МЕДИКО-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА


Abstract

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS FACTOR OF SOCIAL HEALTH OF DISABLED PERSONS

G.E. Shanina, Ph. D.

All-Russian scientific research institute of physical culture, Moscow

Key words: adaptive physical culture, hypokinesy, physical culture of person, motor activity.

There was an opinion in Russia for the long years, that notions "disabled person", "physical activity" and furthermore "sports" are incompatible, and means of physical culture were recommended only to some disabled as the short-term action supplementing physiotherapeutic and medicamentous purposes. The physical culture and sports were not considered as effective means of rehabilitation of invalids, maintenance of their physical opportunities and strengthening of health, 90th have made serious changes to the attitude of a society to invalids in Russia.

The absence of legal bases is on the first place among the main reasons of lacks of work. The absence in Russia social and economic conditions for the solving of this problem, and not understanding of many politicians of importance of the solving of this problem and negotiation an outdated view on invalids as on unnecessary for the society people is paramount.

The necessity of humanization and democratization of the society demands paying of the special attention to invalids and disabled people from the point of view of application of means of the physical culture promoting smoothing and elimination of deviations in the state of a health. The attention thus should be given to movements, as they are the basis of the development of the mental processes and an organism as a whole.


АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Кандидат педагогических наук Г.Е. Шанина
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры, Москва

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, гипокинезия, физическая культура личности, двигательная активность.

Процесс демократизации любого общества неизменно вызывает повышенное внимание к наиболее уязвимым слоям населения, к которым, безусловно, относятся инвалиды и больные люди. Во многих государствах разработаны и внедрены в практику разнообразные программы и системы социального обеспечения людей с ослабленным здоровьем, в которых особое внимание уделяется занятиям физическими упражнениями (М.М. Башкиров,1999).

В декларации ООН о правах инвалидов (1975, п. 2.1) подчеркивается: "инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий... имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положение в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку, восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству, другие виды обслуживания, которые позволяют им максимально проявить свои возможности и способности и ускоряют процесс их социальной интеграции и реинтеграции". В резолюции ООН (9 декабря 1975 г.) изложены не только права инвалидов, но и условия, которые должны создаваться им в обществе (условия среды занятости, обеспечение медицинским обслуживанием, психологическая адаптация, создание социальных условий). Целесообразность такого подхода определяется тем, что, несмотря на значительные успехи медицины, число инвалидов неуклонно растет и составляет, по данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% населения земного шара. Рост инвалидности в большинстве стран мира связан "с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами..." (С.П. Евсеев,1998). В Российской Федерации ситуация аналогичная. "Экологические катастрофы, войны, криминогенная обстановка, отягощенная наследственность, заболевания, травмы, увечья, полученные на производстве, в быту, на транспорте и т.п., увеличивают число инвалидов приблизительно на 200 тысяч ежегодно", констатирует один из основоположников адаптивной физической культуры в России С.П. Евсеев (1998) в своей теоретической работе и повторяет это в беседе с корреспондентом Сергеем Краюхиным: "В России в настоящее время семь миллионов человек официально зарегистрированы как инвалиды первой, второй и третьей группы. А если учесть больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных в результате травм и заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, тогда их общее число будет насчитывать 20-25 миллионов человек".

До последнего времени в России эта группа относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Ее проблемы не было принято обсуждать публично. "Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов" (П.А.Виноградов, А.Н. Душанин, В.И. Жолдак, 1996).

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а тем более "спорт" несовместимы, и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья, 90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

Каковы же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в России? По нашему мнению, среди основных причин следует назвать такие:

- отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;

- недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и в первую очередь руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;

- развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно -оздоровительных и спортивных организаций;

- полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и прежде всего возможность личного передвижения, а также передвижения в общественном транспорте, нерешенность проблем в градодорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;

- отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;

- низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих инвалидов;

- излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности.

Указом Президента Российской Федерации (№ 802 от 27 июня 1992 г.) было рекомендовано определить приоритетные направления фундаментальных и прикладных исследований по проблемам инвалидности и инвалидов. Спустя несколько лет Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос "О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов". В своем постановлении по этому вопросу Коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работе среди этой группы населения.

В числе главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте - отсутствие нормативно -правовых основ. На наш взгляд, как уже отмечалось выше, первостепенным является отсутствие в России социально-экономических условий для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными, политическими деятелями важности решения этой проблемы и преодоленя устаревшего взгляда на инвалидов как на ненужных обществу людей. На решение именно этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы, а также по связи с государственными и общественными организациями ГКФК России.

Наиболее полное отражение эти вопросы нашли в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФКа, сотрудниками НКФТ России и других общественных организаций (А.В. Царик,С.Д. Неверкович, В.С. Дмитриев, Л.Н. Селезнев, В.Д. Чепик и др.).

Знаменательным событием для адаптивной физической культуры в России явилось принятие Государственной думой Российской Федерации 13.01.99 и вступление в силу 29.04.99 Закона Российской Федерации "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Для изучаемой проблемы важны следующие моменты:

1. Закон рассматривает физическую культуру и спорт "...как одно из средств профилактики здоровья, поддержания высокой работоспособности человека".

2. В ст. 6 определяется возможность создания льготных условий для занятий инвалидов физической культурой.

3. Ст. 13 Закона определила, что физическое воспитание инвалидов является важнейшим направлением социальной политики государства. Здесь же органам государственной власти совместно с органами местного самоуправления предлагается активизировать агитационно-пропагандистскую и научно-исследовательскую работу.

4. Ст. 18 полностью посвящена работе с инвалидами и называется "Организация физкультурно -оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами". В силу ее значимости для данного исследования приведем ее без купюр:

" 1. "Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности, является непременным, определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно -спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются учреждениями: образовательными, здравоохранительными, социальной защиты и организациями физической культуры и спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно -оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования".

Таким образом, можно констатировать, что необходимость гуманизации и демократизации общества требует уделения особого внимания инвалидам и больным людям с точки зрения применения средств физического воспитания, способствующих сглаживанию и устранению отклонений в состоянии здоровья. Внимание при этом должно уделяться движениям, так как они являются основой развития психических процессов и организма в целом.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: