|
ВАЛЕНТИН БАЛАХНИЧЕВ: "МОТИВАЦИЯ ДЛЯ РОСТА ЕСТЬ" В российской легкой атлетике, похоже, все идет на лад. Прошедший чемпионат мира наглядно продемонст рировал, что наша страна не обеднела талантами и, как во времена Советского Союза, способна конкурировать со сверхспортивной американской державой. Но не временный ли это успех? Ведь за громкими достижениями спортсменов стоит кропотливая, невидимая для непосвященных глаз тренерская работа, требующая постоянных творческих поисков, новых методических разработок. А в России, к сожалению, лишний раз убеждаешься, что работа эта, ко всему прочему, еще и неблагодарная. Поэтому возникают резонные и волнующие вопросы: ведется ли работа в отношении системы переподготовки российских наставников? Что делается для того, чтобы наш спорт не топтался на месте? За ответами мы обратились к президенту Всероссийской федерации легкой атлетики Валентину Васильевичу Балахничеву. - Проблема повышения квалификации тренеров не только высшего, но и массового звена, непрерывность процесса их обучения очень важны и потому стояли всегда. Информация о новых методах, применяемых в спорте, в которой остро нуждаются тренеры, постоянно приходит. В поступлении новой "пищи для размышлений" и ее обработке и заключается суть повышения квалификации специалистов. - На последнем чемпионате России выступили более 900 атлетов из 50 регионов. На чемпионате мира россияне завоевали 19 медалей разного достоинства. Столько же, сколько выиграли американцы. О чем говорят эти цифры? - Здесь действуют различные процессы, влияющие на повышение результатов в легкой атлетике. Они имеют разный вес. В данной ситуации всплеск популярности легкой атлетики, рост результатов связан с возросшими стимулами. Не только атлетов, но и их тренеров. Я имею в виду призовой фонд легкоатлетических турниров, который сильно вырос за последние годы, что связано с профессионализацией легкой атлетики и коммерциализаци ей соревнований. Это наиболее важный фактор. Вместе с тем уровень жизни повышается и объем средств, которые применяются спортсменом для реабилитации, восстановления после перенесенных нагрузок, также возрастает. Отсюда и улучшение результатов. Но среди всего этого велик объем информации практического характера, который получают тренеры. Они стали больше общаться между собой на тренировочных сборах и больше видят "королеву спорта" на экранах телевизора. Тем не менее специфической информации, которая была бы ими использована в виде системы повышения своей квалификации, не хватает. Эта система, к сожалению, разрушена и носит частный, негосударственный, характер. Поэтому повышение квалификации тренеров, как один из факторов достижения спортсменами более высокого результата, находится не на должном уровне. - Тем не менее стимул для роста у тренеров, как вы сказали есть. - Безусловно. Ведь воспитанный ими мастер спорта международного класса на проводящихся сегодня коммерческих стартах зарабатывает от 2 до 60 тысяч долларов. И естественно, что этот атлет заинтересован в опытном, квалифицированном наставнике. А специалисту, тренирующему международника, необходимо соответствовать определенным стандартам, чтобы спортсмен действительно в нем нуждался. Так что жизнь сама заставляет тренеров стремиться к повышению собственной квалификации. Иначе атлет просто не станет платить ему. У них существует внутренняя договоренность о, так скажем, взаимовыгодном сотрудничестве, на которое федерация никак не влияет. Тем не менее мы фиксирует взаиморасчеты при заключении контракта между менеджером спортсмена и тренером, в котором отдельной строкой прописывается, что спортсмен учитывает интересы своего личного тренера. Так что у тренера мотивация для роста есть. - Ведется ли контроль за подготовкой специалистов в регионах Российской Федерации? - Наиболее эффективный способ контроля за развитием ситуации в разных уголках России - расширение сети региональных соревнований. Потому что по приезде в какой-нибудь город может создаться впечатление о налаженной системе подготовки спортсменов. Однако это впечатление часто обманчиво. Реально оценить проделанную в регионе работу по подготовке атлетов можно только на соревнованиях. С этой целью мы проводим большое количество внутрироссийских региональных зимних и летних первенств, в которых участвует большое число молодых и перспективных спортсменов и где работа тренерского корпуса становится видна и неспециали сту. Такая политика позволяет оценить состояние дел в легкой атлетике не только индивидуально, у спортсменов, но и у команд. Это связано с тем, что в течение последних 10 лет в легкой атлетике используется лично-командный принцип участия в соревнованиях. Команды разбиваются на три группы: высшей лиги, первой лиги и второй. По итогам чемпионата России и региональных первенств они меняют свое местоположение. Соответственно вступает в силу оценочный игровой принцип выступления команд, где важно занимаемое ими место. В итоге и Всероссийская федерация легкой атлетики, и Госкомитет по физкультуре и спорту, и местные организации ощущают эффективность подготовки