|
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Мелихова В настоящее время происходит процесс критическо го осмысления многих теоретических и практических положений в области спорта. В сложившейся ситуации естественно возникает необходимость в тщательном изучении всех составляющих системы многолетней подготовки спортсменов. Известно, что первое и чрезвычайно важное звено в этой цепи - система подготовки спортивного резерва (СПСР), от степени целесообразности построения которой во многом зависит весь последующий ход спортивного совершенствования. Процесс становления CПCР в нашей стране прошел ряд этапов, каждый из которых характеризовался новыми, более высокими, количественно-каче ственными показателями. В ходе развития физкультурно-спортивного движения в основном сформировалась целостная система подготовки спортивных резервов в стране, основу которой составляют спортивные школы. По данным В.Г. Бауэра [1], доля воспитанников спортивных школ в составах сборных команд составляет примерно 96-98%. Подготовка спортивного резерва определяется спецификой сферы спортивной деятельности в целом, спецификой избранного вида спорта, особенностями биологической и социально-психологической природы человека, закономерностями развития личности человека в онтогенезе, законами развития определенных двигательных способностей в различные возрастные периоды и еще целым рядом факторов [ 2-4, 8]. К числу основных факторов, обусловливающих эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва, относятся [3]: - оптимальное соотношение контингента занимающихся на этапах многолетней подготовки, способного обеспечить полноценное пополнение сборных команд России; - нормативные основы деятельности спортивных школ; - рациональное построение спортивного календаря соревнований; - принципы формирования Единой всероссийской спортивной классификации. При этом потребность в спортивном резерве рассматривается как оптимальная структура континген та занимающихся, представляющая собой соотношение количества спортсменов, дающих возможность обеспечить подготовку на высшем уровне конкурентоспособного пополнения сборных команд России. На наш взгляд, разработка научно-педагогической концепции совершенствования системы подготовки спортивного резерва должна предполагать формирование таких принципов, которые детализируют ее теоретико-методологическую направленность и технологические условия обеспечения успешности данного процесса [6, 7]. При изучении основных направлений совершенствования концепции подготовки спортивного резерва в беге на средние и длинные дистанции С.А. Локтевым [5] было убедительно показано несоответ ствие практической деятельности ДЮСШ с научными положениями и установками. Это несоответствие наиболее полно выражено в расхождении с принципами либерализации, т.е. свободного выбора средств, форм и методов физического совершенствования; гармонизации, предполагающей всестороннее физическое и духовное развитие личности, гуманизации, обеспечивающей учет физической и психологической индивидуальности, характеризующейся ранним выбором. Кроме того, свою негативную долю вносят преждевременная специализация и единая для всех система соревнований. В настоящее время, когда спортивные результаты неизмеримо выросли и процесс воспитания спортсменов носит комплексный характер, подготовка спортивных резервов может успешно осуществляться только при решении неразрывно связанных между собой задач и учете всех системообразующих факторов: кадров, организационной структуры, управления, планирования, информационного, научного и медицинского обеспечения, материальной базы, финансирования, восстановления, отбора и ориентации. Обязателен учет факторов внешней среды при ведущей роли тренировочного и соревновательного процессов. На современном этапе развития спорта повышается не столько значение отдельных компонентов, сколько их взаимосвязь, подчинение достижению основной цели - полноценного пополнения состава национальных сборных команд, способных на равных конкурировать с сильнейшими спортсменами мира. Рассмотрение обозначенной нами проблемы с позиций системного подхода, в соответствии с которым цель, конечный результат благодаря действию принципа обратной связи играют важную системообразующую роль определяет методы и средства достижения цели, позволяет выявить их органическую взаимосвязь и взаимообусловленность. Постоянного совершенствования требует методика тренировки, которая является основой для разработки процесса подготовки спортсменов, определяет направленность и содержание организационной деятельности. Основополагающим принципом функционирования системы подготовки спортивного резерва должен быть принцип единства теоретического, организационного и технологического компонентов многолетней подготовки, реализация которого сможет обеспечить разрешение основного противоречия, присущего современной отечественной системе подготовки резерва, - почти полного несоответствия содержания практической деятельности теоретическим установкам, а организационных условий - технологическим требованиям, предъявляемым к процессу спортивной подготовки на ее начальных этапах. Известно, что структура контингента занимающихся в спортивных школах и квалифицированных спортсменов является важнейшей интегральной характеристикой качества функционирования системы подготовки спортивного резерва. Таким образом, в условиях непрерывного усложнения технологических процессов подготовки спортсменов возрастает необходимость повышения уровня и взаимодействия различных компонентов системы подготовки спортивных резервов. Обозначим взаимосвязь некоторых из них: - создание организационных форм, ориентиро ванных на использование интенсивных факторов, позволяющих создать комплекс условий, необходимых для воплощения в практику передовых технологий подготовки спортивных резервов; - согласованность действий всех организаций, принимающих участие в подготовке спортивных резервов по видам спорта, и их дальнейшая специализация; - концентрация ресурсов и их целенаправленное использование на основных направлениях; - комплексность решения организационных, материально-технических, информационных, научно-методических и других задач; - эффективная система управления и рациональная организационная структура всей системы подготовки спортивного резерва. Литература 1. Бауэр В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: Канд. дис. М., 1994. - 25 с. 2. Булгакова Н.Ж. Проблема отбора в процессе многолетней тренировки (на материале плавания): Автореф. докт. дис. М., 1977. - 64 с. 3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиC, 1986. - 192 с. 4. Гужаловский А.А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1979, №9, c. 28-31. 5. Локтев С.А. Организационно-педагогическая концепция преобразования системы подготовки спортивного резерва в беге на средние и длинные дистанции: Докт. дис. Краснодар, 1994. - 402 с. 6. Мелихова Т.М. Совершенствование организации и планирования подготовки конькобежцев в ДЮСШ: Метод. пос. Челябинск, 1989. - 32 с. 7. Мелихова Т.М. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов. Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии и перспективы. Тез. докл. Междунар. конгр. Москва, 24-28 мая 1998 г. Т.1, с. 294-295. 8. Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. - М.: ФиC, 1974. - 232 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |