НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ ВЛГИФКа

Кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР А.С. Максимов

Постоянный рост достижений в беге на выносливость требует поиска новых, более эффективных, форм, средств и методов подготовки спортсменов. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности является одним из перспективных направлений развития спортивной науки [2, 6]. Особенности вузовского обучения вносят определенные коррективы в учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.

С одной стороны, значительно снизился уровень физической подготовленности поступающих студентов, с другой - на физкультурно-спортивное совершенствование отводится небольшое количество часов. В связи с этим особую актуальность приобретает задача поиска и разработки комплексных тестирующих программ, позволяющих тренеру оперативно получать и обрабатывать большой объем разнообразной информации [1, 5, 6]. Комплексный контроль предусматривает изучение и оценку различных сторон подготовленности спортсмена, а также адаптацию систем организма к различным нагрузкам.

Таблица 1. График темпа бега для определения скорости ПАНО

Количество кругов Расстояние, м Время пробег,
диcт. по ходу, мин
Темп бега
с/400 м МИН/КМ
1 100 0.27 108 4.30
200 0.54
300 1.21
400 1.48
2 500 2.15 108 4.30
600 2.42
700 3.09
800 3.36
3 900 4.02 104 4.20
1000 4.28
1100 4.54
1200 5.20
4 1300 5.45 100 4.10
1400 6.10
1500 6.35
1600 7.00
5 1700 7.24 96 4.00
1800 7.48
1900 8.12
2000 8.36
6 2100 8.59 92 3.50
2200 9.22
2300 9.45
2400 10.08
7 2500 10.30 00 00 3.40
2600 10.52
2700 11.14
2800 11.36
8 2900 11.57 84 3.30
3000 12.18
3100 12.39
3200 13.00
9 3300 13.20 80 3.20
3400 13.40
3500 14.00
3600 14.20

В настоящее время, с увеличением количества факторов, влияющих на спортивный результат, возросли трудности их полного учета и анализа. Определенная трудность состоит в выборе наиболее объективных, доступных и информативных показателей. Существует два основных критерия для оценки подготовленности спортсменов. Первый вариант связан с использованием модельных характеристик, второй заключается в сопоставлении исследуемых индивидуальных показателей на разных этапах подготовки. При этом необходимо знать номенклатуру информативных параметров, а также диапазон измерения этих показателей и нормы их точности.

Основными направлениями контроля являются:

1. Оценка функционального состояния.

2. Анализ специальной физической подготовленности .

3. Учет тренировочных нагрузок и спортивных результатов.

4. Анализ психологической и технико-тактической подготовленности.

5. Контроль за состоянием здоровья.

При оценке различных сторон подготовленности бегунов в качестве контрольных упражнений используют, как правило, тесты, сходные по своей структуре с соревновательным упражнением. Для практиков спорта важно оценить различные стороны подготовленности одновременно, что предполагает разработку унифицированной системы контроля.

На первом этапе эксперимента комплексному исследованию подверглись студенты ВЛГИФКа младших курсов, специализирующихся в беге на средние дистанции. Для оценки подготовленности спортсменам предлагалось выполнить ряд тестов, характери зующих уровень аэробной и анаэробной производи тельности скоростных и силовых возможностей.

Аэробная производительность оценивалась уровнем порога анаэробного обмена (ПАНО). Для этой цели была модифицирована методика определения скорости ПАНО по динамике легочной вентиляции [4]. Спортсменам предлагался бег по стадиону со ступенчатым повышением скорости на 0,1 м/с, или 4 с за 400 м.

Испытуемый бежал в специальной маске и считал количество вспышек лампочки за один круг (400 м). Маска состоит из респиратора, совмещенного с сухим спирометром, где в его стрелку вмонтирован магнит. Вращаясь, стрелка замыкает цепь магнитным полем в "герметическом" пространстве, и лампочка вспыхивает. За один оборот лампочка загорается один

раз, поэтому круг вращения стрелки является условной единицей объема, с помощью которого судят о кислородном обмене в организме.

Для нахождения ПАНО строился график зависимости между скоростью бега и условной единицей объема, которая рассчитывалась по формуле:

p29_for1.jpg (6242 bytes)

где:
  
Ve - условная единица объема;

Ve - количество вспышек лампочки за одну ступень бега;

DDt - среднее время пробегания отрезка между вспышками;

t - время пробегания одной ступени.

