|
ТРЕНИРОВКА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙФАКТОР В ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ГАНДБОЛИСТОК Кандидат педагогических наук,
профессор Ю.В. Катуков Актуальность проблемы. Существующая тенденция к всевозрастающим физическим нагрузкам не может считаться единственным средством, способствующим повышению спортивных результатов. Изучение и учет особенностей комплекса сенсорных систем могут быть дополнительным резервом в освоении и совершенствовании механизма управления отдельными параметрами движений. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие две группы девочек-гандболисток 11-13-летнего возраста второго года обучения, 26 человек: экспериментальная группа - 13 человек; контрольная группа - 13 человек. Занятия проводились три раза в неделю, продолжительность одного занятия составила 90 мин. Всего было проведено 120 занятий. Обе группы занимались по общеприня той для ДЮСШ учебной программе (1983 г.) с той лишь разницей, что программу экспериментальной группы дополняли специальные комплексы физических упражнений, направленные на тренировку зрительной и вестибулярной сенсорных систем. Тренировочные комплексы, составленные из разнообразных двигательных действий (ускорений, внезапных остановок, прыжков, вращений на месте и поворотов в движении, метаний, падений, кувырков), предусматривали целенаправленное воздействие на отолитовый аппарат, полукружные каналы вестибулярного анализатора. Для тренировки зрительного анализатора использовались упражнения, воздействующие на глазные мышцы (круговыи вращения глаз, движения глаз вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали), различные подвижные игры и эстафеты, которые повышали возбудимость периферических элементов сетчатки, что увеличивало объем поля периферического зрения. Упражнения комплексов проводились игровым и строго регламентированным методами, при этом соблюдали сь последовательность, постепенность, систематичность, учитывались индивидуальные особенности занимающихся. Комплексы выполнялись на каждом тренировочном занятии, не нарушая его структуры, и подбирались с учетом поставленных в занятии задач. Специальные комплексы использовались в разных частях тренировочного занятия. До и после педагогического эксперимента определялись границы поля периферического зрения, острота зрения и цветоощущение; оценивались вестибулярная устойчивость и техническая подготовленность гандболисток. Исходные данные свидетельствовали о примерно одинаковом уровне технической подготовленности гандболисток как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Результаты исследования. В итоге проведенного эксперимента сопоставление и анализ результатов экспериментальной и контрольной групп позволили выявить следующее. Данные, определяющие устойчивость вестибулярного анализатора, выявили статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами (р<0,01). Показатели пробы Яроцкого улучшились в экспериментальной группе на 12,2%, в контрольной - на 7,9%. Темпы прироста показателей позы Ромберга составили 23,7% в экспериментальной группе и 13,5% - в контрольной. При выполнении ходьбы по прямой после пяти вращений головой прирост составил 22,4% в экспериментальной группе и 16,8% - в контрольной. Показатели остроты зрения правого и левого глаза гандболисток как экспериментальной (5,7 и 7,6%), так и контрольной группы (5,5 и 6,7%) незначительно улучшились и были примерно одинаковыми. Показатели цветоощущения девочек экспериментальной группы улучшились на 20,4%, контрольной - на 8,5%. В экспериментальной группе, где в учебно-тре нировочный процесс включалось большое количество специальных средств тренировки, границы поля периферического зрения увеличились для правого глаза на 40°, что составляет 53,8%, для левого - на 25,5°, что составляет 38,5%; в контрольной группе соответственно на 20° (33,3%) и на 18,5° (25%). В оценке технической подготовленности произошло улучшение выполнения технических приемов как в экспериментальной, так и в контрольной группе, но не равнозначно. Так, прирост в технике ловли и передачи мяча в экспериментальной группе составил 22,2%, в контрольной - 11,8%. При выполнении ведения мяча в экспериментальной группе прирост составил 20%, в контрольной - 11,8%. Также были заметны сдвиги в технике выполнения бросков в прыжке и опорном положении. В экспериментальной группе прирост составил 17,1 и 21,9%, в контрольной - 8,8 и 12,9%. Преимущество в выполнении технических действий гандболистами экспериментальной группы отмечалось прежде всего в сложнокоординационных двигательных действиях. После эксперимента испытуемые экспериментальной группы техничнее и увереннее выполняли игровые технические элементы, что положительно сказалось на спортивном результате (девочки заняли третье место в соревновании "Стремительный мяч - 99"). Это подтверждается наличием тесной корреляционной связи между показателями технической подготовленности и уровнем развития функций зрительного и вестибулярного анализаторов. Так, коэффициент ранговой корреляции между сенсорными системами (суммарные показатели) и техникой увеличился с 0,53 до 0,69 в экспериментальной с 0,41 до 0,51- в контрольной группе. Заключение . Используемые в экспериментальной группе специальные комплексы физических упражнений с направленностью на тренировку зрительного и вестибулярного анализаторов оказали положительное влияние на спортивную технику, развитие физических качеств. Тренировку сенсорных систем следует рассматривать как дополнительную возможность в повышении спортивного мастерства. Данное направление является перспективным для теории и практики спорта. Рекомендуемая литература 1. Байченко И.П., Грачева Р.П. Возбудимость и устойчивость вестибулярного и двигательного анализаторов при развитии тренированности спортсменов//Физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам и развитие тренированности у спортсменов: Сб. научн. тр. Л.,1976,. с. 130-134. 2. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 232с. 3. Зимкин Н.В. Физиология человека. - М.: ФиС, 1964. 4. Катуков Ю.В. Средства и методы вестибулярной тренировки в спортивной практике: Учеб. пособие для ин-тов физкультуры. - Челябинск: ОГИФК ЧГИФК, 1982. - 46 с. 5. Козлов А.И. Возрастные особенности развития координации у детей школьного возраста и пути ее совершенствования в процессе физического воспитания: Автореф. канд. дис. М., 1964. - 24 с. 6. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М.: ФиC, 1951. -515 с. 7. Стрелец В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека: Автореф. докт. дис. Л., 1971. - 41 с. 8. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиC, 1975. - 208 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |