|
ИССЛЕДОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ Кандидат педагогических наук, доцент Ю.С. Воронов Исследование соревновательной деятельности спортсменов - на сегодняшний день один из самых интересных и важных разделов спортивной науки в любом виде спорта. Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу и проходимости местности дистанции. Следует отметить, что расположение контрольных пунктов, планировка дистанции и сама местность бесконечно разнообраз ны, поэтому каждый соревновательный старт требует поиска оптимального варианта прохождения дистанции [2]. В отличие от большинства видов спорта сложность соревновательной деятельности в ориентировании зависит не только от объективных условий: уровня подготовленности спортсмена, сложности местности, ранга соревнований и т.п., но и от задач, которые ставит на каждой трассе начальник дистанции, а задачи эти постоянно усложняются [1]. Цель настоящей работы - исследование соревновательной деятельности юных ориентиров щиков, выявление и анализ технико-тактических особенностей преодоления дистанций заданного направления в спортивном ориентировании. Охватить всю совокупность закономерностей соревновательной деятельности юных ориентировщиков в одном исследовании достаточно сложно. Поэтому мы сосредоточили внимание главным образом на соотношениях различных параметров соревновательных дистанций и преобладающих технических приемах, на количественных выражениях этих соотношений и тенденций в целях повышения эффективности управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании. При этом предполагалось, что для каждого этапа многолетнего учебно-тренировочного процесса характерны неодинаковые соотношения рассматриваемых параметров и различные тенденции их динамики. Для изучения соревновательной деятельности юных ориентировщиков с 1993 по 1999 г. анализировались технико-тактические действия спортсменов, оценивались пути движения участников и протоколы соревнований. В общей сложности было проанализировано более 100 соревновательных дистанций в основных Центрах ориентирования России, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний Новгород, Смоленск, Железноводск, Брянск, Рязань, Калининград, Орел, а также дистанции соревнований, которые проводились в Латвии, Молдавии, на Украине, в Швеции и Финляндии. Анализ дистанций заданного направления в летнем ориентировании позволил выявить, что основными показателями соревновательной деятельности являются: а) количество технико-тактических действий; б) эффективная и фактическая скорости бега; в) структура соревновательной трассы (табл. 1-2). На этапе предварительной подготовки в спортивном ориентировании (возрастная группа МЖ-10) происходит формирование исходных предпосылок спортивной деятельности. Анализ дистанций показывает, что во время участия в соревнованиях юные спортсмены осуществляют простейший выбор пути, когда перегоны с выбором пути чередуются с перегонами, где нет необходимости в таком выборе (65,3% - это бег по линейным ориентирам). При движении вдоль линейного ориентира планируется в основном один тип ситуации, когда юный ориентировщик делает выбор: идти либо вправо либо влево. Таблица 1. Структура соревновательных дистанций заданного направления для юных ориентировщиков 10-16 лет в летнем спортивном ориентировании
Таблица 2. Показатели технических действий юных спортсменов-ориентировщиков при преодолении соревновательной дистанции (в %)
При занятиях с начинающими ориентиров щиками необходимо строго соблюдать принцип безопасности. Это в первую очередь достигается постановкой контрольных пунктов (КП) на выделяющихся, хорошо заметных ориентирах, которые служат как бы и тормозными ориентирами для юных спортсменов (31,2 % КП стоят на бугорках и пересечении троп). Основа ориентирования на этапе предварительной подготовки - это умение читать карту, не задумываясь над скоростью передвижения, поэтому эффективная скорость у ориентировщиков 9-10 лет невысока и изменяется в пределах от 0,86 до 1,76 м/с у мальчиков и от 0,38 до 1,42 м/с у девочек. При планировании дистанций заданного направления для групп МЖ-10 в абсолютном большинстве случаев мальчики и девочки данного возраста преодолевают одну и ту же соревновательную трассу. Это повышает безопасность нахождения в лесу маленьких детей и дает возможность совместного обучения их основам техники и тактики. Длина дистанции заданного направления на этапе начальной подготовки изменяется в пределах от 1300 до 3600 м и в среднем составляет 2525,0±262,8 м как для мальчиков, так и для девочек. Этап начальной спортивной специализации рассматривается как начало фундаментальной подготовки спортсмена (возрастная группа МЖ-12). Учебно-тренировочные занятия на этом этапе, сохраняя в определенной мере общеподготовительную направленность, постепенно специализируются в направлении, соответствующем прогрессу в избранном виде спорта. Длина дистанции увеличивается в среднем на 23,6%. В зависимости от сложности местности протяженность соревновательных трасс изменяется в пределах от 1830 до 4050 м и в среднем составляет 3120,0±275,1 м для мальчиков и 2440,1±803,3 м для девочек. Повышается сложность соревновательных дистанций, это выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 26,8%), а также в постановке КП в микроямках (18,1%) и ямах (11,3%). Несколько возрастает (на 6,4%) эффективная скорость бега по дистанции и достигает в среднем 1,33 м/с у мальчиков и 0,91 м/с у девочек. Заметно снижается применение такого способа ориентирования, как бег по линейному ориентиру (до 39,8%). Возрастает с 24,3 до 43,1% количество перегонов между контрольными пунктами, на которых применялось несколько способов ориентирования. Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (группа МЖ-14) характеризуется дальнейшим увеличением длины дистанции, в среднем на 35,1%, и эффективной скорости, до 1,85±0,36 м/с у мальчиков и 1,70±0,39 м/с у девочек. При детализации показателей соревновательной деятельности на данном этапе обнаруживается немало пробелов и неопределенностей. Они обусловлены кроме всего прочего отсутствием достаточно четких критериев, которые позволяли бы с необходимой объективностью судить о специфических закономерностях планирования дистанций в рамках этапа углубленной тренировки и его переходе на следующий этап, отличающийся своими особенностями. Анализ показывает, что уменьшается применение такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 19,6%), который составляет основу технической подготовки. Практически не изменяется (по сравнению с группой М-12) соотношение длинных, средних и коротких перегонов. Все это отрицательно влияет на дальнейшее спортивное совершенствование юных ориентировщиков. Таблица 3. Структура соревновательных дистанций на чемпионатах мира по спортивному ориентированию для группы М-21
Структура соревновательных трасс в возрастной группе МЖ-16 (этап спортивного совершенствования) претерпевает дальнейшее усложнение. До 4,7% увеличивается количество длинных перегонов, сокращается применение такого способа ориентирования, как движение по линейному ориентиру (34,1%). Параметры дистанций возрастают более значительными темпами: так, длина трасс увеличивается на 51,2%, а количество КП - на 35,7%. При сопоставлении показателей соревнова тельной деятельности юных ориентировщиков с данными чемпионатов России и мира (табл. 3) было выявлено, что происходит постепенное усложнение дистанций, и по своим показателям в группе МЖ-18 они приближаются к показателям элитных спортсменов. В результате анализа соревновательной деятельности было установлено, что многодневные соревнования предъявляют серьезные требования к уровню специальной подготовленности юных ориентировщиков. Современный спортсмен, претендующий на победу в ответственных соревнованиях, находится в напряжении по 4-6 ч в день и проводит на дистанции от 60 до 90 мин в течение 3-4 дней подряд. Такие высокие нагрузки переменной интенсивности, сопровождающиеся напряженной умственной деятельностью, способствуют относительно быстрому нарастанию общего утомления, вызывающего, в свою очередь, нарушение психофизиологических функций организма. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1. Установлено, что в начале летнего соревновательного сезона (конец апреля - начало мая) у юных ориентировщиков отмечается недостаточная стабилизация спортивно-технических навыков, поскольку объем нагрузки специального характера еще мал (30-40% от общего объема). В результате спортсмен не может рационально и тактически правильно использовать технические приемы при преодолении трудных участков дистанции и совершает много ошибок. 2. В тренировке наиболее целесообразно технически сложные перегоны между КП планировать на начало дистанции. Это воспитывает у юных спортсменов умение концентрироваться с первых минут соревновательных трасс и приучает к равномерному прохождению трудных и более легких этапов. Данные обстоятельства очень важны для последующего успешного выступления в соревнованиях. 3. Начиная с 16-летнего возраста обозначается тенденция заметного увеличения длины дистанции и ее сложности. Повышенные темпы роста длины соревновательных трасс (в среднем на 51,2%) в начале этапа спортивного совершенство вания в значительной мере обусловлены особенностями возрастного развития организма юных спортсменов. 4. Весьма важное значение имеет проблема оптимального соотношения способов ориентирования, применяемых при преодолении соревновательных дистанций на всех этапах подготовки юных спортсменов. Установлено, что с возрастом и по мере повышения подготовленности ориентировщиков увеличивается доля такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 70-80%). 5. Выявлено, что структура соревновательных дистанций в возрастных группах МЖ14-16 не в полной мере соответствует целям и задачам этапа подготовки. Необходимо соревновательные трассы планировать так, чтобы при их преодолении на 50-60% использовался бег по точному чтению карты, до 10-12% увеличить количество длинных перегонов и на 20-25% - длину дистанции в данных возрастных группах. Литература 1. Васильев Н.Д. Изменение структуры соревновательной деятельности в процессе становления спортивного мастерства //Вопросы подготовки спортивного резерва: Сб. научн. работ. - Волгоград: ВГИФК, 1991, с. 119-122. 2. Чешихина В.В. Исследование особенностей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков //Информационный вестник спортивного ориентирования. 1992, № 5-6, с. 35-41. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |