|
ПРИНЦИП ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОПРЯЖЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Доктор психологических наук,
профессор А.В. Родионов Специфика спортивной деятельности в видах единоборств состоит в том, что она протекает в условиях лимита времени, при необходимости преодолевать активное сопротивление соперника с помощью совершенных, в достаточной степени автоматизированных и в то же время вариативных технических навыков. В единоборствах, по мнению А.Ц. Пуни (1970), в тактической деятельности на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-во левых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности и в связи с необходимо стью в кратчайшие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о путях и способах ведения соревнова тельной борьбы. Активное сопротивление противника постоянно вызывает рассогласование между замыслом спортсмена (прямая связь) и информацией о результатах выполненного действия (обратная связь), что требует активных механизмов психорегуляции. Это и дает основание называть тактическую деятельность в единоборствах психотактической. В настоящее время в подготовке единоборцев заметны качественные сдвиги, наиболее ярко проявляющиеся в исполнительном мастерстве лучших спортсменов. Такая эффективность - результат высокого уровня атлетической подготовленности, психомоторных, перцептивных и интеллектуальных способностей, многократных повторений технически сложных действий в самых разнообразных ситуациях альтернативной и временной направленности. Чрезвычайное многообразие технических приемов и еще большее многообразие всевозможных конфликтных ситуаций, постоянно возникающих в ходе единоборства, определяют особенности действий и операций и процесса их совершенствования. В таких условиях спортсмен должен уметь быстро оценивать складывающиеся ситуации и реагировать на них точными и эффективными действиями, что предъявляет к его двигательным навыкам основное требование - сохранение стабильности результата при наличии большой вариативности условий, складывающихся ситуаций [3, 7, 9]. Взаимосвязь психических и моторных элементов тактической деятельности отчетливо видна в переходе от ориентировочного действия к исполнительному [14], но в отличие от большинства видов человеческой деятельности в единоборствах эти действия как бы совмещены и в процессе одного исполнительного действия нередко осуществляются ориентировочные действия к другому. Такая "совмещенность" определяет главную специфику структуры психотактической деятельности единоборцев. В научно-методической литературе по единоборствам широкий круг задач, связанных с выявлением закономерностей принятия спортсменом решения и его реализацией в условиях быстрой смены различных конфликтных ситуаций, до последнего времени относят к вопросам тактики [9, 10, 15], хотя, несомненно, здесь есть психологический момент [6, 11], связанный с взаимодей ствием объективных и субъективных факторов деятельности, и моторный компонент [12]. Для принятия решений в единоборстве фактор лимита времени более значим, чем для принятия решений в спортивных играх, поэтому тактическая подготовка единоборца нередко направлена на элиминирование негативного влияния фактора лимита времени и перевод большого объема технико-тактических действий в сферу неосознaваемого на базе перцептивной и рецепторной антиципации. При внешней "простоте" такие тактические решения требуют многократного повторения технико-тактических действий в моделируемых условиях боевого поединка. Вот почему ведущей среди основных форм тренировки, например фехтовальщика, является индивидуальный урок как условное регламентированное взаимодействие спортсмена с конкретно моделируемым соперником, каким в данном случае является тренер. В единоборствах можно выделить следующие сопряженные физические и тактические действия: 1. Подавление - действия, имеющие целью создать или использовать превосходство над противником (в физической, технической, психологической, интеллектуальной подготовке). 2. Маневрирование - передвижение с целью создания благоприятной ситуации для выполнения технических действий и решения тактических задач. 3. Маскировка - действия, вводящие противника в заблуждение и вызывающие ответные реакции (угроза, вызов). Например, угроза используется для того, чтобы вынудить противника применять действия защиты. Цель вызова - заставить противника провести атаку [1]. Основными элементами в структуре спортивной деятельности единоборца являются так называемые технико-тактические приемы, которые принято подразделять на атакующие, защитные и контратакующие. Помимо этого могут рассматриваться действия, которые играют вспомогательную роль при проведении атакующих, защитных или контратакующих приемов. В боксе они носят название подготовительных, в борьбе и фехтовании - подготавливающих. Такие маневры не только позволяют создать ситуацию для проведения основных действий, но и несут в себе существенную психологическую нагрузку. Существенным фактором тактической деятельности помимо уровня развития и определенной компенсации когнитивных и сенсомоторных качеств становится состояние спортсмена, адекватное экстремальным условиям соревнования. Эти состояния, с одной стороны, во многом обусловлены динамикой качеств в предсоревнова тельной обстановке, а с другой - сами влияют на такую динамику и опосредованно - на эффективность решения тактических задач. В процессе практической работы с фехтовальщиками нами применялись моторные и психотактические упражнения на основе принципа сопряженных воздействий [5]. Сопряженность необходимо рассматривать как оптимальную взаимосвязь различных нагрузок, развивающих или поддерживающих уровень физических и психических качеств спортсменов. