|
ПРОГНОЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО БАСКЕТБОЛУ НА ЕВРОПЕЙСКОЙ АРЕНЕ В 2002-2005 ГОДАХ Кандидат педагогических наук,
профессор, директор Воронежского ГИФК МГАФК, Кандидат педагогических наук,
профессор кафедры ТФКРТ ВГИФК, доцент Г.Н.
Германов Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж Баскетбол, являясь одним из наиболее зрелищных видов спортивных игр, по своей популярности занимает одно их ведущих мест в мировом спорте. "Мы рады отметить, что в баскетбол играют сейчас во всех уголках планеты, и местные баскетбольные организации действуют почти во всех странах. Солнце никогда не заходит над "баскетбольным миром", - заявляет генеральный секретарь ФИБА Борислав Станкович в послании делегатам X Всемирного конгресса ФИБА. Отечественные баскетболисты имеют достойные традиции выступления на мировых и европейских чемпионатах. Мужская и женская национальные команды неоднократно выигрывали звания чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы. У нас подготовлены десятки талантливых игроков, представлявших и прославивших нашу страну на баскетбольных аренах мира. Однако на последних Олимпийских играх в Сиднее сборные команды России не смогли пробиться в финальную часть турнира. И если выступление в чемпионате Европы 2001 года женской сборной считается успешным (2-е место), то этого нельзя сказать о мужчинах (5-е место). Хотя, как писала пресса: "...в условиях жесткой конкуренции это выступление признано положительным". Да, сегодня значительно расширилась география призеров крупнейших международных турниров. Возросшая конкуренция на чемпионатах Европы и мира по баскетболу заставляет внимательнее отнестись к подготовке спортивных резервов, тем юным и молодым дарованиям, которым предстоит вернуть былую славу побед сборных команд Союза и России. Осознание этого еще более значимо в свете неудачного выступления мужской сборной на Чемпионате мира 2002 года. Таблица 1. Итоги выступления юношеских и юниорских баскетбольных команд России (СССР, СНГ) в первенствах Европы и последующая динамика выступлений в чемпионатах мужской сборной команды страны
Примечание. С 1994 года возраст юниоров уменьшился с 19 до 18 лет, с 1995 года возраст кадетов уменьшился с 17 до 16 лет. С 1989 г. четко обнаруживается тенденция к омоложению состава юниорских команд. В 1991 году мужская сборная СССР не прошла отборочного тура, и поэтому только 9-е место. Таблица 2. Итоги выступления юношеских и юниорских баскетбольных команд России (СССР, СНГ) в первенствах Европы и последующая динамика выступления в чемпионатах женской сборной команды страны
В последние годы в научно-исследовательских и учебных лабораториях институтов физической культуры, педагогических и других вузах страны сформулирована и внедряется в практику научная концепция, суть которой состоит в том, что многолетний процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов, от новичка до мастера спорта международного класса, целесообразно рассматривать как единый многоступенчатый процесс, как сложную динамическую систему взаимосвязанных этапов подготовки, имеющую общие пути развития, описываемую идентичными в своих проявлениях закономерностями [1, 2, 6]. Как отмечают теоретики юношеского спорта В.П. Филин [8], М.Я. Набатникова [4], В.Г. Никитушкин [3] и другие, ориентация системы подготовки юных спортсменов на высшее мастерство предусматривает строгую преемственность целей и задач подготовки, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, единые теоретико-методические и организационно-управленческие основы подготовки спортивного резерва и сборных команд. И потому недостатки подготовки в юношеском спорте зримо проявляются в выступлениях сборных команд России на международной арене. В подтверждение данной закономерности была предпринята попытка, используя ретроспективные данные, установить наличие или отсутствие причинной связи результатов выступления в чемпионатах Европы сборных баскетбольных команд разных стран от итогов выступления спортсменов в юношеском и юниорском возрасте, когда они представляли свою страну в составе команд на молодежных первенствах. При этом предполагалось, что результативность выступления юношеских (юниорских) команд, а соответственно и качество подготовки спортивных резервов во многом предопределяют последующее успешное выступление национальных сборных баскетбольных команд на международной арене. Талантливая молодежь, своевременно привлеченная в элиту игроков баскетбола, создает конкуренцию опытным спортсменам, интенсифицирует состязательную активность всех членов команды. Для достижения поставленной цели была прослежена динамика участия спортсменов в соревнованиях, сформированы аналитические матрицы, связавшие в единую логическую линию итоги выступления преимущественно одной группы баскетболистов (баскетболисток), входивших в сборные команды по возрастным группам и сумевших в зоне достижения оптимальных возможностей пополнить национальные сборные команды своих стран на 30-40%. Полученные данные в последующем были обработаны с привлечением методов математической статистики. В табл. 1 и 2 как пример приведены итоги выступления юношеских, юниорских и взрослых баскетбольных команд России, СССР, СНГ (мужчины и женщины). Таблица 3. Прогноз спортивного результата сборной команды России (мужчины и женщины) на чемпионатах Европы 2003, 2005 гг., по результатам выявленной статистической взаимосвязи
Анализируя результативность выступления юношеских и юниорских баскетбольных команд России, следует заметить, что последующий закономерный итог достижений мужской национальной сборной команды на европейской арене во многом обусловлен успехами юношей и юниоров, что подчеркивает весомый вклад резерва в систему целевой комплексной подготовки баскетболистов высшей квалификации. Успех или неуспех юношеских команд через несколько лет отображается в выступлениях взрослых спортсменов, поскольку в юношеском возрасте формируется тот резерв, который в последующем становится основой обновленных команд. Обращает на себя внимание шестилетний цикл подготовки ближнего спортивного резерва юношей при переходе во взрослую мужскую команду (1971-1974-1977, ... 1999-2005, 2001-2007) и четырехлетний цикл подготовки резерва у женщин (1976-1977-1980, ... 1999-2003, 2001-2005). Это еще раз подтверждает возрастные закономерности становления спортивного мастерства, когда возраст 18-19 лет становится первой фазой этапа высших спортивных достижений, а последующий успех проявляется в возрастной зоне максимальных достижений - 23-25 лет. Зависимость итогов выступления национальных сборных команд России (СССР, СНГ) от выступлений баскетбольных команд резерва, выявленная при расчетах, представлена в табл. 3. Установлено, что успех на европейских соревнованиях в юниорском возрасте связан с результативностью выступлений юношеских команд кадетов, коэффициент корреляции составил r = 0,630 - 0,641 (р<0,05), причем эти показатели признаны достоверными как в попарном сравнении "юниоры-юноши" (n=15), так и при сравнении в триаде - "взрослые-юниоры-юноши" (n=13). Вместе с тем отметим, что итог выступления взрослых спортсменов в меньшей степени зависим от результатов выступления кадетов, чем юниоров. Если коэффициент корреляции "взрослые-кадеты" составил r = 0,406 (р<0,1), то зависимость между командным местом "взрослых" и "юниоров" выразилась более высокими достоверными значениями: r = 0,523 - 0,573 (р<0,05). В расчетах не удалось установить достоверной взаимосвязи итогов выступления взрослых баскетболисток от успеха или проигрыша состязаний спортсменками, когда они представляли возрастную группу кадеток. Видимо, баскетбол девочек подвластен тенденциям детской игры, имеет свое построение и свои игровые основы, в нем меньше спортивно-соревновательных начал, недостаточно технико-тактической грамотности, игровой зрелости и рационализма. В этом возрасте успех достигается командами, которые часто комплектуются половозрелыми игроками, имеющими опережающие темпы полового развития, а также физически более подготовленными спортсменками. Причем очень часто за чертой основного состава остаются баскетболистки, которые сегодня еще не приносят очков, не создают сиюминутного успеха, но вместе с тем составляют "золотой фонд" растущих, может быть еще технически не совсем готовых, но очень перспективных игроков. У женщин результативность выступления сборной России (СССР) в чемпионатах Европы взаимосвязана с успехом юниорской команды баскетболисток в европейских первенствах (табл. 3), тем действующим резервом, который в течение трех последующих лет частично заменяет игроков сборной и становится ведущим составом команды. Зависимость выразилась уравнением регрессии Y1=0,33+0,82 x2 , где коэффициент корреляции определился как r = 0,585 (р<0,05). Таким образом, с полным основанием можно ждать от нашей женской баскетбольной сборной команды победы или призового места на чемпионате Европы 2003 года. Несмотря на менее оптимистичный прогноз выступления национальной мужской команды на первенстве Европы (2003 год - 4-е место и 2005 год - 5-е место), нашим баскетболистам вполне по силам занять более высокое место, учитывая, что прогноз всегда имеет вероятностный характер. Выполненные по корреляционной взаимосвязи результатов расчеты выступления сборных команд Италии, Франции, Греции, Турции, Германии от итогов выступления юношей и юниоров показали, что достоверной статистической зависимости не обнаружено. Видимо, это можно объяснить тем, что в данных странах подготовка спортивного резерва в баскетболе не ориентирована на высшее спортивное мастерство, а скорее отображает сложившуюся практику реальных соревновательных отношений. Осмелимся высказать суждение, что юношеский спорт в вышеуказанных странах в большей мере отображает начала ординарного доступного участия в соревнованиях. Здесь меньше профессионализма, если под ним понимать степень полезных затрат усилий спортсменами на самосовершенствование, а не отождествлять статус профессионалов лишь с материально-финансовыми отношениями между спортсменом и социальными институтами. Вместе с тем организационно-методическая система подготовки в юношеском спорте, в том числе и в баскетболе, которая существовала в СССР до 90-х гг., в большей мере подчеркивала степень повышенного профессионального участия юношей и девушек в спортивном совершенствовании [7]. Основой для таких рассуждений служат показатели специализированных затрат усилий и времени спортсменами на спортивную подготовку, когда режим учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования баскетболистов, к примеру, составлял 22-28 ч в неделю [5]. Таким образом, для успешного выступления на Олимпиаде 2004 года необходимо уже сегодня привлекать молодых игроков с целью их адаптации в национальных сборных. Литература 1. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с. 2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учеб. для завершающих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с. 3. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Докт. дис. в виде науч. доклада. М., 1995. - 88 с. 4. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 1982. - 280 с. 5. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) / Гос. Комитет СССР по физ. культ. и спорту. - М.: Советский спорт, 1987. 6. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова и др. - М.: СААМ, 1995. - 448 с. 7. Сысоев В.И., Германов Г.Н. Государственное управление юношеским спортом и его поддержка - залог успешного выступления сборных команд России на международной арене // Теор. и практ. физ. культ. 2002, № 4, с. 12-15. 8. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: ФиС, 1987. - 128 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |