В ее составе немало известных гонщиков, в том числе россиянин Петр Угрю-мов и итальянец Маури-цио Фондриеста, а среди тренеров - наш Николай Горелов.

За последние годы этого человека в нашем велоспорте слегка подзабыли. И, на мой взгляд, абсолютно незаслуженно, ибо с именем Николая Федоровича связано немало славных вех в истории нашего велоспорта.

О начале своей тренерской карьеры Горелов вспоминает с неохотой. Расставшись с активным спортом, именитый гонщик пришел на работу в некий спорткомитет, где попал в окружение людей, беспокоившихся не о подготовке спортсменов, а о том, чтобы "выпить-закусить" с утра пораньше. Горелов, прошедший школу сборной под руководством Виктора Капитонова, буквально задыхался в этой атмосфере. "Спас" его тогдашний председатель Федерации велоспорта Валерий Сысоев, пригласив на работу в Центральный совет "Динамо". И вскоре команда динамовских шоссейников стала одной из сильнейших в стране.

Стать-то стала, а вот чего это стоило,помнят только динамовские гонщики тех лет. Ни до, ни после не было, наверное, в нашем велоспорте тренера, столь нетерпи-мого к малейшему проявлению недисциплинированности. Стакан вина, да что там, даже пива, случайная сигарета, опоздание к отбою - все это влекло за собой немедленное отчисление со сбора. Когда полетели первые "головы", многим это не понравилось, Горелову дали прозвище - "Пиночет". Николай Федорович отнесся к этому спокойно:"Главное, я знаю, что мне нужно от команды, и она должна подчиняться. А как меня при этом называют, мне абсолютно безразлично".

- В подготовке велогонщика ничего не нужно выдумывать, -убежден Горелов. - Нужно соблюдать режим, чтобы быть готовым к любым нагрузкам, неукоснительно выполнять задания тренера на тренировках и его тактические планы в гонке. Велосипед давно "изобретен", надо просто "выжать" из него и из себя все, что возможно.

- Так ч то ж, - спросила я как-то Горелова, -вам нужны бессловесные роботы?

- Почему роботы? Роботы не дисциплину соблюдают, а выполняют команды, а это не одно и то же. Для робота дисциплина - это цель, а для меня и моих ребят - средство. От робота сверхусилий не потребуешь, у него - программа.

"Средство" оказалось действенным. "Заряженным" на полную самоотдачу подопечным Горелова - как в "Динамо", так и впоследствии в сборной - под силу было накручивать за год по 20-25 тысяч километров на тренировках, да не в прогулочном темпе, а с постоянными спуртами, рывками, с имитацией условий соревнований.И трассы для подготовки он выискивал самые что ни на есть сложные, то под Алма-Атой, то в Таджикистане, то в Крыму, то в Закарпатье - в то время проблем с границами и таможнями не было.

В середине 80-х Горелов был приглашен в сборную, работать с группой шоссейниц. Тренировки организовал на сложнейшей трассе на Буковине, где и мужчинам-то бывало "не по себе". Но расчет оправдался. На чемпионате мира-86 Алла Лукутина стала третьей в группой гонке, годом позже квартет подопечных Горелова выиграл на первенстве мира командную гонку. А еще через год Николаю Федоровичу предложили выступить в новой роли - тренера мужской шоссейной сборной.

В Сеуле наши шос-сейники, возглавляемые предшественниками Николая Федоровича, провалились полностью. Годом позже Горелов со своим квартетом выигрывает командную гонку чемпионата мира, повторяет этот успех в 1990 году, а в 1991-м его подопечный Виктор Ржаксин-ский становится чемпионом мира в групповой гонке. И все это сделала команда, полностью переформированная после Олимпиады-88 и постоянно растаскиваемая руководителями клубов,заинтересованных в стартах своих спортсменов на коммерческих турнирах.

Но не это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе тренера Горелова, а ... распад СССР и формирование пресловутой "сборной СНГ" для участия в Олимпиаде в Барселоне. В состав шоссейной группы Горелова были буквально силой навязаны гонщики из бывших союзных республик, и... команды не стало. А потом, естественно, "не стало" и ее старшего тренера, хотя в гонке на 100 км наспех сколоченный квартет уступил третьим призерам всего несколько секунд.

Ну, а потом последовали годы работы в небольшом немецком ве-локлубе, а затем - приглашение во вновь создающуюся "Рослотто" для совместной работы с известным итальянским специалистом Массимо Гиротто. Не сразу и не вдруг придут успехи к их новым подопечным. Но оба они - тренеры опытные, они знают, что велосипед уже "изобретен", и нужно только научиться быстро ездить на нем.

Валентина ТРАВЬЯНСКАЯ, мастер спорта


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: