ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Первый вице-президент Олимпийского комитета России В.А. Васин

С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяла выявить победителя, но и всегда привлекала внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям, и если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилась еще и коммерческая - извлечение доходов от проведения соревнований.

Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего с целью проведения спортивных соревнований , составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце ХХ века в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения - специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.). Как правило, в подавляющем большинстве стран это не относится к спортивным клубам как низовому звену организованного спорта, которые сами проводят свои соревнования.

Почему произошла и происходит такая трансформация? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю спортивных организаций. И начать ее следует с международных спортивных организаций (МСО), и в первую очередь с международных спортивных федераций (МСФ).

Появление МСФ относится к концу XIX столетия. Так, Международная федерация гимнастики была образована в 1881 г., Международная федерация академической гребли - в 1892 г. Но подавляющее большинство МСФ появилось в первой половине ХХ века - Международный союз велосипедистов (УВС) в 1900 г., Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) в 1904 г., Международная лига хоккея на льду (ЛИХГ) в 1908 г., Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ) в 1912 г., Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) в 1912 г., Международная любительская федерация плавания (ФИНА) в 1908 г., Международные лыжные федерации (ФИС) в 1924 г., Международная любительская федерация баскетбола (ФИБА) в 1932 г., Международная любительская федерация волейбола (ФИВБ) в 1946 г. и т.д.

В те годы, когда создавались эти МСО, мало кто из спортивных руководителей задумывался о коммерческой стороне проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось т.н. правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. МСФ следовали этим правилам.

С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как "товар" , и меркантилизм в деятельности МСО, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.

Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию и проведение соревнований.

Многие историки и социологи спорта связывают коммерциализацию спорта на национальном уровне с его коммерциализацией на международном уровне. И хотя в большинстве стран это имело место, данный вывод, по нашему мнению, не вполне объективен. Исторически коммерциализация спорта началась с продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере зарождения американского профессионального спорта [2]. Именно в США во второй половине XIX в. произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.

Концепция "любительства" вплоть до середины 70-х годов была краеугольным камнем в деятельности подавляющего большинства МСО. И эта концепция, несомненно, влияла на организацию и проведение соревнований. Хотя слово "любительская" сохранилось и сегодня в названии многих МСФ (баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, легкая атлетика, плавание и др.), эта концепция канула в лету, а рассуждения о любительстве в спорте высших достижений стали восприниматься как фарс.

"На протяжении столетия профессиональный и олимпийский спорт развивался самостоятельно, создавая каждый свою сложную систему соревнований ... Их сближение - один из важнейших факторов дальнейшего прогресса спорта", - отмечают авторы учебника "Олимпийский спорт" (1994) С.И. Гуськов и В.Н. Платонов [3], т.е. происходят процессы коммерциализации и профессионализации МСО и отдельных национальных спортивных организаций (НСО).

В данном учебнике его авторы, рассматривая принципиальные различия между профессиональным и олимпийским спортом, отмечают, что первой отличительной особенностью профессионального спорта является ориентация на развитие зрелищных видов спорта, приносящих доход. Да и называя другие особенности, связанные прежде всего с проведением соревнований [4]. Причем в профессиональном спорте, как правило, календарь соревнований более насыщен, а конкуренция между командами и спортсменами более жесткая.

Организационная структура МСФ да и МОК предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих МСО являются НСО. В первом случае - это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во втором - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем МСФ являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением МОК, который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако и здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.

Выбирая на своем Исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.

Таким же образом действуют и многие НСО или НСФ в подавляющем большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, т.к. в некоторых странах имеются государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.

На наш взгляд, государственные спортивные организации на любом уровне и общественные спортивные организации среди своих отличительных особенностей имеют одну, тесно связанную с проведением соревнований. Если для последних организаций проведение соревнований многие годы, а для некоторых и сейчас, являлись и являются одной из основных функций, то для государственных спортивных организаций, на наш взгляд, ни в коем случае. Ибо эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных организаций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.

К сожалению, следует признать, что и в бывшем Советском Союзе, и в России государственные спортивные органы занимались и занимаются многими аспектами организации и проведения соревнований . Впервые об этом заговорили президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев и профессор С.И. Гуськов на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту 23 мая 1996 г. на тему "Государство и спорт" [5].

Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физического воспитания никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.

На наш взгляд, подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в наших "роскошных" условиях не только выделение средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.

В этой связи особо следует остановиться на деятельности спортивных организаций в области продажи прав на их радио- и телетрансляции. В ряде МСО (МОК, ФИФА, ИААФ и др.) и в ряде стран, прежде всего в США, продажа прав на трансляцию соревнований стала в 80-90-е годы одним из основных источников доходов спортивных организаций и организаторов соревнований. Так, доходы организационных комитетов олимпийских игр (ОКОИ) от продажи прав на их телетрансляцию, которые затем распределяются между МОК, МСФ, НОК и ОКОИ, стали исчисляться в 90-е годы сотнями миллионов долларов. Правда, в середине 90-х годов после серьезной критики о зависимости от телевидения и принятия новой маркетинговой политики МОК сумел относительно снизить долю теледоходов в общей сумме от проведения Олимпийских игр.

К примеру, если теледоходы ОКОИ зимних Олимпийских игр 1994 г. в Лиллехаммере составляли 68% (355 млн долл.), то в 1998 г. в Нагано они уже были менее 50% (513 млн долл.). На Олимпиаде 1996 г. в Атланте доля теледоходов в бюджете ОКОИ уже снизилась до 34%, или 895 млн долл. [8].

