|
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ Заслуженный тренер Российской
Федерации, кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер Российской
Федерации, Заместитель начальника
Главного управления спортивных единоборств Анализ выступления сборной команды России за два последних олимпийских цикла (табл. 1) свидетельствует о том, что курс, принятый руководством сборной команды, был стратегически правильным. Несмотря на значительную эмиграцию после развала СССР спортсменов и тренеров, руководству сборной команды удалось сохранить ядро сборной команды и, опираясь на отечественную школу борьбы, не только не утратить наших позиций в мировой борьбе, но и частично укрепить их. За олимпийский цикл 1993-1996 гг. борцы России завоевали на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх 25 золотых медалей, 11 - серебряных и 18 - бронзовых, всего - 54 медали из 240 возможных (22,5%). За олимпийский цикл 1997-2000 гг. российские спортсмены завоевали 40 медалей из 192 разыгранных (с 1997 г. число весовых категорий сократилось до 8) - 22 золотые, 7 серебряных и 11 бронзовых (20,8%). За полтора года этого олимпийского цикла российские борцы завоевали 11 золотых, 3 серебряные и 3 бронзовые медали, всего 17 медалей из 48 в 2001 г. (25%) и 6 из 21 в 2002 г. (28,6%.) Таким образом, неуклонное восхождение прослеживается достаточно четко. Правда, следует отметить, что в этом цикле нашу борцовскую дружину ожидали крайне тяжелые испытания на Чемпионате мира в Иране (2002 г.) и не менее легкие ожидают на Чемпионате мира в Нью-Йорке (2003 г.). И иранцы, и американцы у себя дома борются бескомпромиссно, до конца, а если еще добавить и субъективизм судей, которые почти всегда настроены против российских спортсменов, то ясно, что победы нам будут даваться большой кровью и потом. Анализ командных результатов стран, представители которых могут претендовать на медали (табл. 2, 3), свидетельствовал о том, что борцы Ирана у себя дома могут рассчитывать на 4-5 медалей в весовых категориях до 55, 60, 66, 74 и 96 кг. Однако конкуренция возросла настолько, что даже у себя дома иранская сборная сумела вырвать лишь 1 золотую медаль в весовой категории до 74 кг. В весовых категориях до 66 и 96 кг им достались серебряные медали и в категории до 84 кг - бронзовая. В итоге - прогнозируемые 4 медали (табл. 4). В целом в Тегеране медали завоевали представители 9 стран: России - 4 (2, 1, 1), Кубы - 3 (1, 2, 0), Украины - 3 (1, 0, 2), Турции - 3 (1, 0, 2), Грузии, Армении, Азербайджана, Монголии. Американцы в Тегеран не приехали, однако у себя дома в следующем году они могут рассчитывать также на 4-5 медалей в весовых категориях до 55, 66, 74, 84 и 120 кг. Наши спортсмены в целом были готовы к жесткой конкуренции в Иране практически во всех весах, за исключением, пожалуй, весовой категории до 60 кг, где пока нет лидера даже российского масштаба. На только что прошедшем в Якутске чемпионате России в весовой категории до 60 кг победил молодой Прокопий Петров, практически неизвестный специалистам. С одной стороны, случайной его победу назвать нельзя, поскольку он встретился с многоопытным чемпионом Европы Мурадом Рамазановым и уверенно его победил, а также неоднократного призера чемпионатов мира Равиля Исламова (Новосибирск), но, с другой стороны, опыта борьбы на ответственных соревнованиях у Прокопия пока нет и ждать от него больших побед, видимо, преждевременно. Не набрал еще достаточного опыта встреч с сильными соперниками А. Контоев, бронзовый призер чемпионатов мира и Европы. Но в этом весе (до 55 кг), как и в остальных весовых категориях мы имеем хороший резерв, с которым можно надеяться на олимпийские медали. Подтверждает это сравнение результатов анализа показателей соревновательной деятельности наших спортсменов и аналогичных показателей сильнейших борцов мира (табл. 5 и 6). Анализ представленных данных позволил сделать некоторые выводы о существенном преимуществе наших борцов перед основными конкурентами - спортсменами Ирана, США и Кубы [9, 12] . Так, наши борцы имеют более надежную защиту, проигрывают меньше баллов и имеют лучшие показатели коэффициента тактической подготовленности и плотности технических действий. Вместе с тем результаты анализа свидетельствуют и о том, что наши спортсмены уступают в отдельных компонентах мастерства корейцам. В частности, в Сиднее представители Кореи имеют в своем арсенале больше 2- и 3-балльных бросков, что отражено в показателе среднего балла за одно техническое действие, а также имели более высокую плотность технических действий, т.е. проводят больше приемов в единицу времени. На последнем чемпионате мира это отставание наши борцы устранили, зато уступили иранцам в результативности технических действий по количеству баллов, набираемых за схватку. На Олимпийских играх в Сиднее корейцы выступали неполной командой. Если им удастся укомплектовать все весовые категории, они смогут бороться за победу в командном зачете. Несмотря на удачное в целом выступление сборной команды России на последнем чемпионате мира в условиях необъективного судейства (2 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая медали), провал в трех весовых категориях должен заставить тренерский совет тщательно проанализировать причины поражений и внести коррективы в содержание тренировочного процесса. Таблица 1. Результаты выступления российских борцов-вольников на международных турнирах 1992-2002 гг.
* - 10 весовых категорий; ** - с 1997 г. - 8 весовых категорий; *** - с 2002 г. - 7 весовых категорий. Таблица 2. Результаты командной борьбы на ОИ в Сиднее по весовым категориям
Таблица 3. Результаты командной борьбы на ЧМ-2001 по весовым категориям
Таблица 4. Результаты командной борьбы на ЧМ 2002 по весовым категориям
Система подготовки борцов - явление многофакторное, и ее совершенствование во многом определяется [12]: - оптимизацией тренировочной деятельности на основе моделирования спортивного противоборства в избранном виде спорта; - поиском рациональных средств и методов физической подготовки при решении задач укрепления здоровья, повышения работоспособности и спортивного мастерства; - разработкой эффективных программ подготовки; - наличием высокопрофессиональных тренерских кадров, обладающих основательной теоретико -методической и мировоззренческой подготовкой, современным экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, активными методами использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности, высокой общей культурой; - поиском разнообразных форм и методов воспитательной работы; - повышением эффективности самостоятельной работы спортсменов по совершенствованию физической подготовленности и спортивного мастерства; - наличием материально-технической базы (залов, оборудования , тренажеров и т.п.) по месту учебы или жительства. Методологическим основанием для разработки соответствующих моделей спортивного противоборства может служить вывод о том, что процессы подготовки и участия в соревнованиях, находящиеся в диалектическом единстве и противоположности, являются неразрывными компонентами спортивной деятельности и одним из главных условий ее развития (В.А. Демин, 1975; В.М. Игуменов, Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян, 1986). Подобная модель позволяет, во-первых, оценить особенности предстоящих соревнований и разработать с их учетом программу целенаправленной подготовки спортсмена к схватке с конкретным соперником, а во-вторых, уточнить, какая информация о предстоящих соревнованиях может быть полезна и как ее можно использовать в процессе подготовки не только отдельного спортсмена, но и команды в целом. Таблица 5. Показатели соревновательной деятельности борцов ведущих стран мира на олимпийском турнире по вольной борьбе в Сиднее
Таблица 6. Показатели соревновательной деятельности борцов ведущих стран мира на ЧМ-2002 в Тегеране
Модель спортивного противоборства в вольной борьбе [4, 14] отражает особенности и требования соревновательной деятельности и тенденции в практике судейства, в соответствии с чем борец должен: - обладать широким арсеналом технико-тактических действий, с надежной защитой и контратакующими действиями от захвата ног; - набирать в схватке не менее 6-8 баллов; - выполнять броски с большой амплитудой; - уметь удерживать соперника в опасном положении и класть его на лопатки; - уметь реализовывать стандартные ситуации (захват ноги, захват туловища сзади в стойке и партере, борьба в партере); - уметь бороться в скрестном захвате: а) бросать соперника; б) теснить соперника за ковер; в) при выборе захвата соперником не дать ему выполнить прием или вытеснить за ковер путем сковывания и маневрирования; - уметь вести схватки на высоком функциональном уровне в экстремальных условиях; - атаковать соперника с интервалом 15-25 с; - владеть тактикой активной борьбы за захват и площадь ковра; вести тотальную борьбу по всей площади ковра, совершенствуя для этой цели захваты на кистях, на руках, спереди, сбоку, снизу, переходы с одного захвата на другой, преследование соперника по ковру до зоны пассивности и дальше; - уметь тактически закреплять преимущество за счет активного маневра, сковывания соперника захватами (кистей рук, головы сверху, руки сбоку, снизу и другими захватами в стойке и партере); - при проведении контрольных и соревновательных схваток реализовать алгоритм победы: а) над слабым противником добиваться победы на туше или чистой технической победы без баллов у соперника; б) над сильным противником добиваться преимущества в баллах; - обязательно завершать схватку мощным спуртом (в том числе и на тренировках). Анализ соревновательной деятельности сильнейших российских и зарубежных спортсменов [8, 7, 13] показывает, что мастерство борца должно определяться его возможностью проводить поединки в высоком темпе, умением удерживать завоеванное преимущество, создавать видимость активной борьбы. С учетом этих требований и должен строиться цикл 4-летней подготовки спортсменов. Кроме того, в проведенных ранее исследованиях [6] было показано, чтo эффективность технико-тактических действий (ТТД) в борьбе зависит от умения борца быстро и своевременно оценивать конкретную ситуацию, возникающую в ходе поединка, определяя при этом характер расположения стоп, перемещение OЦT тела относительно площади опоры, величину и характер участия противника в данном взаимодействии и другие условия, характеризующие устойчивость борцов в различных взаиморасположениях. В целях формирования подобных умений можно использовать модифицированную нами систему заданий [7, 10], разработанную А.Н. Ленцем и В.В. Громыко, предусматривающую, в частности: - создание видимости активной борьбы путем "преследования" соперника активными действиями в "зоне пассивности", повторных атак у границ рабочей площади; - использование усилий соперника в "зоне пассивности" с целью создания благоприятных динамических ситуаций с последующими атакующими действиями; - использование падений соперника в партере с целью получения технического преимущества; - создание видимости активной борьбы в "зоне пассивности" блокированием рук соперника снизу; - использование усилий и движений соперника у края рабочей площади ковра для переведения контратакующих действий за пределы ковра; - создание искусственных проигрышных ситуаций при наличии запаса выигранных баллов во избежание дисквалификации за пассивность; - установку на достижение чистой победы в схватке; - установку на достижение ярко выраженной активности с помощью атакующих захватов, реальных попыток проведения технических действий. Перечисленные
действия в зависимости от степени их усвоенности
должны включаться в индивидуальные планы Кроме того, учитывая все возрастающие требования к уровню тактико-технической подготовленности борцов, в учебно-тренировочном процессе гораздо больше внимания необходимо уделять учебным и тренировочным схваткам, предусматривающим выполнение разнообразных заданий [10, 12, 13]. В ходе совершенствования выполнения борцом, оказавшимся в положении атакуемого, двигательных задач необходимо наравне с увеличением подвижности позы по отношению к площади опоры изучить различные способы передвижения по ковру, способствующие нейтрализации атакующих действий. В роли атакующего борца необходимо отрабатывать целенаправленные действия, ограничивающие подвижность aтaкyeмoгo соперника oтноcитeльнo площади опоры [10]. Это достигается использованием разнообразных игр и игровых заданий, а также простейших форм единоборства, доступных спортсменам как на тренировках, так и во время каникул и в свободное от учебы время [14]. Система заданий в методике совершенствования мастерства борцов должна строиться с учетом: - усиления сопротивления соперника; - сокращения времени отдыха и увеличения интенсивности физиологической нагрузки; - усложнения исходных и промежуточных взаиморасположений борцов; - использования разнообразных тактических подготовок для создания динамических ситуаций; - подбора партнеров с различными анатомо-морфологическими, физическими и психологическими особенностями, обуславливающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования; - способов выведения из равновесия; уровня и точности выполнения захвата; степени расслабления и напряжения мышц; - образного восприятия поединка, ситуационного мышления и умения прогнозировать действия соперника. В системе подготовки спортсменов высокой квалификации особое место должны занимать разнообразные формы и методы воспитательной работы, направленные на всестороннее и гармоническое развитие личности борцов. Методы и средства воспитательной работы должны устранять однобокость процесса подготовки борцов, обеспечивать создание благоприятного нравственного климата и предпосылок для успешного выступления команды в ответственных соревнованиях. В основу такой работы можно положить различные программы, адаптированные к современным условиям. В частности, для изучения коллектива сборной команды важно выделять такие общие характеристики коллектива, как сплоченность, организованность, значение для нее общественного мнения, внутриколлективные отношения, наличие ярких лидеров в команде, образующих ее актив, авторитет тренеров; наличие общей цели; связь c федерациями и др. [5]. Для изучения конкретной личности каждого спортсмена необходимо включать в программу сведения об общем уровне развития спортсмена, общей направленности личности, основные характерологические черты личности, особенности мотивации и т.п. [3]. Ведущую роль в планировании и организации подготовки спортсменов сегодня играют тренеры. Но тренер, занятый практической деятельностью, не может регулярно следить за тем, какие изменения происходят в различных областях науки и техники, имеющих отношение к его виду спорта, и часто не имеет возможности экспериментировать с различного рода новинками. Вместе с тем исследования ученых часто не отражают актуальных практических проблем. По нашему мнению, наиболее перспективный путь здесь состоит в создании специальных научно-тренировочных центров, объединяющих квалифицированных, ищущих тренеров и ученых, которые призваны создавать образцы новейших технологий подготовки высококлассных спортсменов [2, 1]. Успешное решение этих и некоторых других проблем, связанных с совершенствованием учебной и спортивной деятельности, а также поиск путей их оптимального сочетания - важные факторы дальнейшего развития спортивной борьбы в России. Литература 1. Аралова Н.И., Онопчук Ю.Н., Подливаев Б.А. Математическая модель функциональной системы дыхания как основа прогнозирования состояния борца в процессе поединка / Современные технологии дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма //Инновационные аспекты совершенствования подготовки спортсменов/Под общ. ред. проф. А.Н. Блеера и И.Д. Свищёва. - М.: СпортАкадемПресс. Часть III. 2000, с. 44-49. 2. Аралова Н.И., Белошицкий П.В., Подливаев Б.А. Исследование проблемы надежности функционирования систем организма спортсменов, занимающихся спортивными единоборствами, на математических моделях //Современные технологии дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма //Инновационные аспекты совершенствования подготовки спортсменов/Под общ. ред. проф. А.Н. Блеера и И.Д. Свищёва. - М.: СпортАкадемПресс. Часть III. 2002, с. 38-43. 3. Березанцев А.Ю., Давыдов Д.М., Подливаев Б.А. Методика психофизиологической оценки состояния функциональных резервов и устойчивости навыков спортсменов /Актуальные проблемы спортивных единоборств.- М.: ФОН, 2000, с. 71-75. 5. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учебник для студентов и учащихся факультетов (отделений) физического воспитания педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1993. -240 с. 5. Казилов М.М., Подливаев Б.А. Особенность устойчивости позы и ее связь с некоторыми морфологическими особенностями (на примере борцов разных весовых категорий //Вопросы антропологии. М., 1979, № 63, с. 107-114. 6. Миндиашвили Д.Г., Невретдинов Ш.Т., Подливаев Б.А. и др. Анализ подготовки и выступления сборной команды России по вольной борьбе в 1998 году. - М.: Федерация спортивной борьбы России, 1999. - 40 с. 7. Миндиашвили Д.Г., Невретдинов Ш.Т., Подливаев Б.А. и др. Итоги выступления сборной команды России по вольной борьбе в 1999 году /Метод. рекомендации. - М.: Федерация спортивной борьбы России, 2000. - 48 с. 8. Миндиашвили Д.Г., Подливаев Б.А. Планирование подготовки квалифицированных борцов: Метод. реком. М., 2000. - 32 с. 9. Невретдинов Ш.Т., Подливаев Б.А., Шахмурадов Ю.А. Основные направления технико-тактической и физической подготовки спортивного резерва по вольной борьбе. - М.: ФОН,1997. - 59 с. 10. Подливаев Б.А., Шахмурадов Ю.А., Акопян А.О. и др. Экспериментальное обоснование программ тренировки адекватных современным тенденциям в судействе соревнований //Сб. науч. тр. кафедры борьбы за 1994-1996 гг. М. 1997, с. 34-39. 11. Подливаев Б.А. Анализ соревновательной деятельности борцов вольного и греко-римского стиля на олимпийском турнире в Сиднее //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 9, с. 33-38. 12. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе //Теория и практика физ. культуры. 1999, № 1, с. 55-58. 12. Подливаев Б.А. Организационно-методические основы подготовки высококвалифицированных борцов в олимпийском цикле //Спортивные единоборства и боевые искусства в XXI веке /Теория и методика спортивных единоборств и боевых искусств /Под ред. Б.А.Подливаева - М.:СпортАкадемПресс. 2001, с. 4-14. 13. Подливаев Б.А., Шахмурадов Ю.А., Акопян А.О. и др. Экспериментальное обоснование программ тренировки адекватных современным тенденциям в судействе соревнований //Сборник научных трудов кафедры борьбы за 1994-96 гг. - М.: 1997, с. 34-39. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |