|
ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СКОРОСТНО -СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ Академик Г.В. Кипор , доктор биологических наук, заведующий отделом Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", действительный член Российской Академии Космонавтики А.В. Ишков, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Заместитель начальника отдела международных связей Госкомспорта РФ Д.О. Юшков Кандидат педагогических наук, заместитель директора ВНИИФКа В.И. Шпанов Введение . Процесс подготовки и оценка уровня подготовленности спортсменов высокой квалификации отличаются от начального курса обучения навыкам движения столь же разительно, как стажировка пилота 1-го класса на боевом самолете от обучения грамоте в начальных классах средней школы. Кроме того, как показывает опыт соревновательной деятельности в единоборствах, подготовленность чемпиона мира по сравнению с подготовленностью мастера спорта различается так же, как новичка и мастера спорта. Мы часто слышим о гениальности музыканта, художника, о величайших творениях, созданных руками гениев, но как же редко подобного признания добиваются спортсмены-профессионалы, выступающие на грани даже не человеческих, а запредельных функциональных возможностей. Это даже уже не талант, который развивался в течение длительных супернагрузок, это синтез генетически детерминированных данных и своеобразной формы гениальности, скрытой в уникальном наборе психофизиологических компонентов, организации нейронной сети управления на всем пути обеспечения системокомплекса специализированных навыков, позволяющих в конечном итоге превзойти и себя самого, и барьеры физиологических возможностей. Очевидно, такая постановка проблемы предполагает необходимость уделять большее внимание психическому, нейропсихологическому и нейрофизиологическому компонентам подготовленности величайшего спортсмена, разработке некоторой оригинальной модели, или паттерна модельных характеристик, на уровне центральной нервной регуляции и на уровне психофизиологического портрета спортсмена высшей квалификации. При этом, по-видимому, придется признать, что единственно адекватным можно считать исключительно индивидуальный подход, ибо гениями не становятся - гениями рождаются, и для гениев никогда не подойдет популяционное решение при организации тренировочного процесса и системы реабилитации, так как в тех диапазонах физических, психоэмоциональных, а сейчас уже и социальных нагрузок, в которые он заключен в силу своего осознанного выбора, простой средний человек просто не сможет существовать. Мы подошли к самому фокусу проблемы, которая в спорте высших достижений назрела уже давно, но долго замалчивалась то ли из-за некоторой предвзятости и конъюнктуры, то ли из-за инерции и ортодоксальности подходов в классической спортивной медицине и педагогике, то ли из-за негативного отношения к необходимости принципиально пересмотреть некоторые взгляды на систему подготовки при работе в режимах экстремальных нагрузок. При анализе литературных данных выясняется, что до настоящего момента практически отсутствует некоторая сумма или количество интегральных критериев, которые могли бы отражать динамику изменения функционального состояния центральной нервной системы и нейрофизиологического обеспечения в зависимости от интенсивности и продолжительности того или иного (особенно в маргинальных областях) воздействия, но при этом подчиняются индивидуальным закономерностям и квалифицированно интерпретируются в соответствии с накопленным опытом в процессе длительного мониторинга функционального статуса. По указанным причинам в настоящей работе сделана попытка рассмотреть подходы к изучению механизмов функциональной асимметрии по результатам анализа параметров моно- и билатеральных сенсомоторных реакций в различных условиях подготовки спортсменов, подготовленности и при релаксации, которая условно рассматривалась как приближенная модель микросеанса срочной реабилитации, индуцированная вербальным способом, т.е. с помощью применения специально подобранных формул, эффективность которых может оценить не только сам экспериментатор, но и испытуемый, используя принцип обратной биологической связи. Разумеется, работа в какой-то мере инициативна и предназначена для обсуждения значительного числа поставленных проблем, но, учитывая потребность в развитии индивидуального подхода к обеспечению надежности и эффективности деятельности специалистов "экстремальных профессий" в рамках концепции сохранения профессионального здоровья, авторы считают, что разработанный метод диагностики может оказаться перспективным и полезным в системе подготовки спортсменов высшей квалификации. В работе были поставлены и решались следующие задачи: - отладить простой и широкодоступный способ количественной оценки функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, который по возможности можно применять в полевых условиях; - разработать прототип программно-математического обеспечения для удобной и быстрой оценки параметров в автоматическом режиме в реальном масштабе времени; - сконструировать наиболее приемлемые экранные меню регистрации, доступные и понятные исследователю, тренеру и самому испытуемому; - целенаправленно обучить навыкам релаксации с использованием принципа обратной биологической связи по параметрам билатеральной реакции на зрительные стимулы, а также мобилизации на преодоление экстремальных нагрузок по параметрам билатеральной реакции на зрительные стимулы; - оценить возможности монохроматической и полихроматической зрительной билатеральной стимуляции и эффективность управления функциональными возможностями при выполнении экстремальных нагрузок; - разработать схему тренинга состояния уровня межполушарной асимметрии с целевой установкой на доминантность левого или правого полушария; - оценить минимум характеристик статистики для оценки динамики индивидуальных параметров функционального состояния и уровня подготовленности спортсмена в боевом самбо.
Рис. 1. Стартовый экран программы Организация и методы исследования. Характеристика выборки. Прежде чем авторы пришли к выводу о необходимости остановиться исключительно на индивидуальном подходе при интерпретации результатов динамики состояния межполушарной асимметрии, были проведены многочисленные исследования с участием нескольких групп испытуемых. В испытаниях приняли участие спортсмены -единоборцы различной квалификации, пола и возраста: а) из "ринговых" единоборств: бокс, кикбоксинг - 45; б) из спортивной борьбы: самбо, дзюдо, вольная и греко-римская борьба - 72; в) из универсальных единоборств: боевое самбо, джиу-джитсу - 50. Всего -167 человек (130 мужчин + 37женщин). Описание метода. Метод представляет собой полностью компьютерный вариант регистрации любых вариантов зрительно-моторной реакции при билатеральном и монолатеральном стимулах. Метод включает возможность одновременной и в иных комбинациях регистрации ответов на моно- и полихроматические стимулы, позволяет менять цвет фона и площадь стимула, проецируемого в зрительные поля. Интервал между стимулами выбирается по закону случайных чисел. Метод дает возможность регистрировать ответ при вербально инструктируемом замыкании контактов любым доступным способом. Программно-математическое обеспечение включает несколько версий обработки полученных информационных массивов с заданием коридора измерения (в мс) и в автоматизированном задании любого количества предъявлений стимула в зависимости от конкретных задач исследования. Для формирования устойчивой обратной связи испытуемому предъявляется только информационный массив в графическом виде двухкоординатной плоскости на экране с инструкцией. При динамическом наблюдении на экране испытуемый обучается управлять параметрами асимметрии больших полушарий и вызывать изменения функционального состояния. Уровень релаксации, подготовленности, динамики состояния и эффективности использования метода оценивался индивидуально у каждого испытуемого. На рис. 1 показан стартовый экран программы. Он содержит функциональные элементы (21), предназначение которых следующее: 1 - новый тест (сброс предыдущих результатов); 2 - открыть результаты; 3 - сохранить результаты; 4 - печать результатов; 5 - форма реакций на стимул: П - прямая, О - обратная; 6 - цвет фона; 7 - чувствительность; 8 - увеличение чувствительности на 1 мс; 9 - уменьшение чувствительности на 1 мс; 10 - число предъявлений стимула; 11 - увеличение числа предъявлений стимула на +1; 12 - уменьшение числа предъявлений стимула на -1; 13 - поле для ввода имени испытуемого; 14 - информация о программе (помощь); 15 - выход из программы; 16 - световой стимул №1; 17 - световой стимул №2; 18 - цвет светового стимула № 1; 19 - запуск программы; 20 - цвет светового стимула № 2; 21 - фон рабочего поля. Тестирование осуществляется в следующем порядке: эксперт знакомит испытуемого с порядком выбора формы (16, 17) и цвета (6) стимула, фона (рис. 2). Число предъявлений стимула выставляется кнопками 11 и 12 и регулируется в интервале от 1 мс и выше. Обычно принятый в медико-биологических исследованиях порог вероятности безошибочного прогноза - 0,95 - для подобных испытаний достигается при 100 предъявлениях каждого светового стимула. В зависимости от поставленных целей эксперт с помощью кнопки 5 задает форму реакции на стимул (П - прямая или О - обратная), и испытуемый получает соответствующую инструкцию. Эксперт вводит имя исполнителя в окно № 13, а также показывает положение конечностей на кнопках при тестировании (оно может осуществляться не только кистями, но и ступнями). Выполнив все это, испытуемый нажимает на кнопку "Start" (19) и после 3-секундной задержки приступает к выполнению теста. При появлении в окне надписи "Тест завершен" эксперт нажимает кнопку "ОК". После этого появляется отображение результатов теста, по которому можно оценить текущее состояние функциональной асимметрии полушарий (ФАП). Если результаты теста необходимо сохранить, нажимается кнопка 3 и данные записываются в текстовой файл, если результат тестирования надо передать испытуемому, нажимается кнопка 4 - "Печать результатов" и производится их распечатка. Результаты и обсуждение. Полученные данные свидетельствуют, что