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность [4]. Такие воздействия могут осуществляться последовательно (после применения средств воздействия на физическую сферу применяются психические средства, оказывающие косвенное влияние и на физическую) и параллельно (применяются упражнения, избирательно воздействующие на одни и те же компоненты физической и психической сферы фехтовальщика). При выборе средств сопряженных воздействий мы исходили из следующих данных: 1) знаний об общих закономерностях тактической деятельности, особенных закономерностях, характерных для тактической деятельности в упражнениях, и единичных закономерностях, характерных для тактической деятельности фехтовальщиков; 2) данных о динамике тренированности фехтоваль щиков и содержании средств тактической деятельности на различных этапах подготовки; 3) данных об эмпирически сложившихся соотношениях между отдельными средствами тактической подготовки у конкретных фехтовальщиков; 4) данных об эффективности реализации эмпирических средств тактической подготовки в процессе боевой соревновательной деятельности. Как показали
наблюдения, большинство тренеров в той или иной
мере применяют не только "собственно
тактические" средства тактической подготовки,
но и психомоторные и психологические, которые в
данном случае являются сопутствующими. Однако
эти средства никак не систематизированы и в
недостаточной степени опираются на знания о
закономерностях психической деятельности при
решении оперативных задач, о соотношении
психологических и физиологических факторов
адаптации спортсменов к нагрузкам, о проявлениях
реакций на фи Применяемые нами средства воздействий условно можно разделить на три группы: - совершенствование тактических навыков; - взаимосвязанное развитие физических и психических качеств; - оптимизация актуальных состояний спортсменов. 1. При выборе средств совершенствования тактических навыков мы исходили из методических рекомендаций, изложенных в работах [8, 2, 13]. Упражнения на совершенствование тактических навыков включают следующие разделы: - использование ошибок противника; - противодействия различным способам рефлексивного поведения (силовому давлению, дистанционным обманам); - применение способов рефлексивного поведения (провоцирование момента для нанесения удара (укола) в прогнозируемой ситуации). Упражнения на использование ошибок противника применялись в форме взаимодействий двух соперников с оружием и без оружия (в последнем случае дистанция была только короткой, а задача - обыграть соперника за счет не столько физического превосходства, сколько правильного построения поединка). Все упражнения строились по определенной структуре, что позволяло использовать узнаваемый алгоритм действий соперника. Например, один спортсмен в процессе взаимопередвижений выполняет одну и ту же сложную атаку с разным временным интервалом. Задача другого - выведать замысел соперника и правильно выбрать время для тактически обоснованной контратаки. Особое внимание уделялось подготавливающим действиям с видимой угрозой нанесения укола, когда спортсмен намеренно ставил соперника в ситуацию ложными действиями, заставляя его реагировать на подготовку атаки. В дальнейшем первый спортсмен выполнял подготавливающие действия таким образом, что ставил соперника перед дилеммой: попытаться контратаковать или защищаться? Дальнейшее развитие ситуации определялось тем, какие условия ставит тренер каждому спортсмену тайно от него. В процессе условных взаимодействий перед спортсменами ставилась задача: путем игры оружием и ложных передвижений максимально снижать вероятность прогноза соперником характера атакующего действия. Применялись также условные бои, в которых один из соперников демонстрирует серию ложных открываний того или иного сектора, другой должен использовать одну из таких ошибок для нанесения укола. Применялись также мощные преднамеренные простые атаки, вслед за продолжительным маневрированием и "игрой" оружием. После 3-4 атак спортсмены менялись ролями. В ходе вольных боев внимание спортсменов обращалось на стремление к формированию у соперника способа действия, прогнозируемого сектора поражения и дистанционных ошибок. Для противодействия силовому давлению применялись следующие упражнения в условных боях: в ответ на силовое давление одного из соперников применять ложные угрозы в преднамеренно-экспромтной форме, чтобы максимально затруднить прогноз способа и времени активного противодействия силовому давлению. В борьбе с соперником, применяющим силовое давление, спортсменам рекомендовалось подготовку атаки с действием на оружие осуществлять вдали от противника, с