МЕДИКО-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА


Abstract

CHANGE OF PARAMETERS OF BLOW CIRCULATORY VOLUME IN STUDENTS AFTER PERFORMANCE OF HARWARD STEP-TEST

O.V. Iljushin

R.A. Abzalov, Dr. med., professor

Kazan state pedagogical university, Kazan

Key words: blow circulatory volume, step-test, students, endurance, restorative period.

The parameters of blow circulatory volume (BCV) in 16-19 years aged teenagers were investigated. The authors used the automated microprocessor analyzer of rheogramms "Cursor" in the researches.

As the functional test for definition of reaction of cardiovascular system the Harward step-test was used, and parameters of BCV were determined in sitting up position before the standard physical load and in 15 minutes of the restorative period.

Students in all periods of training in the restorative period after performance of standardized muscular loads as the Harward step-test have authentic decrease of BCV parameters in comparison with the initial data. The degree of expressiveness of BCV decrease depends on what course the student is trained. In the process of growth of parameters preparedness more expressed BCV decrease in the restorative period after functional test was observed, and its significant decrease was determined at students of 3rd course. Found out reduction of BCV has only temporary character.


ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДАРНОГО ОБЪЕМА КРОВИ У СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГАРВАРДСКОГО СТЕП-ТЕСТА

О.В. Илюшин
Доктор медицинских наук, профессор Р.А. Абзалов

Казанский государственный педагогический университет, Казань

Ключевые слова: ударный объем крови, степ-тест, студенты, выносливость, восстановительный период.

Проблеме изучения ударного объема крови (УОК) у детей и подростков, занимающихся спортом, во время выполнения мышечных нагрузок и в период восстановления, посвящены работы ряда авторов [3, 5, 7, 9, 10]. Увеличение УОК зависит от возраста и уровня тренированности обследуемых [11, 13]. Максимальное увеличение УОК у спортсменов при выполнении нагрузки по сравнению с показателями в покое у детей и подростков возможно в 2 раза, а у взрослых - в 2,5 раза [4]. Увеличение УОК происходит как за счет использования базального объема крови, так и (в определенной степени) за счет ее дополнительного резервного объема [8]. Следует отметить, что значительное увеличение УОК у спортсменов, тренирующихся преимущественно на выносливость, наблюдалось уже при непредельных физических нагрузках: при ЧСС, равной 130-140 уд/мин [8]. Вместе с тем в литературе данных о реакции сердца на стандартную мышечную нагрузку, а также о характере изменения его функций в восстановительном периоде у подростков в зависимости от периодов обучения очень мало. Изменение УОК в процессе выполнения мышечной нагрузки небольшой мощности, а также взаимоотношения между показателями ЧСС и УОК в восстановительном периоде представляют значительный интерес, так как служат основой гомеостаза.

Методика исследований. Изучены показатели УОК у подростков 16-19 лет, обучающихся на ФФК КГПУ. В своих исследованиях мы использовали автоматизированный микропроцессорный анализатор реограмм "Курсор", разработанный специализированным экспериментально-техническими предприятием НПО "Экран" (Москва). Для определения УОК использовали метод тетраполярной грудной реографии [2, 6, 12].

В качестве функциональной пробы для определения реакции сердечно-сосудистой системы использовали Гарвардский степ-тест, а показатели УОК определяли в положении сидя до стандартной физической нагрузки и в течение15 мин восстановительного периода.

Результаты исследований. Как видно из таблицы, показатели УОК у студентов, обучающихся на ФФК, различаются в зависимости от физиологической ситуации. В положении сидя до мышечной нагрузки в виде степ-теста самые высокие показатели УОК были обнаружены нами у студентов 3-го курса обучения (110,9±12,3 мл). У студентов 4-го курса эти показатели несколько снизились (98,6±5,4 мл). Самые низкие показатели УОК - у студентов 1-го курса (84,6±4,3 мл). У студентов 2-го курса наблюдается значительное увеличение показателей УОК, определенных в положении сидя (92,7±10,6 мл).

Таким образом, нами установлено постепенное увеличение показателей УОК в процессе обучения, а высокие показатели у студентов 3-го курса, вероятно, объясняются тем, что наибольшее место в этот период занимают практические занятия по видам спорта. Анализируя показатели УОК у студентов в процессе восстановления после выполнения Гарвардского степ-теста, мы определили падение УОК ниже исходных

величин. У студентов 1-го курса это произошло на 7-й мин восстановления (с 84,6 до 61,1), р<0,01. У студентов 2-го курса в процессе занятий показатели УОК в восстановительном периоде снизились на 32,3 мл (р<0,05 ) на 6-й мин. У студентов 3-го курса наблюдалось снижение УОК по сравнению с исходными данными на 45,1 мл на 4-й мин восстановительного периода (р<0,01 ). У студентов 4-го курса, очевидно вследствие уменьшения практических занятий и интенсивности мышечных тренировок, наблюдается менее выраженное снижение УОК. В процессе восстановления после функциональной пробы снижение УОК составило 26,3 мл (р<0,05), что на 18,8 мл меньше по сравнению с показателями УОК у студентов 3-го курса .

Заключение. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что у студентов во всех периодах обучения в восстановительном периоде после выполнения стандартизированных мышечных нагрузок в виде Гарвардского степ-теста происходит достоверное снижение показателей УОК по сравнению с исходными данными. Степень выраженности снижения УОК зависит от того, на каком курсе обучается студент. По мере роста показателей тренированности наблюдается более выраженное снижение УОК в восстановительном периоде после функциональной пробы, и его значительное снижение было нами определено у студентов 3-го курса. Вместе с тем следует отметить, что обнаруженное нами уменьшение УОК носит лишь временный характер.

Показатели УОК (мл) у студентов 16-19 лет в восстановительном периоде после выполнения Гарвардского степ-теста, М±т

Время проведения
исследований
Время регистрации
1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс
До нагрузки сидя 84,6±4,3 92,7±10,6 110,9±12,3 # 98,6+5,4 #
Во время восстановления:        
1-я 107,5±6,7* 91 J6±15,3 121,1±19,8 96,1+11,8
2-я 81,9±5,8 67,8±7,8 92,9±14,7 102,1±15,3
3-я 70,1±4,3 68,4±9,3 74,5±9,8* 86,0±9,6
4-я 64,1±4,2* 65,3±7,6 65,8±4,7* 82,4±8,7
5-я 65,2±3,8* 60,7±7,8* 66,6±4,5* 81,3±6,5
6-я 72,6±4,3 60,4±8,4* 79,6±11,2 72,3±6,8*
7-я 61,1±3,8* 60,6±8,8* 79,3±12,7 79,6±7,0
8-я 71,8±4,6 66,8±9,3 83,8±8,4 78,5±6,3*
9-я 70,1±5,3 66,9±7,2 65,2±6,5* 81,6±8,1
10-я 64,5±5,1* 70,8±3,1 80,0±8,1 78,4±9 2
11-я 63 6±6.7* 63,6±6,6* 60,7±5,3* 87,2±7,3
12-я 67 9±5,3* 67,5±9,4 75,8±6,8* 68,5±5,1*
13-я 68,6±6,8 67,0±8,2 66,8±8,3* 80,3±4,8*
14-я 67,4±5,1* 59,4±6,1* 73,8±8,2* 70,5±5,6*
15-я 71,7±5,2 59,3±8,3* 67,1±6,0* 73,5±5,2*

Примечание: *- достоверность различий (р<0,05 - 0,01) между исходными показателями сидя до нагрузки и последующей минутой восстановительного периода; #- достоверность различий (р<0,05-0,01) между показателями сидя в покое и студентов 1-го курса и последующих лет обучения.

Литература

1. Абзалов Р.А. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам //Теория и практика физ. культуры. 1976, № 3, с. 39-41.

2. Абзалов Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Докт. дис. Казань, 1986. - 358 с.

3. Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г. Адаптация сердечной деятельности и состояние газообмена у спортсменов к физической нагрузке// Физиология человека. 1997, т. 23, № 4, с. 69-73.

4. Васильева В.В. Спортивная гипотония: Автореф. докт. дис. М., 1963. - 34 с.

5. Длигач Д.А., Кулаев Б.С. Жизнь и сосуды. М., 1989.

6. Дмитриева Н.Г. Ударный и минутный объем крови у спортсменов (реографические исследования) //Теория и практика физ. культуры. 1975, № 9, с. 37-39.

7. Калюжная Р.А. с соавт. Адаптационные сдвиги основных функций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Возрастные особенности сердца при физических нагрузках. - Ставрополь, 1979, с.14-26.

8. Карпман В.Л., Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М., 1982. -135 с.

9. Нигматуллина Р.Р., Ситдиков Ф.Г., Абзалов Р.А. Влияние различных режимов двигательной активности на становление и регуляцию ударного объема крови //Проблемы физиологии двигательного аппарата. Казань, 1992, с. 115-120.

10. Павлова О.И. Особенности сердечного выброса у спортсменов различной квалификации, специализации и возраста: Канд. дис. Казань, 1997. - 89 с.

11. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина //Руководство для врачей. М., 1991. - 547 с.

12. Kubicek W.P. The Minnesoz impedance cardiograph theory and applications // Biomed. End. 1974, v, 9. p. 410 - 416.

13. Miuamura M. Ventilatoru response at the onsel of voluntaru exercise and passive movement in endurance runners // Eur. J. Appl. Physiol. - 1997. - V. 76. - № 3. - P- 221-229.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!