|
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАСКЕТБОЛА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ Кандидат педагогических наук,
профессор, Российская государственная академия физической культуры, Москва Баскетбол - один из самых динамичных видов спорта, постоянно переживающий существенные изменения в связи с новыми реальностями и проблемами и с учетом глобальных процессов, происходящих в современном спортивном мире. В последнее десятилетие в баскетболе произошло качественное сближение спортсменов-любителей с профессионалами. Объединение профессионального и любительского баскетбола, развивающегося более ста лет самостоятельно, требует определенных изменений в системе управления российским баскетболом. Российская федерация баскетбола (РФБ), обладающая полномочиями по управлению развитием баскетбола в России и представляющая баскетбол на международной арене, в последние годы большое внимание уделяет организации системы управления баскетболом, т.е. упорядочению и совершенствованию действующей системы в ее строении и функционировании, а также процессам создания новшеств (инноваций) организационного, программно-методического и социально-экономического характера. Инновационная деятельность РФБ связана прежде всего с кадровой политикой, с пониманием того, что важнейшим фактором прогресса достижений в баскетболе является периодическое обновление и пополнение знаний в соответствии с быстро меняющимися условиями спортивной практики. Российскому баскетболу для завоевания и удержания успехов на международном уровне нужны тренеры, ученые, арбитры, организаторы и другие специалис ты "новой волны", имеющие профессиональные знания энтузиазм, трудолюбие, умеющие действовать коллективно и стремящиеся к самосовершенствованию. Понимая значимость профессиональной подготовки тренеров и различных специалистов, работающих в баскетболе, РФБ стремилась создать условия для получения специальных знаний и умений в области теории, методики и организации спортивной подготовки и связанных с этим спортивных дисциплин, в связи с чем в июне 1998 г. при РФБ было создано учебное и научно-методическое подразделение - Центр профессиональной подготовки тренеров, судей и специалистов по баскетболу, основными направлениями работы которого являются: - профессиональная подготовка и лицензирование тренеров; - профессиональная подготовка и аттестация арбитров и комиссаров; - повышение квалификации различных специалистов по баскетболу (руководящих работников, менеджеров, спортивных врачей, психологов и т.д.); - научно-методическое обеспечение сборных команд России (взрослых и детско-юношеских). Повышение квалификации тренерского состава, работающего с баскетболистами различной квалификации, возраста и пола, проводится в форме краткосроч ных семинаров, научно-практических конференций (от 3 до 7 дней), дискуссий по специально разработанным программам, предусматривающим современные аспекты теории и методики спортивной тренировки на базе Российской государственной академии физической культуры, а также в сборных и ведущих клубных командах страны. С тренерами детско-юношеских команд проводится аналогичная работа в одной из лучших СДЮСШОР России - в " Тринте " (г. Москва). По желанию тренеров организуются индивидуальные стажировки и обмен опытом в лучших спортклубах и СДЮСШОР, а также в сборных командах России. Практикуется проведение работы спортсменов и тренеров в летних лагерях, подготовка рефератов, диссертационных работ, учебников и видеоматериалов. По инициативе Центра профессиональной подготовки тренеров, судей и специалистов по баскетболу уже созданы аналогичные территориальные филиалы, где проводятся семинары как силами своих специалистов, так и с приглашением высококвалифицированных тренеров, педагогов и сотрудников из Центра (г. Москва). Уже действуют на постоянной основе филиалы московского Центра в г. Томске и в г. Волгограде. Проводится организационная работа для открытия аналогичных филиалов на Дальнем Востоке, в Сибири и на Северо-Западе страны. Центр уделяет большое внимание организации выездных занятий в различные регионы России. Это способствует увеличению количества обучающихся. Например, в семинарах в Красноярске, Екатеринбурге, Перми, Смоленске и других городах