при регистрации параметров билатеральной сенсомоторной реакции не имеет смысла проводить статистический анализ или усреднение всех первичных и интегральных параметров и говорить о некотором доминировании наиболее оптимальных их пределов для всей выборки испытуемых, так как процесс характеризуется исключительно индивидуальной динамикой их проявления в зависимости от условий эксперимента и функционального состояния испытуемых. При этом практически нет достоверной корреляции с признаками пола, но в соответствии с возрастными физиологическими изменениями отмечается очевидное увеличение абсолютных значений времени реакции с увеличением возраста. Исключение представляет группа подросткового возраста, у представителей которой отмеченная динамика характерна для периода анатомического и физиологического периода "созревания". Рис. 2. ФАП до нагрузки Наибольший интерес для спортивной подготовки и спортивного совершенствования имеет принципиальная возможность провести наблюдение на основе предложенного метода индивидуальных особенностей состояния асимметрии больших полушарий при различных специальных нагрузках, в состоянии покоя, в состоянии в течение и после реабилитирующих воздействий общего направления или избирательной (селективной) реабилитации наиболее нагружаемых звеньев функциональных систем и в течение определенных тренировочных циклов. Один из наиболее оптимальных вариантов планирования и подбора тренировочных нагрузок показан на рис. 2,3. В этом случае характерны следующие исходные данные и финальные наблюдения. Нагрузка подбиралась таким образом, чтобы ее интенсивность была более направлена на тренинг левостороннего нейрофизиологического обеспечения. Рис. 3. ФАП после нагрузки Изначально интенсивность упражнений и их последовательность были подобраны таким образом, чтобы на фоне обычных тренировочных нагрузок для левой половины тела предложить их большую целевую направленность для правой половины на границе аэробного и анаэробного режимов и придать им большую значимость или актуализировать их вербальной формулой, чтобы создать некоторый нейролингвистический фон или базис для осознанного выполнения спортсменом. После тренировки проведены повторные замеры, и оказалось, что действительно нагрузка была более значимой для правой половины тела, и это отразилось на состоянии механизмов нейрофизиологической центральной регуляции. В частности, амплитуда моды несколько снизилась на фоне общего сближения величины моды право- и левосторонней реакции. Произошла более выраженная локализация в регуляции закрепленных навыков, видимая по композиции самого пика моды, и почти не изменились пределы средних классов амплитуды мод. Об утомлении свидетельствует некоторое увеличение числа ошибочных реакций, но оно было незначительным - в обычных пределах для данного вида тренировки. Величина интервала класса уменьшилась при регистрации левосторонней реакции, т.е. после более интенсивной тренировки для правой половины тела, изменение дисперсии было в обычных пределах: в отсутствие переутомления. Амплитуда моды для левостороннего компонента билатеральной реакции снизилась примерно на 10% на фоне снижения (оптимизации) ее абсолютного значения. Показанные изменения очень важны для эксперта, оценивающего эффективность тренинга в условиях его детализации при планировании, так как в условиях подготовки спортсменов высшей квалификации не должно быть никаких "мелочей". Когда речь идет о подготовленности спортсменов-профессионалов, выступающих на пределе проявления физиологических и нейропсихологических возможностей, когда, казалось бы, все резервы уже исчерпаны, но не хватает самой малости для выхода за эти пределы, актуально абсолютно все. На основании проведенных экспериментов можно сформулировать некоторые алгоритмические правила, которые можно взять за основу при оценке статуса межполушарной асимметрии в прикладных целях. Авторы рекомендуют не формулировать абсолюты, или алгоритмы, которым суждено применяться в каждом конкретном случае. Используя указанный метод, более конструктивным будет обсуждение некоторой системы общих правил оценки, позволяющее определить тенденции индивидуального алгоритмического обеспечения при оценке динамики параметров билатеральных сенсомоторных реакций у определенного индивидуума, будь то спортсмен высшей квалификации или просто занимающийся. Эта система может быть представлена в виде суммы критериев и выглядит следующим образом: Правило 1. Показатель - мода. Не всегда ее минимальное абсолютное значение может отражать высокий уровень подготовленности и низкую степень утомления. Абсолютное значение моды детерминировано генетически, отражает скорость синаптических задержек в цепи сенсомоторного ответа, и чем он ниже, тем меньше выражен процесс интегративной обработки информации во всей цепи организации ответа. Чем стабильнее абсолютное значение моды, тем выше уровень подготовленности системы билатерального обеспечения ответа при условии разницы величин левосторонней и правосторонней реакции не более 10 - 15% от моды. Правило 2. Амплитуда моды. Чем выше показатель амплитуды моды, тем стабильнее реакция при одних и тех же формах вербального и невербального воздействия, и тем меньше уровень централизации механизмов обработки информации. Архитектура нейрофизиологических механизмов организации билатеральной сенсомоторной реакции тем сложнее, чем выше амплитуда моды в наиболее централизованно располагающихся классах реакции. При обучении более сложным сенсомоторным навыкам целесообразно ориентировать внимание на снижении амплитуды моды и оптимизации ее в среднем классе в целях достижения наибольшей эффективности обучения. Правило 3. Дисперсия. При удовлетворительном функциональном статусе и достаточно эффективном учебно-тренировочном процессе дисперсия не превышает 10 - 12 % от среднего значения билатеральной сенсомоторной реакции. Увеличение дисперсии до 20 - 25 % служит индикатором для определения конкретной причины эффекта и изменения программы воздействий. Разница дисперсий левосторонней и правосторонней регистрации свидетельствует о доминировании механизма обработки информации в том или ином полушарии. После тренировочного процесса у правшей следует ориентироваться на рост дисперсии в левом полушарии и отсутствие или незначительные изменения - в правом полушарии. Правило 4. Число ошибочных реакций - единственный показатель, величина которого прямо коррелирует с развитием процесса утомления. Индивидуальный характер динамики ошибочных реакций отражает специфику межполушарных взаимоотношений у отдельных индивидуумов. Число ошибочных реакций легко корректируется более выраженными вербальными установками и может служить индикатором эффективности степени внушаемости индивидуума. Показатель удобен для всех форм коррекции с использованием принципа обратной биологической связи. Правило 5. Движение пиков моды межполушарной асимметрии - наиболее демонстративный индикатор изменений в сторону эффективности тренировки, эффективности реабилитирующего воздействия, эффективности вербальной стимуляции. У правшей, как правило, при утомлении в большей степени сдвигается "пик левого полушария", у левшей - "пик правого полушария". Дистанция движения характеризуется индивидуально и требует для интерпретации обязательного динамического наблюдения. Разница дистанций между пиками после тренировки отражает и степень утомления, и степень эффективности тренировочного процесса. Правило 6. Для индивидуального наблюдения за уровнем функционального статуса по параметрам билатеральной сенсомоторной реакции рекомендуется вести индивидуальные графики подготовленности каждого спортсмена в течение каждого тренировочного цикла. Для интерпретации обязательно следует отражать на графиках динамику следующих параметров: моды, амплитуды моды, дисперсии, числа ошибочных действий, признака инверсии, признака билатеральности, признака сдвига. Заключение . Разумеется, авторы не считают, что предложенный метод на 100% универсален и полностью информативен в рамках огромного множества проблем, поставленных в медико-биологическом обеспечении тренировочного процесса как для "среднего" спортсмена, так и для профессионала высшей квалификации. Но наша задача как раз и состояла в том, чтобы привлечь внимание специалистов именно к центральному уровню нейрофизиологической регуляции всей суммы компонентов подготовленности, как мишени, в центре которой должны в первую очередь фиксироваться и консолидироваться те микроизменения, которые происходят в течение длительного периода подготовки и, постепенно накапливаясь, стимулируют колоссальные возможности человека, становятся в конечном итоге его огромным, почти безразмерным, потенциалом, обеспечивают его способности творить чудеса на стадионе, на татами, в бассейне и т.д. В наших исследованиях наиболее спорный момент - процесс интерпретации картины изменяющейся динамики параметров билатеральной сенсомоторной реакции в зависимости от нагрузок, воздействий и исходного статуса. Здесь, разумеется, нельзя недооценить объективные значения показателей или переоценить физиологическую значимость их динамической трактовки. Просто следует больше полагаться, во-первых, на свой индивидуальный опыт и базис специальных знаний в работе с индивидуумом, во-вторых, на количественные критерии практики, в-третьих, на исходные функциональные характеристики, отражающиеся в количественных параметрах исследуемых процессов на уровне центральной регуляции, в-четвертых, больше актуализировать частное или особенное в функциональном состоянии конкретного испытуемого и, наконец, последнее: чаще полагаться на интуитивное знание, которое просто нельзя отбрасывать, когда сталкиваешься с феноменологией крайне интенсивных нагрузок и предельного напряжения функциональных систем. Если выводы настоящего исследования послужат причиной более глубокого внимания к общей системе обеспечения надежности деятельности человека в условиях экстремальных воздействий различной природы, придания большей значимости индивидуальному подходу, индивидуализации учебно-тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации, то можно будет сказать, что основная цель работы достигнута. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |