|
ПЕРЕНОС ГАРМОНИИ В СПОРТЕ А.А. Полозов Престиж спорта, как и любого другого явления общественной жизни, определяется его социальной опорой, которая уменьшается. Спорт теряет своего участника и зрителя одновременно, так как "болеют" те, кто сам им занимается. Соревнования участников с большим разрывом в результатах не имеют эмоционального содержания и смысла, а для неизбежных с возрастом и сменой местонахождения новых спортивных увлечений с наименьшим разрывом в результатах и наибольшей эмоциональной отдачей неэффективное физическое воспитание имеет слишком много пробелов. Ключевая проблема массовой физической культуры - получение максимально возможного уровня результатов гармоничного физического развития при дефиците эмоциональной мотивации и времени занятия - не имеет четкого алгоритма решения и единого первичного числового ориентира, позволяющего судить об эффективности предлагаемых подходов по динамике его изменения вплоть до потолочных значений. Если предоставить участнику возможность попробовать свои силы во всех видах спорта, то средний уровень результатов можно считать искомой величиной, которая должна быть для него предельно доступной для него. Для этого необходимо выделение минимального круга видов спорта в качестве базовых, имеющих максимальный перенос результатов на все остальные, что и позволит достичь наибольшего общего уровня результатов, легко менять спортивные увлечения в зависимости от возраста и доступа к иным видам спорта. Общеразвивающая компенсация в узкоспецифичных видах находится вне зоны игры и неэффективна. Перенос -это средняя разница (Dji) в уровне результатов (рейтинге) занимающихся при их переходе из одного, приоритетного (j) для них вида спорта, в другой, неприоритетный (1), при минимальной адаптации до устойчивых значений. Было предпринято несколько попыток решения, выдвинута вариативная версия1. Она исходила из предположения о том, что все новые виды спорта представляют собой вариативные комбинации из ранее известных. Предполагалось, что чем более многовариантен вид спорта, тем более разностороннее физиологическое воздействие он обеспечивает, тем выше его суммарная отдача. Для оценки вариативности вводился критерий - степень многовариантности (СМ), который соответствует степени числа гипотетически возможных путей для достижения поставленной в данном виде спорта цели. Все виды спорта были разделены по их преимущественному воздействию на интеллект, мышцы рук и туловища, на мышцы ног и сердечно-сосудистую систему. Внутри этикгрупп были выделены наиболее многовариантные виды. Это шахматы, футбол, наиболее общая версии. рукопашного боя для юношей и гимнастика для девушек, хотя менее вариативный баскетбол технологичнее последних. Логика была в том, что с шахмат на нарды перейти легко, а вот обратный перехода жизни представляется маловероятным. Приблизительность подсчетов была оправдана отсутствием необходимости в тонкой дифференцировке видов спорта по сложности. Сделан вывод о том, что они эволюционируют в сторону большей СМ. Однако без числовых доказательств это предположение остается предположением. Недавно оно получило косвенное подтверждение. Для изучения переноса результатов в спорте необходима универсальная шкала рейтинга, позволяющая решать проблемы весовых категорий, индивидуального рейтинга в командных видах спорта, компенсации уровня собственных результатов. Такие возможности были показаны нами в журнале "Теория и практика физической культуры", 1998, № 8. Необходимо было решить проблему перевода результатов "абсолютных" видов спорта типа легкой атлетики в относительные единицы. В итоге работа свелась к составлению систем линейных уравнений (СЛУ): , где i - участник, ij - доля времени занятия им j-м видом. Участник всегда имеет несколько увлечений. Поэтому прямое попарное сопоставление Rтij и Rтil некорректно без сепарации в СЛУ. Число i равно разнице суммы произведений средневзвешенных по времени занятия рейтингов в приоритетных видах спорта и среднего уровня результатов по всем видам. Возможна такая форма педагогического эксперимента, когда одному участнику предлагается последовательно осваивать ряд новых видов. тогда исходная оценка на момент окончания занятия j=k видом спорта будет усилена переносом предыдущих видов и окажет на них обратное влияние: . Привести конкретные решения не представляется возможным и целесообразным из-за того, что эксперимент был разобщенным, не все виды спорта фигурировали в нем, уровень занимающихся был невысоким, массовость недостаточной. Его результаты подтверждают правильность гипотезы существенным преимуществом переноса внутри указанных трех групп видов спорта по сравнению с переносом между группами. Все точки над i может расставить только массовый масштабный эксперимент. В дальнейшем наилучшую перспективу будут иметь наиболее вариативные виды с такими оптимальными пропорциями и режимом работы, при которых перепоена средний уровень остальных результатов участника имеет максимальное значение. Спорт умирает от разрьша в результатах. Большой разрыв в результатах массового и элитарного спорта в узкоспецифичных видах ведет к потере интереса к ним, их кризису, тогда как более вариативные виды имеют больше шансов для выравнивания результатов. В них участник имеет возможность достичь наибольшего результата посредством наилучшего выбора вида спорта согласно своим способностям. Они всесторонне развивают человека без необходимости смены вида и тем самым готовят базу для неизбежной смены спортивных увлечений (связанной с возрастом, изменением местонахождения) в зоне наименьших разрывов в результатах. Поэтому те, кто ориентируется на такие виды, будут заниматься спортом постоянно. 1 Полозов А.А. Система рейтинга в игровых видах спорта и единоборствах //Монография. - Екатеринбург: УГТУ, 1995. - 110с. Поступила в редакцию 17.11.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|