О развитии анаэробных и скоростных возможностей мы судили по результатам контрольного бега на 600 м и 30 м с ходу. Для определения силовой подготовленности бегунам предлагалось выполнить следующие упражнения:

1) Поднятие прямых ног к перекладине из положения виса (П);

2) Десятикратный прыжок в длину с места (ДЛ);

3) Приседание на одной ноге (ПР).

По результатам этих тестов определялся критерий силы по следующей формуле:

p29_for2.jpg (5640 bytes)

Для того чтобы получить обобщенную характеристику уровня физической подготовленности исследуемых спортсменов и соответствия ее модельным характеристикам, применялась система оценки каждого отдельного показателя по 10-балльной шкале [3]. При этом уровню в два балла соответствует модель 2-го разряда, уровню в три балла - модель 1-го разряда и т.д.

Поскольку вклад отдельных сторон подготовленности в спортивный результат неравнозначен, комплексная оценка производилась на основании критерия физической подготовленности.

p29_for3.jpg (6726 bytes),

где: АР - оценка аэробной производительности;

АН - оценка анаэробной производительности;

СК - оценка скоростных показателей;

СЛ - оценка силовых показателей.

Проведенное исследование выявило, что средний показатель физической подготовленности группы бегунов на средние дистанции составил 2,6 балла.

Таблица 2. Оценка тестируемых показателей

Аэробная производительность Анаэробная производительность Скоростные показатели Силовые показатели
ПАНО,
мин/км
баллы 600м, с баллы 30 м с/х, с баллы К силы баллы
3.54 2,3 94.4 2,1 3.5 1,8 16 4,5

При этом аэробные возможности были оценены в 2,3 балла, анаэробные - в 2,1 балла. Более высокие значения были зафиксированы по силовому потенциалу, критерий силы составил 16 у.е., что соответство вало уровню в 4,5 балла.

Данная методика позволяет оперативно и точно оценить подготовленность бегунов. Сопоставив полученные результаты с модельными характеристиками, можно выявить слабые стороны и внести определенные коррективы в тренировочный процесс.

Эффективное управление процессом подготовки основывается на точной информации об изменениях показателей физической подготовленности под влиянием бега различного объема и интенсивности.

На втором этапе работы исследовалась структура тренировочных нагрузок данных спортсменов. Все применяемые упражнения были классифицированы по трем основным зонам энергообеспечения: аэробная, смешанная и анаэробная.

Полученные результаты показали, что при общем годовом объеме 2126 км основное место (74%) занимают нагрузки аэробной направленности. Для определения значимости основных компонентов общего объема бега материалы исследования были подвергнуты корреляционному анализу. Была выявлена сильная связь спортивного результата с объемом нагрузок смешанного (аэробно-анаэробного) характера.

С целью изучения количественных связей исследуемых признаков - применялся метод пошаговой множественной регрессии, что позволило, с одной стороны, определить вариационный вклад отдельных параметров нагрузки, с другой - спланировать объемы бега различной энергетической направленности для выполнения конкретного спортивного результата.

Сравнительный анализ структуры тренировочных нагрузок и комплексной физической подготовленности позволил более эффективно управлять тренировочным процессом и существенно улучшить результаты в беге на средние дистанции.

Литература

1. Запорожанов В.А. Комплексный контроль в современном спорте // Теория и практика физической культуры. 1982, № 2, с. 41-43.

2. Коннов Л.Г. Система комплексного контроля в управлении тренировочным процессом в видах бега на выносливость. Учебн. пос. Смоленск, 1997, с. 9-16.

3. Кулаков В., Хромцов Н. Стайеры: комплексная оценка физической подготовки //Легкая атлетика. 1988, № 8, с. 14-15.

4. Мякинченко Е.Б., Бикбаев И.З. Селуянов В.Н., Козьмин Р.К. Метод определения порога анаэробного обмена по легочной вентиляции при беге //Теория и практика физической культуры. 1984, № 9, с. 21-22.

5. Травин Ю.Г., Петров С.В., Латыпов И.К., Коновалов Е.А. Педагогический и медико-биологический контроль //Программирование тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции. М.,1996, с. 59-62.

6. Федоров А.И., Шарманова С.Б., Сиротин О.А., Медведев В.Н. Комплексный контроль как управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты //Теория и практика физической культуры. 1997, № 9, с. 25-39.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!