использованием имитации защит и нападения, менять рисунок подготавливающих действий перед каждой новой схваткой; избегать решений, соответствующих логике хода боя; создавать ситуации с максимальной дистанционной и временной неопределенностью применения боевых действий, особенно контратак; использовать чередование разновидности контратак, в том числе с финтами и уколами в различные участки поражаемой поверхности соперника. Противодействия дистанционным обманываниям в основном формировались на основе частого использования таких упражнений, как взаимопередвижения (без оружия), а также последовательное выполнение каждым из соперников атак с дальней дистанции, задача другого - применять контрдействия в начале атаки, в середине и после ее завершения. В ходе условных боев перед спортсменами ставилась задача применения комбинированных атак, в случае если противник использовал глубокое отступление; создавать ситуацию с дистанционной и временной неопределенностью применения атаки; создавать наигранные ситуации, основываясь на неожиданных переходах от отступления к контратаке, от подготовки - к развертыванию атаки; преднамеренно варьировать глубину используемых нападений; избегать позиционно-вы жидательной манеры ведения поединка. Для совершенствования рефлексивного поведения, связанного с выбором момента для нападения соперника в прогнозируемой ситуации, в процессе вольных боев рекомендовалось применять следующие тактические приемы: - путем игры оружием и ложных передвижений максимально снижать вероятность прогноза соперником времени и характера атакующих действий; - совершенствовать умение различать многотемпо вые нападения и однотемповые, преднамеренно и экспромтно применять повторные и ответные атаки; - постоянно использовать ситуации с жестким дефицитом времени; - в процессе подготавливающих действий стремиться создать у соперника ошибочные представления о боевой дистанции. Для совершенствования рефлексивного поведения с целью вызова соперника на выполнение определенного приема рекомендовались следующие тактические приемы: - стараться прогнозировать будущие действия соперника на основе рефлексивного анализа подготавли вающих действий; - стремиться в отдельных фазах боя думать за соперника, как бы дублируя его рефлексивные суждения; при решении опираться на атаку, на действия с выбором, непосредственно входя в ее развитие (преднамеренные действия); стремиться к "нелогичной" тактике, когда вслед за одним действием, не давшим результата, еще раз применяется это же действие; - применять то действие, которое кажется субъективно маловероятным в данный момент времени; - применять боевые действия преимущественно преднамеренно-экспромтного характера; - чередовать в рефлексивной игре "логичные" и "нелогичные" тактические решения; изучать и использовать наиболее вероятные тактические схемы рефлексивной игры. Подавляющее большинство предлагаемых нами методических рекомендаций основывалось на применении действий, включенных в реальную боевую деятельность. Литература 1. Алиханов И.И. Дидактические основы современной спортивной борьбы: Автореф. докт. дис. М., 1983, с. 63. 2. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика. - М.: ФиС, 1975, с. 6 - 96. 3. Ванаев Г.В. О психологических факторах надежности в спортивной деятельности боксеров //Психолого-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства: Материалы Всесоюзной конференции. Минск, 1980, с. 77 - 78. 4. Верхошанский Ю.В. и др. Основы программирования тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле // Построение и поддержание состояния тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки. - М.: ВНИИФК, 1988, с. 41 - 54. 5. Дьячков В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки скоростно-силовых видов спорта: Доклад, обобщающий опубликованные труды на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1963, с. 47 - 53. 6. Келлер В.С. Некоторые психологические и тактические особенности соревновательной деятельности спортсменов //Теор. и практ. физ. культ. 1982, № 6, с. 47 - 48. 7. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. - М.: ФиС, 1967, с. 17 - 19. 8. Мидлер М.П., Тышлер Д.А. Психологическая подготовка фехтовальщика. - М.: ФиС, 1969. - 127 с. 9. Новиков А.А. и др. Управление подготовкой высококвалифици рованных спортсменов в видах спортивных единоборств. - М.: Госкомспорт СССР, 1989. - 49 с. 10. Пилоян Р.А., Новиков А.А. О тактическом мышлении в борьбе // Теор. и практ. физ. культ. 1969, № 4, с. 25 - 27. 11. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1973. - 203 с. 12. Туманян Г.С. Научные основы планирования тренировки борцов: Учеб. пос. - М.: ФиС, 1982. - 109 с. 13. Турецкий Б.В. Совершенствование тактической подготовки фехтовальщиков в связи с индивидуальным стилем принятия решения в боевых взаимодействиях: Автореф. канд. дис. М., 1984. - 23 с. 14. Barht B. Probleme einer theorie und Metodik der Strategie und Taktik des Wettkampfes in Sport//Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1980. - N 2. - S.26 - 29. 15. Strauss A., Coaching. Role theory: concepts and research, N.-Y., 1966. - P. 20 - 26. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |