|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Заслуженный тренер России,
главный тренер сборной команды России по
волейболу Г.Я. Шипулин Волейбол за последние несколько лет претерпел значительные изменения. Они связаны с существенными нововведениями в правилах соревнований, которые произошли за это время. В первую очередь это подсчет очков по типу "тай-брейка"; снижение требований к исполнению приема подачи и защитных действий; введение игрового амплуа "либеро", запрет на блокирование подачи и разрешение при подаче касаться мячом сетки. Все эти изменения повлияли на содержание соревновательной деятельности высококвалифициро ванных волейболистов. Изменились требования, предъявляемые к спортсменам в ходе соревновательной деятельности, что необходимо учитывать при организации и проведении тренировочного процесса. Поэтому исследование различных сторон соревнова тельной деятельности высококвалифицированных волейболистов в настоящее время - весьма актуальная задача. Цель данного исследования - выявить компоненты соревновательной деятельности высококвали фицированных волейболистов, оказывающие наиболее существенное влияние на спортивный результат. Методы и организация. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью осуществлялись с помощью компьютерной программы DATA VOLEY Professional (Италия). Были проанализированы игры финальной части розыгрыша Мировой Лиги - 2000 (14 игр), финального турнира Олимпиады - 2000 (16 игр) и игры Суперлиги Чемпионата России 2000-2001 гг. (28 игр). Все технико-тактические действия оценивались по степени эффективности и распределялись по группам. Подача оценивалась следующим образом: "ошибка" - мяч после подачи попадал в аут или в сетку; "простая" - мяч после подачи был принят соперником идеально или хорошо; "сложная" - прием был затруднен (атака соперника без первого темпа) или после приема соперник вынужден переводить мяч без атаки; "эйс" - очко, выигранное непосредственно с подачи. Анализ технико-тактических действий на приеме осуществлялся по следующим критериям: "ошибка" - мяч проигран непосредственно после подачи соперника; "очень плохой прием" - мяч после приема переводится на сторону соперника без атаки; "плохой прием" - мяч не доведен, атака первым темпом невозможна; "идеальный и хороший прием" - мяч точно доведен до связующего игрока. Технико-тактические действия в атаке оценивались отдельно для атак с приема и в "доигровке". Все атакующие действия распределялись следующим образом: "аут, сетка" - мяч после нападающего удара попал в аут или сетку и проиграно очко; "блок" - мяч после нападающего удара попал в блок, "в игре" - мяч остался у соперника или у своей команды; "выигранная атака" - после нападающего удара выиграно очко. При оценке технико-тактических действий при блокировании фиксировались "результативный блок" - выиграно очко и "в игре" - смягчение, после которых мяч оставался в игре. Результаты и обсуждение. Как известно, в волейболе побеждает та команда, которая в трех партиях быстрее соперника наберет соответствующее количество очков (25 или 15). Основными компонентами соревновательной деятельности, приносящими очки, являются атака, подача, блок и ошибки соперника. С целью определения влияния различных компонентов соревновательной деятельности на результат были изучены статистические показатели игры команд, одержавших победы в отдельных партиях. Рассматривались только партии, завершившиеся 25 очками (без пятых партий и тех, в которых счет превышал 25 очков). Рассчитывалось среднее арифметическое значение отдельного технико-тактического действия за партию, а также его доля, выраженная в процентах (табл. 1). Таблица 1 . Распределение очков по компонентам соревновательной деятельности, Х±т, %
Таблица 2. Распределение технико-тактических действии на подаче по эффективности, %
Команды набирают наибольшее количество очков за счет атакующих действий (61% - сборные и 49% - команды суперлиги), следующими по вкладу являются ошибки соперника. За счет блокирования выигрывается около 14% очков и непосредственно с подачи - около 8%. Вызывал интерес сравнительный анализ распределения очков на уровне сборных и в чемпионате России. Удельный вес очков, набранных при помощи блокирования и непосредственно с подачи, оказался приблизительно одинаковым. В чемпионате России несколько меньшее количество очков, чем на уровне сборных, выигрывается за счет атакующих действий. Наиболее значительные различия зафиксированы по такому показателю, как ошибки соперника. Если на уровне сборных за счет ошибок соперника набирается около 17% очков, то в матчах чемпионата России - почти 30%. Ошибки соперника условно были разделены на ошибки при подаче и прочие ошибки (в атаке, касание сетки, нарушение расстановки и другие). Ошибки при подаче, как правило, являются следствием стремления максимально усложнить сопернику прием, что можно расценить как оправданный риск. Доля очков, набранных в результате ошибок соперника при подаче, на уровне сборных несколько меньше, чем в чемпионате России. Прочие ошибки - результат либо недостаточной технической подготовленности волейболистов, либо несогласованности. В ходе матчей на уровне сборных таких ошибок также было зафиксировано значительно меньше, чем в чемпионате России. Поэтому совершенствование технического мастерства волейболистов и усиление игровой дисциплины - это резерв, реализация которого позволит повысить качество соревновательной деятельности команд, участвующих в чемпионате России. Анализ технико-тактических действий, приносящих очки, не дает исчерпывающего ответа на вопрос, почему одна команда побеждает другую. Мы провели сравнительный анализ эффективности технико-тактических действий победителей и побежденных. Каждая партия в волейболе представляет собой отдельный микроматч. В ходе анализа статистических показателей матчей как на уровне сборных, так и в чемпионате России было выявлено, что в некоторых из них побежденные ни в чем не уступали победителям. Поэтому было принято решение подвергать статистической обработке технико-тактические действия только в партиях, выигранных победителями матчей. Статистические показатели, представленные в табл. 2, cвидетельствуют, что победители опережают побежденных по количеству "эйсов" и сложных подач. Удельный вес простых подач больше у побежденных, соотношение ошибок при выполнении подач отличается незначительно. Таким образом, победителям свойственно максимальное усложнение подачи, 10-12% ошибок можно рассматривать как разумный риск. Организовать полноценные атакующие действия можно только при идеальном и хорошем приеме. При "плохом" приеме исключается атака первым темпом, при "очень плохом" мяч переводится на сторону соперника без атаки. Чем меньше таких технико-тактических действий совершает команда, тем меньше у соперника шансов выиграть очки при помощи блокирования или организацией "доигровки". Анализ статистических показателей приема, представленных в табл. 3, показал, что качество его исполнения у победителей несколько выше, чем у побежденных, хотя достоверных различий не выявлено. Обращает на себя внимание тот факт, что качество приема на уровне сборных выше, чем у команд в чемпионате России. И это при том, что сложность подач на турнирах Мировой Лиги и Олимпиады была выше, чем на чемпионате России. Это свидетельствует о недостаточной технико-тактической подготовленности "принимающих" игроков, участвующих в отечественном чемпионате. Таблица 3. Распределение технико-тактических действии на приеме по эффективности, %
Таблица 4. Распределение атакующих технико-тактических действии по эффективности, %
Как уже говорилось выше, атака является тем технико-тактическим действием, которое приносит максимальное количество очков. Значимость атакующих действий значительно повысилась в связи с переходом на новый подсчет очков. В этом случае атака после приема превратилась в один из решающих факторов достижения результата. Анализ распределения атакующих технико-так тических действий по их эффективности (табл. 4) выявил значительное превосходство команд-победитель ниц по количеству выигранных атак. Преимущество победителей зафиксировано как при атаках с приема, так и в "доигровках". Доля мячей, оставленных в игре после нападающих ударов, у победителей и побежденных приблизительно одинакова. Имелись существенные различия по количеству проигранных атак. Так, если у победителей атак с приема проиграно 9% (сборные) и 15% (команды Суперлиги), то у проигравших соответственно 24 и 26%. Схожая тенденция выявлена при анализе атакующих технико-тактических действий в "доигровках". Анализ статистических показателей, представленных в табл. 4, позволяет утверждать, что победители имели значительное преимущество над побежденными в количестве результативных блоков, особенно на уровне сборных. Доля результативных блоков в общем количестве атак в играх сборных больше, чем в играх чемпионата России. Доля ошибок в
атаке у победителей меньше, чем у побежденных.
Побеждает команда, совершившая Заключение. В современном волейболе наибольшее количество очков набирается за счет атакующих действий. Далее по степени вклада следуют ошибки соперников, результативное блокирование и выигрыш очков непосредственно с подачи. Количество ошибок, не связанных с усложнением подач, в играх чемпионата России значительно больше, чем в играх сборных. Команды, победившие в матчах, значительно опережают своих соперников по сложности подач, результативности атакующих действий и блокирования. Победители, как правило, совершают намного меньше ошибок в атаке и других технико-тактических действиях, за исключением ошибок при выполнении подач. Команды, участвующие в чемпионате России, отстают от уровня ведущих сборных мира по таким показателям, как сложность подач, качество приема, реализация атак с приема и в "доигровках", блокирова ние. В играх чемпионата России совершается больше "невынужденных" ошибок. Использованная литература 1. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: ФиС, 1978. - 224 с. 2. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Докт. дис. М., 1980. - 484 с. 3. Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 262 с. 4. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов. - Киев: Здоров'я, 1990. - 128 с. 5. Шулятьев В.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов: Докт. дис. М., 1997, с. 125 - 263. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|