команд. - За рубежом существует подобная практика? - По всей видимости, такая система существует только в России. В странах СНГ не могут обеспечить формирование сборных по командному принципу. В США выступают команды колледжей. Но, насколько мне известно, там не введен командный принцип. - На Украине популярность футбола, к слову, решили увеличить путем введения такого предмета в общеобразовательных школах. Как насчет того, чтобы ввести предмет "легкая атлетика" в российские? - Я не думаю, что футбол решит проблемы оздоровления украинских детей. Украина - не Бразилия. Неверно официальным видом спорта считать на Украине футбол. Привлекая болельщиков, он имеет и много негативных сторон: игры на тотализаторе, бойни фанатов на стадионах, влекущие за собой человеческие жертвы. Поэтому рекомендую украинским спортивным чиновникам обратить внимание на более гуманные виды спорта - легкую атлетику и гимнастику. В России национальным видом спорта хотелось бы назвать лыжный спорт и легкую атлетику. Футбол - игра миллионов, и нельзя отрицать его важного влияния на развитие спортивных программ государства. Не думаю, что введение футбола в общеобразовательную программу заставит всех играть в футбол и любить его. Вид спорта должен быть общедоступным , а легкая атлетика благодаря своей разнообразной программе как раз позволяет этого добиться. Но навязывать ребенку занятия неприемлемым для него видом спорта неверно. - В спортшколах, школах олимпийского резерва работают тренеры так называемого низшего звена. Достаточно ли у нас в стране специалистов, умеющих раскрывать таланты способных мальчишек и девчонок? - Дело в том , что трудно представить себе критерии, которые бы свидетельствовали о достаточной квалификации тренеров. На мой взгляд, их много. Другое дело, что у них низкая заработная плата. Но в количественном отношении мы не испытываем дефицита в тренерах по легкой атлетике. - В Москве, я знаю, есть Региональный центр развития. - Да. Этот Центр был создан около шести лет назад. Его работа связана с распространением новейшей информации в области легкой атлетики и повышением квалификации различных сторон деятельности людей, работающих а данной сфере. Там трудится небольшая группа людей, занимающихся организацией семинаров . В их задачу входит привлечение на эти семинары специалистов, которые как раз помогают повысить тренерскую квалификацию. Интересно то, что Центр финансируется исключительно из средств Международной федерации легкой атлетики. Таким образом, мы не испытываем финансовых сложностей. Тем более что оплачивается не только деятельность Центра и работа приглашенных специалистов, но также их проезд и проживание. Отмечу хорошие отзывы иностранных коллег о нашей системе повышения квалификации. - Кто может стать слушателем Центра? - Дело в том, что у нас нет разделения в слушателях. Тематика все время меняется в зависимости от контингента специалистов. Тематика последнего семинара касалась вопросов улучшения памяти исполнительных директоров национальных федераций. Одна из тем была посвящена повышению квалификации судей. Приглашается лимитированное количество слушателей из европейских национальных федераций, так как Центр призван работать не на одну Россию. - Последние успехи россиян на международной арене подкреплены новыми методическими разработками на базе Центра? - Я не могу сказать, что достижения россиян на том же чемпионате мира - результат голого энтузиазма. Однако вынужден заметить, что в своем большинстве наши тренеры продолжают работать на основе собственных находок, достигнутых путем проб и ошибок. А также того опыта, что был заложен в систему подготовки спортсменов еще в Советском Союзе. Говорить, что за последние годы мы создали новую систему научно-методического обеспечения сборных команд, не приходится. - Существуют ли научные группы, занимающи еся новыми методическими разработками в помощь тренерам? - У нас есть подобные бригады, работающие в области биохимии. И все. У нас не хватает специалистов по биомеханике, педагогике и другим сферам. К тому же нашу работу ограничивают скудные финансовые ресурсы и неудовлетворительное состояние материально-технической базы. Это государственная задача. Силами одной федерации проблему не решить. Нам необходимо новое оборудование, стоимость которого - сотни тысяч долларов. - Обеспечены ли наши специалисты хотя бы научной литературой в необходимом количестве? - Нет. Возможность знакомиться с последними научно-методическими работами зарубежных специалистов имеют лишь владеющие иностранным языком и имеющие доступ в Интернет. Правда, большим подспорьем оказался здесь для нас Региональный центр развития, публикующий переводы, которые являются базой для нашей работы. Но этого крайне недостаточ но. Увы, должен отметить отсутствие преемственности в передаче знаний, опыта предыдущего поколения нынешнему. Ведь научных журналов, в которых могли бы публиковаться работы наших заслуженных тренеров, мало. Мне на ум приходит только "Теория и практика физической культуры". Михаил Евсеев На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |