ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНА |
МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА С УЧЕТОМ МОЩНОСТИ И ЕМКОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ Кандидат
педагогических наук, доцент Х.А. Саносян Растущий уровень спортивных достижений, лимит времени у занимающихся спортом требуют поиска более рациональных средств и методов, направленных на совершенствование и повышение эффективности тренировочного процесса. С этой целью предложено [12 -14] раздробить традиционные механизмы энергообеспечения (креатинфосфатный, гликолитический, аэробный) и разработать управление и контроль за тренировочным процессом по источникам - субстратам, составляющим эти механизмы . Уточненные временные интервалы действия источников - субстратов, а также время действия мощности (N) и емкости (Е) этих субстратов позволяют подобрать тренировочные отрезки для любого вида спорта и спортивно-классификационного уровня, соответствующие мощностному (короткий отрезок) или емкостному (длинный отрезок) диапазону каждого источника. За &127;маркер [15] для каждого вида спорта и разрядного уровня можно принять то, что в момент перехода от N к Е и от Е к N скорость (V) передвижения спортсмена (V) изменяется, что, в свою оче редь, связано с уменьшением количества субстрата. Отметим, что "СФП в зоне действия каждого механизма энергообеспечения характеризуется двумя факторами - скоростью и выносливостью, которые зависят от его мощности и емкости"[4, с.27]. М.Р. Смирновым на примере легкой атлетики отмечено, что "геометрическая прогрессия со знаменателем 2 позволит точно определить диапазоны в метрах, на которых максимально проявляются N и Е следующих друг за другом метаболических режимов" (табл. 2), что подтверждается в гребле и плавании [11 - 14, 16 - 19]. Как отмечено [2, 7, 9, 20 - 22], основным критерием выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать данную скорость передвижения. В связи с необходимостью использования инструментальных методик исследования на практике обычно фиксируется время преодоления заданного отрезка, рассчитываются его скорость, соотношение скоростей двух отрезков (короткого и длинного) и др. [2, 9]. Благодаря возможности предопределения точек изменения скорости передвижения спортсмена можно подобрать отрезки, исходя из принципа геометрической прогрессии в знаменателе 2 [12 - 14, 16 - 19]. Так как эти отрезки соответствуют проявлениям N или Е источника, при определении времени преодоления спортсменом отрезка (отрезков), расчете их скорости и соотношения скоростей, т.е. способности его удержания мы фактически рассчитываем параметры специальной выносливости (W%) в зоне действия источника субстрата: W%=V(E)*100/V(N) (1) Применительно к традиционным зонам энергообеспечения, по механизмам, анализируется всего 6 позиций (N и Е трех механизмов), что было предложено и апробировано на высококвалифицированных гребцах [1, 4 - 6]. Применительно к нетрадиционным зонам, по субстратам, из 26 позиций анализируется 16 возможных в легкой атлетике и по 10 - в гребле и плавании. Для проведения педагогического тестирования необходимо: 1. Подобрать отрезки, соответствующие времени действия N и Е источников-субстратов, основываясь на принципе геометрической прогрессии в знаменателе 2. 2. Проводить тестирование индивидуально с неподвижного старта по возрастанию длины отрезков. 3. Отдыхать между отрезками до полного восстановления [3, 8, 10]. 4. Рассчитать скорость передвижения спортсмена в режиме N и Е источника по общепринятым методикам. V(E) = l(E)/t(E) (2) V(N) = l(N)/t(N) (3) где l(E) или l(N) - отрезки, соответствующие мощностному или емкостному режиму источника; t(E) или t(N) - время, затраченное на преодоление соответствующего отрезка. 5. Рассчитать W%, т.е. соотношение скоростей). Исходя из рассчитанного и модельного параметра W%, с учетом специализации и особенностей тактической раскладки прохождения дистанции можно определить слабые стороны, что именно отстает: скорость или выносливость (N или Е) в режиме действия каждого источника и своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс. Использование данной методики контроля делает тренировочный процесс предельно управляемым. Литература 1. Астахов В.И., Вайнбаум Я.С., Желдыбин Ю.А. Педагогический контроль за специальной физической подготовленностью гребцов на байдарках и каноэ //Теор. и прак. физ. культ.,1982, № 11, с.17 -19. 2. Бубе Х., Фэк Г., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике - М.: ФиС, 1968. - 239 с. 3. Биохимия: Учебн. для ин-тов физ. культ. /Под. ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. - М.: ФиС., 1986. - 384 с. 4. Вайнбаум Я.С., Желдыбин Ю.А., Астахов В.И. и др. Факторная структура специальной физической подготовленности гребцов на байдарках и каноэ //"Гребной спорт": Ежегодник. - М.: ФиС, 1982 - с. 27-30. 5. Вайнбаум Я.С., Каверин В.Ф., Жилкин А.И. и др. Методические рекомендации по контролю специальной физической подготовленности и параметров тренировочных нагрузок гребцов на байдарках и каноэ /Спорткомитет при Сов. Мин. РСФСР. - М., 1983. -13 с. 6. Вайнбаум Я.С., Жилкин А.И., Дытченко В.И. Динамика факторов СФП при становлении спортивной формы гребцов на байдарках и каноэ // "Гребной спорт": Ежегодник. - М.:ФиС, 1984. -с. 31-33. 7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:ФиС, 1988. - 331с. 8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:ФиС, 1980. - 136 с. 9. Земляков В.Е., К вопросу определения работоспособности и специальной выносливости в циклических видах спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 7, с.36 - 39. 10. Наука и Спорт : Сб. обзорных статей /Пер. с англ. /Под ред. В.М. Зациорского и Г.С. Туманяна). - М.: Прогресс,1982. - 269 с. 11. Парфенов В.А., Парфенова Л.В., Парфенов А.В. Финиш в спортивном плавании: педагогический аспект //Теор. и прак. физ. культ. 1998, № 6, с.16-18. 12. Смирнов М.Р. Еще раз о "зонах относительной мощности" //Теор. и практ. физ. культ. 1991, №10, с. 2 - 9. 13. Смирнов М.Р. Связь основных параметров беговой нагрузки с энергетическим метаболизмом //Теор. и прак. физ. культ. 1990, № 7, с.18 - 26. 14. Смирнов М.Р. Методика планирования основных параметров беговой нагрузки в легкой атлетике с учетом энергетических особенностей мышечной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1990. 15. Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 2, с. 32 - 39. 16. Саносян Х.А., Кочикян А.А., Аракелян А.С. Разработка и апробация тестов специальной физической подготовленности для представителей циклических видов спорта: Тезисы научно-метод. конф. - Ереван: АрмГИФК, 1996. 17. Саносян Х.А., Кочикян А.А., Аракелян А.С. Методика педагогического контроля определения факторной структуры специальной физической подготовленности в циклических видах спорта с учетом энергетических особенностей мышечной деятельности: Тезисы XXV научно-метод. конф. - Ереван: АрмГИФК, 1997, с. 85. 18. Саносян Х.А., Саркисян З.О., Мартиросян С.Э. Методика исследования специальной выносливости у спринтеров в беге на 100 м: Тезисы научно-метод. конф. - Ереван: АрмГИФК, 1997, с.86. 19. Саносян Х.А., Кочикян А.А., Аракелян А.С. Методика педагогического контроля определения факторной структуры специальной физической подготовленности (СФП) в циклических видах спорта с учетом энергетических особенностей мышечной деятельности. - Ереван: Гос. инж. ун-т Армении, 1998. - 7 с. Деп. в АрмНИИНТИ 30.04.98, № 64-АР98. 20. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для ин-тов физ. культ. /Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т. I - М.:ФиС, 1976. - 304 с. 21. Физиология человека: Учебн. для ИФК. 5-е изд. /Под ред. Н.В. Зимкина. - М.:ФиС, 1976. - 496 с. 22. Физиология мышечной деятельности: Учебн. для ИФК / Под ред. Я.М. Коца. - М.: ФиС, 1982. - 447 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|