участвовали от 100 до 150 человек в каждом. Польза выездных занятий очевидна, так как для их проведения привлекаются высококвалифицированные отечественные и зарубежные специалисты, тренеры и профессора, имеющие глубокие знания в области мировой и отечественной науки и практики, владеющие современными технологиями обучения и спортивной практики. Центр работает в контакте с Европейской Ассоциаци ей тренеров, которая оказывает методическую помощь и по запросу Центра ежегодно привлекает к работе в семинарах команд Суперлиги и Высшей лиги РФБ тренеров из ведущих баскетбольных клубов Италии, Испании и др. Анализируя деятельность Центра, считаем необходимым отметить очень важный момент, касающийся лицензирования тренеров команд, участвующих в российских соревнованиях по баскетболу. Действительно, эта лицензионная деятельность, проводимая РФБ с 1996 г., обрела конкретную форму и на протяжении последних 5 лет систематически осуществляется для тренеров взрослых команд. Эта мера обязательна лишь как нормативный акт для членов РФБ. Понимая важность образования как основы любой деятельности и особенно потребность в систематическом обновлении и углублении знаний тренеров для обеспечения качества работы с командами, повышения статуса тренера, РФБ совместно с учебно-научным Центром разработала Положение о лицензировании тренеров, устанавливающее организаци онно-правовые основы лицензирования в зависимости от образования, квалификации и результатов тренерской деятельности. Тренеры, имеющие лицензию, являющуюся результатом выполнения образовательной программы Центра, могут в соответствии с регламентом чемпионата России быть включены в сертификат клуба и допущены к участию в соревнованиях. С целью создания разветвленной сети региональных центров лицензирования проводится работа с территориальными федерациями баскетбола и расположенными в этих местах учебными заведениями, способными осуществлять образовательную программу и лицензирование. В период проведения чемпионатов России сезона 2000/2001 гг. лицензии Центра РФБ получили около 200 тренеров мужских и женских команд Суперлиги, Высшей лиги, I лиги и студенческой лиги. Аттестационная комиссия, созданная в Центре, состоит из высококвалифицированных специалистов, включая главных тренеров национальных команд страны и руководства РФБ. Аналогичная работа проводится и с арбитрами, комиссарами и секретарским аппаратом, в том числе международного уровня, по дифференцированным программам. В частности, в работе с арбитрами предусмотрены не только теоретические занятия, но и постоянно действующая учебная практика, анализ видеоматериалов, работа по физической подготовке арбитров с последующей сдачей контрольных нормативов, установленных РФБ и ФИБА. По результатам аттестации арбитров определяется группа ведущих, привлекаемая к судейству главных соревнований. Таким образом, проводимое лицензирование тренеров и аттестация арбитров - новый шаг в деятельности РФБ, способствующий упорядочению структуры тренерских и судейских кадров, направленный на повышение их квалификации, а стало быть, способствующий выходу отечественного баскетбола на более высокий уровень развития. Кроме учебной Центр осуществляет научно-методи ческую работу со сборными и клубными командами России. Изменение социальных и экономических условий в стране привело к тому, что после XXVI Олимпийских игр в Атланте большинство сборных команд были вынуждены отказаться от комплексных научных групп (КНГ), осуществляющих педагогический, медико-биологический, психологический и другие виды контроля. Это привело к тому, что специалисты по видам спорта стали искать новые формы работы организации со спортсменами и тренерами. РФБ поставила перед учебно-научным Центром цель - обеспечить главного тренера и штаб олимпийской подготовки сборной команды объективной и достоверной информацией о степени всесторонней подготовленности и состоянии организма игроков для выработки оптимальных управленческих решений и коррекций в процессе подготовки и участия команды в основных и главных соревнованиях цикла, в том числе и в Олимпийских играх. Научными сотрудниками Центра осуществлялось научно-методическое сопровождение подготовки мужской и женской сборных команд Российской Федерации по баскетболу в период подготовки и участия в двух чемпионатах Европы (1997, 1999), в чемпионате мира (1998) в Олимпийских играх (2000). Из клубных команд возможность научно-методического сопровождения в сезоне 1999 г. была предоставлена Центру лишь командой "Динамо" (Москва), ставшей чемпионом России. Работа осуществляется группой высококвалифици рованных специалистов по разделам научных знаний и организации НМО. Комплексные обследования игроков ведутся в системе "клуб-сборная", после чего главному тренеру предоставляются интегральные оценки готовности игроков к соревнованиям и тренировкам по модельным уровням: - индивидуально-личностному; - групповому по игровым функциям; - групповому по игровым звеньям; - общекомандному. Составляется прогноз качества игры команды и спортивного результата на предстоящие главные соревнования. Перечисленные новшества в деятельности учебно-научного Центра важны и своевременны, но РФБ стремится развернуть ее с целью: 1. Создания современного аналитико-прогностического, информационного "центра" с унифицированным контрольным фондом и банком компьютерных программ. 2. Оборудования тренажерно-атлетического комплекса с восстановительно-реабилитационным центром и стендами комплексных обследований игроков. 3. Осуществления углубленных, этапных и текущих комплексных обследований силами КНГ и РГАФК. 4. Проведения консультативно-координационной работы, рецензирования, экспертной оценки составления, реализации планов и программ сборных команд РФ и ведущих клубов. 5. Сбора и анализа статистических данных по тренировочной и соревновательной деятельности сборных команд (технико-тактические показатели, показатели нагрузок и др.); ведение рейтинга игроков и команд, их лицензирование. 6. Командирования научных сотрудников КНГ на места тренировочных сборов и соревнований сборных команд РФ и ведущих клубов для контроля за выполнением индивидуальных планов и программ игроками сборных команд РФ на основе заключенных контрактов. 7. Привлечения к подготовке игроков сборных команд РФ на отдельных этапах специалистов по видам подготовки (например, по атлетизму). 8. Разработки наиболее приоритетных исследова тельских тем, имеющих определенное прикладное значение для российского баскетбола (совместно с учебными и научными заведениями). 9. Проведения "разведки" главных соперников: просмотр, видеозапись матчей; создание видеотеки с лучшими образцами техники и тактики мирового баскетбола. 10. Подготовки и выпуска методических писем и рекомендаций по наиболее актуальным вопросам олимпийской подготовки; перевод зарубежных источников и их использование. 11. Проведения семинаров ведущих тренеров (врачей команд, менеджеров) с приглашением видных отечественных и зарубежных специалистов. 12. Организации стажировки молодых, перспективных тренеров внутри РФ и за рубежом. 13. Помощи травмированным игрокам сборных команд РФ, а также ветеранам баскетбола. 14. Разносторонней поддержки молодых талантливых игроков. 15. Поддержания деловых связей с "легионерами" сборной. 16. Разработки научно обоснованного прогноза "Баскетбол XXI века" на отдаленную перспективу. Целенаправленная работа по повышению профессиональных знаний тренеров, арбитров и других специалистов по баскетболу, совершенствование их деловой квалификации, подготовка их к выполнению новых трудовых функций в соответствии с социально-экономическими преобразованиями в стране можно рассматривать как широкомасштабную деятельность РФБ, способству ющую повышению эффективности учебно-тренировочной работы клубов, позволяющую внедрять в практику новые знания о современных технологиях спортивной тренировки. Создание Центра профессиональной подготовки тренеров, судей и специалистов по баскетболу является своевременным и важным шагом, определяю щим новую стратегию в кадровой политике РФБ, политику воспроизводства кадров высшей квалификации, способных на постоянное обновление знаний в соответствии с быстро меняющимися условиями и требованиями времени, политику интеграции научных знаний и практического опыта в творческую, профессионально-педа гогическую целостную систему, обеспечивающую развитие баскетбола и достижение спортивных результатов международного масштаба. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|