НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАРНОМУ КАТАНИЮ

Аспирант А.В. Поздняков
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

С целью выяснения мнений специалистов по вопросам содержания, направленности и структуры учебно-тренировочного процесса на этапе начального обучения парному катанию было проведено анкетирование. Применение метода анкетирования позволило в определенной мере получить ответы на интересующие нас вопросы. Обработка ответов опрошенных экспертов позволила выявить их представление об особенностях общей и специальной физической подготовки на этапе начального обучения парному катанию.

На поставленные в анкете вопросы ответили 17 специалистов -практиков по парному катанию. Из них 3 заслуженных тренера СССР, 2 кандидата педагогических наук, 2 мастера спорта международного класса, остальные - мастера спорта.

Согласно анализу полученных данных 29,4% респондентов считают, что на этапе начального обучения парному катанию наиболее приемлемый объем занятий по ОФП - 6-7 ч в неделю, 41,16% - что 4-5 ч, 17,64% - что 2-3 ч в неделю, а 11,76% полагают, что таким занятиям надо уделять больше 7 ч в неделю.

41,16% респондентов рекомендуют заниматься СФП на этапе начального обучения 6-7 ч в неделю, 29,4% - 4-5 ч, 11,76% - больше 11 ч, по одному опрошенному (5,88%) считают, что достаточно 2-3, 8-9 и 10-11 ч.

Основная масса анкетируемых склонны включать равное количество силовых, скоростных и скоростно-силовых упражнений в занятия по ОФП и СФП на этапе начального обучения парному катанию. Однако согласно опросу среднее процентное отношение силовых упражнений к скоростным и к скоростно-силовым составило 31,65 : 28,13 : 40,19%. Очевидно, что большинство специалистов на этом этапе обучения уделяют большее внимание скоростно-силовым упражнениям.

Абсолютное большинство респондентов (76,44%) на занятиях по ОФП в первый год обучения предлагают своим ученикам упражнения с отягощением собственным весом, 11,76% считают, что на этапе начального обучения парному катанию более полезны упражнения с внешним отягощением, а еще два специалиста советуют совмещать упражнения с внешним отягощением и с отягощением собственным весом.

По мнению всех анкетируемых, на занятиях силовой подготовкой с юношами особое внимание следует обратить на развитие мышц спины. 41,16% не менее важным считают развитие мышц кистей, 58,8% - мышц рук, 52,92% - мышц пресса, 35,28% - мышц ног и 23,52% - укрепление голеностопа.

Большинство опрошенных (82,32%) также считают, что на занятиях силовой подготовкой девушек особое внимание следует обратить на развитие мышц спины; 58,8% - мышц брюшного пресса; 70,56% - мышц кистей, а также мышц рук; 23,52% убеждены, что надо уделять особое внимание развитию мышц нижних конечностей и 52,92% - укреплению голеностопа.

На этапе начального обучения для повышения скоростных способностей 64,68% респондентов предлагают такие методические приемы, как упрощение структуры действия и лидирование, 11,76% - использование облегчающих внешних условий, 17,64% - использование эффекта "ускоряющего последействия", столько же опрошенных предложили свои варианты методических приемов, включающие бег на короткие дистанции (30,60 м) с ходу, спортивные игры.

С точки зрения большинства специалистов (76,44%), для повышения скоростно-силовых способностей используют разнообразные прыжки и ряд действий, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью. Треть опрошенных предлагают своим ученикам броски и поднимания спортивных снарядов, 11,76% респондентов считают, что метания и толкания способствуют развитию скоростно-силовых качеств на этапе
начального обучения парному катанию. 17,64% опрошенных предложили свои варианты методических приемов: прыжки со скакалкой, бег с использованием элементов ОФП и СФП, легкоатлетический бег, бег в гору, по лестнице, по мягкой поверхности, а также комплексное использование предложенных в анкете вариантов.

На занятиях по ОФП, по мнению 52,92% анкетируемых, упражнения на развитие гибкости должны занимать 20% времени занятия, по мнению 17,64% - 30% , а 23,52% считают, что достаточно 10%. Большинство респондентов (76,44%) считают, что упражнения на гибкость следует выполняться с широкой амплитудой движения.

29,4% опрошенных считают, что специальные упражнения на ловкость, должны занимать 20% времени занятий по ОФП и СФП; столько же предполагают, что 25-30% времени занятий должны посвящаться специальным упражнениям на ловкость; 17,64% респондентов развитию ловкости у начинающих "парников" уделяют более 40% времени тренировки и только 2 человека - меньше 20% (соответственно 15 и 10%).

Методом опроса специалистов установлено среднее процентное соотношение подводящих упражнений (поддержек, подкруток, прыжков, выбросов, тодесов) на занятиях по СФП (соответственно 25,29 : 21,76 : 21,18 : 18,53 : 13,24%).

При обучении поддержкам 64,68% респондентов обращают особое внимание на такие технические моменты, как темп движений, работа партнера при подъеме, толчок партнерши, синхронность движений, а 52,92% - на такое, как положение партнерши в воздухе. 23,52% считают, что важен момент опускания партнерши партнером.

При обучении подкрутке 82,32% опрошенных обращают внимание на темп движения и выброс партнером партнерши. Большинство специалистов (88,2%) считают, что очень важный технический момент - это толчок партнерши руками и ногами. 41,16% анкетируемых выделяют синхронность движений партнеров и ловлю партнерши партнером, а 35,28% - группировку партнерши в воздухе.

При тренировке прыжков 88,2% опрошенных обращают особое внимание на работу рук, а 82,32% - на работу ног. 52,92% считают, что следует обратить внимание на приземление после прыжка, 47,04% - на группировку в воздухе, 23,52% анкетируемых полагают важной центровку вращения в воздухе, а один специалист предлагает проследить за синхронностью работы рук и ног.

Большинство респондентов (70,56%) при работе над выбросами особо отмечают синхронность движений партнеров, 52,92% уделяют внимание приземлению партнерши, работе ног и рук партнера при отталкивании. 47,04% считают, что следует обратить внимание на центровку вращения в воздухе, а 58,8% выделяют такой технический момент, как работа рук партнерши при отталкивании. Акцент на группировке партнерши в воздухе отмечают 17,64% анкетируемых и, наконец, 35,28% обращают особое внимание на работу ног партнерши при отталкивании. Один анкетируемый подчеркивает, что в выбросах очень важен темп движений.

При обучении тодесам 88,9% анкетируемых заостряют особое внимание на положении партнерши, а 55,6% - на положении партнера. Один респондент предлагает своим ученикам при подводящих упражнениях обращать внимание на такие технические моменты, как работа рук партнера и особенно партнерши.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!