Анализируя деятельность МСО в области продажи прав на трансляцию соревнований, следует отметить, что некоторые из них, и в частности ФИФА, ИААФ, не передают их в ведение организаторов соревнований, а сами занимаются продажей телеправ на трансляции чемпионатов мира по футболу и легкой атлетике или Гран-при по легкой атлетике. Кроме того, в МОК появилась новая тенденция, связанная с продажей телеправ в пакете сразу нескольких олимпийских игр. Ради объективности необходимо подчеркнуть, что профессиональные лиги в США по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею уже с середины 60-х годов используют эту тактику, которая привела к резкому росту стоимости телеправ. И сегодня Национальная футбольная лига (НФЛ) и ее клубы получают около 70% доходов от продажи телеправ на трансляцию футбольных матчей. Последний телеконтракт заключен НФЛ с национальными телекомпаниями США на рекордную в истории спорта и шоу-бизнесе сумму в размере 17,5 млрд долл. [9].

Не случайно в марте 1999 г. российские спортивные организации обратились в адрес руководителей телекомпаний России. В этом обращении подчеркивается, что 90-е годы привнесли в российскую экономику, включая и спорт, рыночные отношения. Однако эта рыночная концепция не коснулась отношений между российскими телекомпаниями со спортивными организациями, которые являются обладателями прав на их проведение, а зачастую и их организато рами. К сожалению, телекомпании России не рассматривают пока спортивные соревнования (исключение футбол) как "товар" и не приобретают телеправа на их трансляцию. Об этом говорили на "круглом столе", проведенном Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту в апреле 1999 г. на тему "Телевидение и спорт", руководители спортивного движения России - президент Всероссийской федерации легкой атлетики В.В. Балахничев, президент Баскетбольного клуба ЦСКА А.Я. Гомельский, президент Федерации хоккея России А.Я. Стеблин и др. [6]. Думается, что в начале XXI в. телекомпании России начнут принимать участие в финансировании российских спортивных организаций, приобретая у них телеправа на трансляцию соревнований.

Многие МСФ, и в частности ФИФА, работают сегодня над тем, чтобы войти в XXI в. с единым международным календарем соревнований. Президент ФИФА Й. Блаттер рассматривает создание такого календаря как важный этап в поддержании соревновательно о духа в футболе в новом тысячелетии. "Введя единый календарь, вы упростите систему управления футболом во всем мире, устраните противоречия между клубами и национальными ассоциациями, уменьшите количество игр футболистов за сезон, что сделает игру более привлекательной для болельщиков и заставит телевидение платить больше за трансляцию матча", - считает президент ФИФА [7].

Данные новации могут привести к тому, что чемпионат мира по футболу будет проводиться не один раз в четыре года, а раз в два года. По мнению Блаттера, необходимо, чтобы национальные чемпионаты проводились в одно и то же время во всех национальных федерациях. Кроме того, он считает разумным преобра

зование региональных чемпионатов - кубки Америки, Африки и Европы - в отборочные соревнования к чемпионату мира по футболу. И чтобы поддерживать футбол на высоком уровне и для полноценного восстановления футболистов после матчей необходимо уменьшить количество игр в национальных календарях. Как выразился Блаттер, имеет смысл в высших лигах государства иметь по 16-18 команд. Как видим, ФИФА стремится в XXI в. взять под свой полный контроль не только проведение международных футбольных матчей, но и национальных чемпионатов по футболу.

Примерно аналогичные планы продумывают и руководители других МСФ. Следует предполагать, что в XXI в. многие федерации по игровым видам спорта пойдут по пути Международной федерации волейбола и созданию мировых лиг, в которых будут выступать или лучшие клубные команды, или сборные команды стран. И в заключение хотелось бы обратить внимание на тенденцию, которая стала проявляться в 90-е годы в организации и проведении соревнований во многих странах мира. Речь идет о привлечении добровольных помощников. Следует признать, что организация крупных соревнований (олимпийских игр, чемпионатов мира, континентов, стран и т.д.) практически невозможна сегодня без участия добровольцев. Но их участие в этом процессе за последние годы также претерпело существенные изменения. Если до 60-х годов организаторы соревнований привлекали действительно добровольцев на общественных началах, то в 70-е и 80-е годы их стали поощрять спортивной униформой и организованным питанием. А в 90-е годы многие организаторы соревнований стали платить добровольцам за их участие. И это вполне понятно, т.к. проведение соревнований по ряду видов спорта начало приносить солидные доходы.

Таким образом, на рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, "товаром", начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики.

Литература.

1. Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют. Материалы "круглого стола" 23 мая 1996 г. и парламентские слушания 9 июля 1996 г. - М., 1996.

2. Гуськов С.И. Игра называется "деньги" (Все о профессиональном спорте в США). - М.: Полиграф-сервис, 1997, с. 11-58.

3. Платонов В.И., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1994, с. 400.

4. Платонов В.И., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1994, с. 403-411.

5. Романов А.О. Международное спортивное движение. - М., ФиС, 1973, с. 236-242.

6. Спорт для всех, журнал Совета Европы, № 1-2, 1999, с. 3.

7. Цитата из газеты "Век", № 21, 1999.

8. Olympic Market Research. Analysis Report. - IOC, Lausanne, 1998. The Olympic Marketing Newsletter. Marketing Matters. - IOC, Lausanne, Summer 1996, N8, 9.

9. The Sporting News, 18 April, 1999.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: