|
ЗАБОТЫ "ГЛАВЫ СЕМЕЙСТВА" Когда вице-премьер Московского правительства Валерий Павлович ШАНЦЕВ согласился принять на себя обязанности первого заместителя председателя Оргкомитета Всемирных юношеских игр, он, видимо, и не подозревал, до каких "глубин" ему придется спуститься в этой работе, какие "пласты" проблем поднять. Но такой уж у вице-премьера характер: взявшись решать какой-нибудь вопрос, он никогда не скользит по поверхности, а вгрызается в суть проблемы и старается расправиться с ней изнутри так, чтобы больше не возникала. Несомненно, он мог бы пройтись по пунктам подробно расписанной программы подготовительных мероприятий и по мере выполнения работ по каждому из них ставить в своем рабочем блокноте галочки или крестики. Но то ли сработала природная въедливость, то ли сыграли роль личные воспоминания относительно недавнего прошлого... А вспомнил Валерий Павлович о том, как лет пятнадцать назад он, никакой еще не вице-премьер, рядовой москвич, с детства приверженный спорту и здоровому образу жизни, пытался записать в спортивную секцию своего шестилетнего сына. И как того, "за бесперспективность", поочередно отвергли искушенные "знатоки" гимнастики, тенниса, плавания. И взяли только в хоккей, хотя на тот момент Шанцев-младший... не умел стоять на коньках! Но зато подошел по возрасту тренеру, собиравшему себе команду нужного года рождения. Так вот, ревизуя городские спортсооружения, предназначенные для Игр-98, вице-премьер правительства Москвы обнаружил, что нынче сверстнику его "тогдашнего" сына (тот, кстати, нынче работает детским тренером по хоккею !) пришлось бы куда хуже, поскольку количество школ и секций, где малолетний москвич мог бы заниматься спортом для здоровья, катастрофически сократилось! - Мы начали работу по подготовке к Всемирным играм, - говорит Валерий Шанцев, - а пришли к серьезному анализу состояния оздоровительной физкультуры. А потом - к весьма неутешительным выводам. Прежде эта работа велась по двум четким направлениям - по месту жительства и по месту учебы или работы. Жилищно-коммунальные органы - РЭУ, ДЭЗы - обязаны были на отчисления от квартплаты содержать спортплощадки и даже небольшие спортзалы, оплачивать инструкторов, приобретать инвентарь и форму. Рыночные отношения перечеркнули эту статью расходов, коммунхозовцы тратят получаемые деньги по своему усмотрению, и детский спорт в поле их зрения не попадает. С полубеспризорными ребятами, выпивающими или употребляющими "наркоту" в подъездах, они предпочитают бороться с помощью стальных дверей с домофонами - опять-таки за счет жильцов. На предприятиях - та же картина. Ушли в небытие коллективы физкультуры, находившиеся на содержании канувших туда же профсоюзов, сданы в аренду или разрушаются спортивные базы и стадионы, финансировавшиеся из бюджета заводов и фабрик. Можно привести бесчисленные примеры бесхозяйственного отношения к сооружениям, построенным некогда за государственный счет, а ныне приходящим в упадок... Такими ли уж "открытиями" были для
вице-премьера приведенные выше факты? Да нет,
конечно, в принципе все это он умозрительно себе
представлял. Но, видно, крепко "задело за
ретивое" зрелище превращенных в свалки
школьных стадионов, автостоянок на месте бывших
дворовых хоккейных коробок, криминальных
забегаловок и лавчонок неопределенного профиля
в бывших спортзалах. В ходе обследования будущих
арен Игр Валерий Шанцев насчитал 23 крупных
спортивных объекта, используемых неэффективно
или вовсе не по назначению. А заодно пришел к
выводу, что спорткомитет Москвы в пос - Надо заново создавать систему организации и управления массовым спортом в Москве, - сказал вице-премьер журналистам. - И возглавить это дело должен горспорткомитет с его новым председателем - Сергеем Сидоровским. Я думаю, что он сможет реформировать структуры комитета, подобрать нужные кадры и управлять процессом реорганизации. Могут 27 человек - это штат спорткомитета - наладить работу в городе с девятью миллионами населения? Нет, конечно. По большому счету не спросишь и с окружных спорткомитетов, насчитывающих всего по три сотрудника - председатель да два инспектора. А в том же Южном округе, скажем, - полтора миллиона человек проживают... Реформа спортивной работы в столице, по мнению Валерия Шанцева, должна начаться с "инвентаризации всей имеющейся материальной спортивной базы, с ее восстановления и приведения в рабочее состояние". Процесс этот может оказаться далеко не простым, хотя бы с юридической точки зрения. Многие спортсооружения принадлежали ведомствам, были приватизированы и фактически вышли из-под юрисдикции города. Правда, есть шанс вернуть в собственность, сделать муниципальными, те базы и стадионы, что используются явно не по назначению, не служат развитию массового спорта. А деньги на их реконструкцию, по утверждению Валерия Шанцева, найдутся. Возрождение народного спорта в столице России стоит любых затрат. Излагая все эти соображения, Валерий Павлович еще раз подчеркнул, что подготовка к проведению в Москве Всемирных юношеских игр лишь стимулировала процесс возрождения спортивной инфраструктуры столицы, что все равно рано или поздно он неизбежно был бы начат. - Когда было принято решение о проведении Игр, - отмечает он, - я как руководитель городской социальной сферы понял, что Москва получает великолепный шанс для развития спорта. Начав этот процесс, нам легче будет от реконструкции существующих баз перейти к строительству новых. Насущные нужды Москвы - это крытая конькобежная дорожка, современный каток для шорт-трека, зал для мини-футбола, наконец, легкоатлетический стадион, на котором не "тряслись" бы над состоянием футбольного газона. Вот какие перспективы открываются перед Москвой спортивной в преддверии старта первых Всемирных юношеских игр. Но перспективы -перспективами, а пока Валерию Павловичу Шанцеву предстоит выступить в роли "главы семейства" - многотысячного коллектива участников и гостей ВЮИ-98. И перечислить все его заботы на этом направлении попросту невозможно. Вопросы подготовки к Играм тесно переплетались с проблемами градостроительства, организации здравоохранения, городского транспорта и других сфер жизни столицы. Причем каждую из них старались решать не "на три недели", а на годы вперед: скулой платит многократно - эту истину твердо усвоили руководители московской мэрии. Ну и, конечно, весьма актуальным был вопрос о том, как "прокормить семью", то есть из каких источников покрыть немалые (порядка двухсот миллионов деноменированных рублей!) расходы на проведение Игр. По словам Шанцева, в предвидении таких колоссальных затрат более трети городского бюджета было направлено на социальную сферу, причем ассигнования на развитие спорта увеличились более чем в полтора раза. Но, ясное дело, одними бюджетными отчислениями дело не обошлось. В финансировании Игр широко использовалась спонсорская поддержка. Значительную помощь оказали банк "Менатеп" и Сберегательный банк России, российское представительство фирмы "Ксерокс" и другие, менее известные предприятия. Заметную роль сыграли также прямые контакты федераций по видам спорта, договорившихся с фирмами об обновлении оборудования арен соревнований, о поставке новых комплектов судейского оборудования и т.д. - Мы хотим провести праздник Всемирных юношеских игр так, - говорит Валерий Шанцев, - чтобы показать, насколько высока в России физическая культура, насколько высок уровень творчества подростков и молодежи. Благодаря Играм Москва, а с нею и вся страна увереннее шагнут в двадцать первый век, в будущее, которым мы по праву сможем гордиться. По материалам бюллетеня "Московский Олимп" На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |