|
ОЛЬГА ВЕРБОВА: "МЫ УЧИМ РЕБЯТ ДРУЖИТЬ С МЯЧОМ" Просторный солнечный зал заполнен перестуком мячей. Гулко ударяясь о паркет, они, кажется, заглушают все звуки. Однако негромкая команда тренера: "Перешли все на подачу..." - выполняется мгновенно. Полтора десятка мальчишек, только что увлеченно атаковавших сетку, разбегаются к задним линиям. Лишь один неуемный "бомбардир", которому жаль расстаться с мячом, "в последний разочек" подбрасывает его в сторону пасующего. Но того уже нет на месте, зона "третьего номера" пуста, а ослушник немедленно получает "по заслугам": - Миронов, пять кругов бегом вокруг зала! - Ольга Григорьевна не любит "самодеятельности" на занятиях... ... Семнадцать лет назад Ольга Вербова (тогда - Хохлова), игрок знаменитого армейского клуба, рассталась с большим волейболом. Позади были одиннадцать лет в составе женского ЦСКА, учеба в Малаховском институте физкультуры, а впереди, конечно же, опять волейбол- жизни без него она себе не мыслила. Среди ее былых наставников были такие "профессора" искрометной игры, как Мирон Винер, Юрий Чесноков, Гиви Ахвледиани. За годы общения Оля не просто подчинялась их наставлениям и советам, она старалась перенять у них и запомнить все, что могло бы пригодиться в ее тренерском будущем. В том, что оно состоится, - не сомневалась и, что греха таить, мечтала когда-нибудь вывести на площадку, ну, конечно, не ЦСКА, а выученную ею команду амбициозных девчат и бросить вызов грандам женского волейбола. Но жизнь повернула все по-своему. В детской спортшколе на улице Алабяна в Москве, куда ее пригласили работать по окончании института, оказалась лишь одна вакансия - "тренер мужского отделения". Вербова приняла группу девятилеток и начала с ними долгий путь - к своему первому школьному выпуску. Как говорится, "коготок увяз - всей птичке пропасть". Стала Оля Вербова "мужским тренером", вернее, "мальчишечьим", а что это зна чит - знает любой ее коллега. Поначалу только что носы будущим "звездам" вытирать не приходится. Завязать контакты с папами и мамами, проследить за школьными отметками, на выездных турнирах вовремя спать уложить, ссадины перевязать, накормить - иногда и самой к плите становиться приходится. Всему этому Ольга Вербова научилась, но и волейбольным наставником оказалась неплохим. Выигрывала она со своими командами первенства Москвы и России (по возрастным группам, разумеется), играют ее воспитанники и в командах мастеров. Нынче Ольга Григорьевна - старший тренер мужского отделения волейбольной спортшколы МГФСО на улице Алабяна (адрес не меняется!) и второй тренер российской команды, которая стартует в турнире первых Всемирных юношеских игр. В ее предварительном составе было около десятка юных москвичей, в том числе и ученики самой Вербовой. Мы встретились с ней незадолго до открытия Игр, и разговор у нас в основном получился не о команде, которая в тот момент была на сборе в Ярославле, и не о предстоящем турнире ("Вот сыграем-тогда поговорим..."), а о любимом ею волейболе, которому и автор этих строк, грешным делом, в свое время "пожертвовал" -на любительском, правда, уровне - пару десятков лет. Зачем, спрашивается, Вербова и ее соратники по наробразовской спортшколе ходят по окрестным спортзалам на уроки физкультуры и вербуют себе учеников среди азартных "пионерболистов"? Пытаются угадать в неумелых малышах будущих Чесноковых, Зайцевых, Венгеровских? - Это удается далеко не всегда, - признается Ольга Григорьевна, - хотя глаз, конечно, наметан, да и по внешнему облику родителей можно предположить: ждет мальчишку "волейбольный рост" или нет. Но ошибки нас не огорчают, и вообще в первые четыре года занятий какой бы то ни было отсев из спортшколы исключен. Мы учим ребят дружить с мячом, а будут они "ставить колы" на площадке или просто красоваться перед девушками на пляже - для нас не так уж важно. Главное - чтобы ребята стали патриотами спорта, волейбола в частности. - Патриотизм - нынче слово не сильно модное... - Если иметь в виду размахивание флагами на митинге, то я с вами согласна. Но ведь это чувство зарождается с мелочей, например, с бережного отношения к отремонтированному спортзалу или школьному инвентарю , потом оно переходит на взаимоотношения в команде и так далее. Предстоящие юношеские Игры дадут ребятам огромный заряд истинного патриотизма: ведь они впервые будут выступать не просто за школу или за Москву, а под флагом всей России - это большое дело! - Вернемся на улицу Алабяна. Коль скоро вы трудитесь здесь безвылазно семнадцать лет, стало быть, никаких "тайм-аутов", связанных с "переходом к рынку", в работе школы не было? - Бывшая городская ШВСМ, а ныне - МГФСО, возглавляемая Кофманом, удержала "на плаву" все свои школы, имевшие собственную базу, в том числе - восемь волейбольных школ в Москве. У нас есть постоянный календарь соревнований, правда, играть нам приходится в основном между "своими" да еще с армейцами: в профсоюзах и в "Динамо" юношеский волейбол приказал долго жить. Но что обнадеживает - так это возрождение так называемого "народного" волейбола: в Серебряном Бору, в Строгино, в Измайлово самодеятельные команды стоят в очереди, чтобы сыграть "навылет". - Извечный вопрос - о взаимоотношениях между вами и учителями общеобразовательных школ, а попросту говоря - о проблеме успеваемости ваших будущих "звезд"... - Тут я, возможно, выскажу антипедагогическую мысль, но каждый, на мои взгляд, обязан заниматься своим делом. Если профессиональные педагоги, ежедневно общающиеся с подростком в течение девяти-десяти лет, не в состоянии привить ему вкус к учебе, то что может в этом отношении сделать тренер спортшколы: Не пустить на тренировку? Так он пойдет в подворотню. Не взять на соревнования? Будет тот же результат. Нет уж, давайте я буду учить его волейболу, а русскому языку и алгебре пусть учат те, кого специально для этого готовили. - А насколько высок престиж волейбола в общеобразовательных школах на фоне остальных видов спорта? - Тут многое зависит от ориентации преподавателя физкультуры. В принципе, в составы школьных команд на первенстве района разрешается включать по два "слушателя" спортшколы - они считаются как бы полупрофессионалами, так что школы в общем заинтересованы во взаимодействии с нами. - Настало время выпуска ваших подопечных. Какова их дальнейшая спортивная судьба? - Это больной вопрос. Буквально единицам может повезти - ими заинтересуются в командах мастеров. Остальные же, поступив на работу, в вуз или попав в армию, для волейбола пропадают. Раньше в командах мастеров хоть дублирующие составы были, а теперь резервом не занимается практически никто. Особенно больно видеть упадок студенческого волейбола. Даже в самом волейбольном вузе Москвы - MГТУ имени Баумана - он дышит на ладан. -А о создании структуры, подобной Студенческой баскетбольной лиге, организованной на базе Российской академии физкультуры (наш журнал писал об этом несколько месяцев назад), в "волейбольных кругах" не поговаривают? - Я ни о чем таком не слышала. Про баскетбольную лигу знаю, начинание очень интересное, но ведь надо, чтобы кто-то взял на себя инициативу. Это по плечу только сильному вузу. Нашелся бы такой -уж наши школы поработали бы на него в полную силу. ... Перестук мячей в зале стихает. Ольга Григорьевна достает судейский свисток, и начинается двусторонняя игра: подача - прием - пас - удар - защита... Опробываются наигранные комбинации, идет проверка "волейбольных знаний". Тех, которыми щедро делится со своими ребятами "мужской тренер" Ольга Григорьевна Вербова. Лев НИКОЛОВ ОТ РЕДАКЦИИ Рассказом о волейбольной "мастерице на все руки" мы завершаем в выпуске тему Всемирных юношеских игр, которые стартуют в июле в Москве. И передаем слово юным спортсменам и их наставникам, а о том, насколько убедительными окажутся их доводы и аргументы, мы поговорим в следующих номерах "Тренера". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |